UA / RU
Поддержать ZN.ua

Транспортная отрасль: итоги-2011 и планы-2012

За минувший год в Украине всеми видами транспорта было перевезено почти 650 млн. тонн грузов, что на 9,2% превышает показатель предыдущего года.

Автор: Олег Маковский

За минувший год в Украине всеми видами транспорта было перевезено почти 650 млн. тонн грузов, что на 9,2% превышает показатель предыдущего года (595 млн. тонн). Таким образом, рост объемов перевозок в отрасли опередил не только динамику экономики в целом (по данным Госстата, рост ВВП за 2011 год составил 5,2%), но и промышленности (7,3%).

Наибольший удельный вес в валовых показателях транспортников традиционно приходится на железнодорожников, обеспечивших в январе-декабре 2011 года перевозку 468 млн. тонн грузов (72% общего объема). Однако самый большой прирост был зарегистрирован в других секторах отрасли. Одно из наиболее значимых достижений, записанных себе в актив транспортниками в прошлом году, - увеличение на 20,8% транзита в морских торговых портах (до почти 40 млн. тонн против 33 млн. в 2010-м). В значительной мере, по словам вице-премьер-министра Украины - министра инфраструктуры Бориса Колесникова, это стало результатом целенаправленно реализовывавшейся на протяжении года максимально гибкой тарифной политики. Сохранить существующие и привлечь дополнительные грузопотоки удалось в том числе и благодаря предоставлению транзитерам тарифных преференций (скидок в размере от 18 до 50% от граничных аккордных ставок платы за выполнение погрузочно-разгрузочных работ с транзитными грузами в украинских портах).

Еще одним лидером прироста грузоперевозок оказался автомобильный транспорт (плюс 12,7% за 2011 год). К слову, в прошлом году в Украине отремонтировано и построено более двух тысяч километров автодорог.

А вот в сфере пассажирских перевозок быстрее всего наращивал показатели авиатранспорт. Пассажиропоток через отечественные аэропорты вырос в прошлом году на 21,7% (с 10,2 до 12,5 млн. человек). При этом отечественные авиаперевозчики записали в свой актив почти полуторамиллионное увеличение количества перевезенных пассажиров (с 6,1 до 7,5 млн. человек, или на 22,9%).

По словам Бориса Колесникова, на увеличение объемов перевозок повлияло в том числе и введение в эксплуатацию в аэропортах в преддверии Евро-2012 новых объектов и реконструкция существующих (благодаря чему Украина может похвастаться аэропортами международного уровня в четырех городах - Харькове, Донецке, Киеве и Львове). В результате за счет развития международных и внутренних регулярных рейсов выросли и объемы пассажирских перевозок. Среди факторов, влияющих на показатели работы украинских авиакомпаний, - расширение маршрутной сети, увеличение интенсивности полетов на уже существующих направлениях.

Так, отечественные операторы открыли 13 новых регулярных маршрутов (сегодня девять украинских авиакомпаний осуществляют рейсы в 48 стран). А прирост количества перевезенных ими пассажиров на международных авиарейсах оказался едва ли не полуторакратным (до 4,3 млн. человек, плюс 42% по сравнению с 2010 годом).

Также на украинском рынке в прошлом году появилось десять новых иностранных авиаперевозчиков (всего их сегодня 56 из 33 стран), два из которых (итальянская Wind Jet и Fly Dubai из ОАЭ) относятся к категории low-cost.

***

Все вышеперечисленные показатели имеют хорошие шансы значительно быстрее расти в будущем. Ведь когда заходит речь об основных стратегических преимуществах Украины, традиционно упоминаются связанные с ее географическим положением грандиозные возможности именно в транспортной сфере. Однако почти все двадцать лет независимости были периодом разочарований и потерянных возможностей практически во всех секторах - железнодорожных, морских, автомобильных и авиаперевозок. Отчасти «благодаря» неадекватной государственной тарифной политике. Но также из-за предопределенного извечным дефицитом капитальных вложений постепенного упадка инфраструктуры: железных дорог и вокзалов, автомобильных дорог и таможенных терминалов, авиационных и морских портов. И в этом контексте подготовка к проведению Евро-2012, сколько бы ее ни критиковали за дефицит участия частного капитала и привлечения негосударственных инвестиций, прогнозируя миллиардные прямые убытки, дает хороший шанс на качественный прорыв. В зависимости от того, как завтра или через пять лет строящаяся сегодня инфраструктура будет использоваться.