UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Укрзалізниця" не выполнит планов обновления подвижного состава из-за саботирования тендеров олигархическими "прокладками"

Еще до 2017 г. "Укрзалізниця" получила от правительства беспрецедентный аванс - право осуществлять закупки для модернизации и обновления подвижного состава на 16 млрд грн до утверждения сводного финплана.

Автор: Владислав Поколев

Еще до 2017 г. "Укрзалізниця" получила от правительства беспрецедентный аванс - право осуществлять закупки для модернизации и обновления подвижного состава на 16 млрд грн до утверждения сводного финплана.

И "Укрзалізниця" якобы этим правом воспользовалась. Уже в первом квартале т.г. без финплана запущена процедура закупки подвижного состава и комплектующих к ним. Но подход к ценообразованию будущих закупок у железнодорожников, как оказалось, был поверхностный - большинство тендеров объявили по заниженным ценам, что не давало возможности вагоностроителям участвовать в них. Никто не будет работать себе в убыток.

Казалось, правительство отреагировало на это. Национальный комитет по промышленному развитию, возглавляемый премьер-министром, вмешался в ситуацию и на заседаниях экспертных комиссий более-менее урегулировал часть вопросов стоимости новой железнодорожной техники, которую планирует закупить "Укрзалізниця". Наконец, вагоностроители оживились в ожидании заказов украинской железной дороги, подготовились к тендерам и…

Не так случилось, как предполагали. Кланам - присоскам "Укрзалізниці" - начхать на отечественных производителей, жадность - основная движущая сила их действий. И заинтересованный читатель видит, как саботируют тендеры "Укрзалізниці" фирмы-"прокладки".

В СМИ время от времени появляются публикации на эту тему. Например, ООО "Максмед Интернэшнл" и ООО "Евроклинсервис" - фирмы, которые не производят никаких продуктов, т.н. купи-продай, оспаривают все значительные закупки "Укрзалізниці", пытаясь правдами и неправдами завладеть заказом или не допустить логичного завершения тендерной процедуры по заключению договора по результатам акцепта с производителем. Кредо таких фирм: либо товар будет поставляться через нас, либо закупка не состоится. И оба варианта, надо понимать, обеспечивают им положительный результат. Если "Укрзалізниця" сдастся, то "прокладка" выставит условие производителю о поставке товара через нее с получением соответствующих комиссионных. Если нет, правление "Укрзалізниці" запишет очередной минус себе в послужной список за невыполнение планов капитальных вложений, тем самым приблизив конечный срок своего пребывания у руля. А вдруг придут более покладистые!

Хорошо разбираясь в несовершенном законодательстве о публичных закупках, эти две "прокладки" поочередно сначала требуют отменить какое-то из прописанных условий в тендерной документации, а затем, после рассмотрения АМКУ поданной жалобы, независимо от окончательного решения органа обжалования об удовлетворении или отклонении первой жалобы, подают следующую. При этом в новой жалобе уже другая фирма, "обиженная" решением АМКУ, требует вернуть упраздненные нормы, либо первая компания направляет новую жалобу на другие условия тендерной документации.

Такой симбиоз этих двух компаний наблюдается в т.г. по многим тендерам "Укрзалізниці". Эти данные есть в системе Prozorro.

Например, относительно тендера на закупку рельсов, подкладок и накладок на ожидаемую общую сумму 2,02 млрд грн. Сначала жалобу подало ООО "Максмед Интернэшнл" с требованием разделить на отдельные лоты подкладки и накладки, рельсы с закаленной поверхностью катания и с закаленной боковой поверхностью катания. АМКУ удовлетворил жалобу. Потом, 17.05.17 г., тендер железной дороги обжаловало ООО "Евроклинсервис" по вопросу сертификации предлагаемого товара.

В апреле компания "Евроклинсервис" участвовала в тендерах филиала "Дарницкий вагоноремонтный завод" на закупку профиля Z-310 для хребтовой балки. Победителем стала "Максмед Интернэшнл" с суммой предложений свыше 8 млн грн.

Хорошо определена работа этих компаний в тендерах на закупку полувагонов. Фирма "Максмед Интернэшнл" 24 мая т.г. подала жалобу в АМКУ, рассмотрение которой состоялось 13.06.17 г. с результатом "отклонить". И в этот же день, воспользовавшись в связи с представленной жалобой "Максмед Интернэшнл" продленным сроком обжалования до 16.06.17 г., компания "Евроклинсервис" направляет другую жалобу. Так можно действовать до бесконечности, поскольку сроки обжалования будут продлеваться автоматически.

Аналогичная ситуация относительно тендера на закупку дизель-поездов. 28.04.17 г. "Максмед Интернэшнл" направила первую жалобу. Решение АМКУ от 23.05.17 г. - "отклонить жалобу". И неугомонная "прокладка" 26.05.17 г. подает другую жалобу. Рассмотрение жалобы АМКУ назначено на 16.06.17 г., а срок обжалования - продлен до 18.06.17 г. Как вы думаете, что будет дальше? Думаю, мы это увидим уже в ближайшее время.

Главная проблема ситуации - что, даже прищучив такие фирмы, результата не добьемся, потому что появятся новые, с новыми жалобами. Так неужели правительство не может вмешаться в ситуацию и внести под лозунгами поддержки отечественных производителей немедленные изменения в законодательство о публичных закупках, которые бы ограничили для таких фирм-"прокладок" возможность направлять жалобу за жалобой и саботировать тендеры "Укрзалізниці"?

И скажите, кто будет отвечать в такой ситуации за простой отечественных вагоностроительных предприятий, в которых появилась надежда выжить… и тут же почти угасла?

А пока что имеем то, что имеем…