UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что изменится для украинского бизнеса после реформы корпоративной отчетности ЕС

Автор: Иван Чалый

Если вы сотрудничаете с европейскими компаниями, — считайте, что переход к европейским стандартам отчетности для вас уже наступил. И несмотря на то, что речь идет об отчетности корпоративной, жизнь станет другой для всех, кто сотрудничает с компаниями ЕС, даже если вы и не являетесь корпорацией. 

В конце 2023 года ЕС опубликовал Делегированный регламент Комиссии 2023/2772. Регламент содержит 12 новых европейских стандартов отчетности об устойчивом развитии (ESRS). Указанные стандарты имеют целью практическую реализацию установок Директивы по корпоративной отчетности об устойчивом развитии (CSRD). Регламент применяется с 1 января 2024 года для финансовых годов, начинающихся с или после этой даты.

Читайте также: Правительство планирует улучшить систему аудита по общемировым стандартам: что предлагают

Итак, с этого года так называемая постоянная отчетность вошла в повседневную жизнь европейского бизнеса. Она охватывает три сферы корпоративных реалий: 

Троица ESG стала не только надежным механизмом внутрикорпоративного риск-менеджмента, но и каналом всеобъемлющей общественной подотчетности компаний.

Главное отличие «постоянной» отчетности от традиционных финансовых отчетов заключается в значительно более широком периметре информационного охвата: корпорации должны отчитываться не только о своей деятельности и/или деятельности подконтрольных субъектов хозяйствования, но и о деятельности компаний во всей цепочке создания стоимости. Это страшное словосочетание уже известно тем украинским бизнесменам, кого европейские клиенты ранее успели ознакомить со строгими требованиями своих кодексов поведения поставщиков. Но если до 2024 года такие фокусы для европейского бизнес-сообщества были, скорее, добровольной экзотикой, то теперь мониторинг ESG-показателей на всю глубину цепочек поставки для ведущих предприятий ЕС стал обязательным. 

На практике это означает, что крупные европейские покупатели и заказчики начнут проверять состояние соблюдения ESG-стандартов у своих поставщиков и подрядчиков.

Читайте также: Реформа регулирования бизнеса: «гильотина» или зачистка?

Проще всего продемонстрировать этот феномен на примере ESRS S2 «Работники в цепочке создания стоимости» (Workers in the value chain).

В «периметр» этого стандарта входят не только работники, которые трудятся в компаниях «восходящих» (upstream) цепочек поставки, но и работники «нисходящих» (downstream) логистических структур, ритейлинга, франчайзинговых сетей, а также совместных предприятий. 

Когда наши топ-менеджеры слышат о нарушении прав человека в бизнесе, большинство из них думает, что речь идет о каких-то бизнес-перверсиях вроде детского или принудительного труда. Но на самом деле все гораздо серьезнее. Права человека содержат и трудовые права работников в самом широком понимании. ESRS S2 охватывает вопросы:

Здесь уместно вспомнить проект нового Трудового кодекса, созданный украинскими чиновниками, который на уровне базового законодательства закладывает мины несоответствия указанным стандартам.

Не менее важным для нас является то, что компании, подпадающие под действие ESRS S2, должны выяснять, в частности, и вопрос использования контрагентами так называемого ненадежного (precarious) труда. А в это понятие стандарт включает и работу по краткосрочным контрактам, и на условиях неполного рабочего дня или субподряда, привлечение неофициальных (informal) работников и другие проявления гиг-экономики. 

От грандов европейского бизнеса ESRS S2 требует отчитываться о процессах взаимодействия с работниками предприятий-поставщиков и, в частности, о том, какими каналами поддерживается связь с ними. Вместе с тем компании должны отчитываться и о том, как они обеспечивают конфиденциальность жалоб и анонимность жалобщиков. Информацию о предоставленных средствах правовой защиты тоже нужно обнародовать.

Согласно предписаниям ESRS S2, крупный евробизнес отныне должен раскрывать информацию обо всех выявленных случаях нарушения принципов Глобального договора ООН в цепочках поставки, обо всех серьезных нарушениях и инцидентах с правами человека.

Читайте также: Угрожающие изменения трудового законодательства Украины во время войны

Конечно, в таких обстоятельствах проблемы с соблюдением прав работников могут угрожать поставщикам разрывом бизнес-отношений. Поэтому ESRS S2 предлагает крупным предприятиям ЕС отчитаться в том, принимается ли во внимание положение работников поставщиков во время решения вопросов о прекращении деловых отношений с такими поставщиками.

О том, что ESG-критерии вскоре будут определять объемы возможных инвестиций, ZN.UA предупреждало еще в 2021 году. Конечно, в стране, где большинство иностранных инвестиций — это «собственные деньги с Кипра», шума эти предупреждения не наделали. Но ESG прогрессирует и углубляется, теперь это — не только вопрос возможности или невозможности привлечения дополнительных средств в развитие, но и присутствия или отсутствия на рынке ЕС, то есть сверхважный для значительной части украинского бизнеса.

Какие выводы должен сделать разумный руководитель украинского предприятия, которое является звеном цепочки европоставок? Ответ простой: заботливое отношение к своим работникам — залог надежного сбыта товаров и услуг. Обижать украинских работников — значит рисковать своим бизнесом. Поэтому самые разумные руководители наших компаний уже сейчас начинают готовить управленческий персонал к составлению корпоративной отчетности, ориентируясь на новые европейские стандарты. И присматриваются к нишам в цепочках, которые могут освободить их невнимательные к ESG-критериям конкуренты.