UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Солнечный камень» и большие деньги

До недавних пор янтарный бизнес служил лучшим примером того, как «хорошо» Украина умеет терять свои шансы там, где это, казалось бы, невозможно.

Автор: Якуб Логинов

За несколько месяцев до Евро-2012 все более актуальным становится вопрос, каким образом использовать это событие для промоушна Украины в мире. В этом контексте следует обратить внимание на янтарь, который многие хотели бы видеть одним из основных украинских брендов. Идея не но­ва, и ее даже начали воплощать в жизнь, в частности на Ривнен­щине, которую не случайно называют янтарным краем. Важно и то, что трудно найти лучший бренд, одинаково хорошо представляющий как Украину, так и второго соорганизатора Евро-2012 - Поль­шу. Ведь, кроме этих двух стран, месторождения янтаря есть только в России и Литве.

До недавних пор янтарный бизнес служил лучшим примером того, как «хорошо» Украина умеет терять свои шансы там, где это, казалось бы, невозможно. На «солнечном камне» большие деньги делали и поляки, и австрийцы, и китайцы, только не сами украинцы - конечно, если не считать лиц, причастных к нелегальным схемам добычи, торговли на черном рынке и контрабанде. Ситуация проста: украинское янтарное сырье массово вывозят за рубеж, причем копатели и продавцы получают за него копейки. В Польше, Литве или Китае янтарь обрабатывают, создавая настоящие шедевры, которые потом можно купить по невероятным ценам в самых дорогих магазинах Вены, Кракова или Гданьска. На одних только воспоминаниях об историческом янтарном пути успешно зарабатывают чехи, австрийцы и венгры. Так, янтарная выставка в восточной Австрии стала магнитом для туристов, которые в ином случае туда бы не приехали. В конце концов, знакомясь с информационными материалами организации «Австрийский янтарный путь», можно сделать вывод, что европейским центром янтаря являются именно Австрия и соседняя Венгрия, а не Польша или Украина, о которой, кстати, там нет ни слова.

Главные проблемы украинского янтаря - это нелегальная добыча и отсутствие официального рынка. Фактическую монополию на добычу и торговлю «золотом севера» имеет государство (кроме него, концессия на добычу есть у одной частной фирмы), но параллельно функционирует немало нелегальных копачей и контрабандистов. Старатели добывают сырье дешевле, чем официальные предприятия, поскольку не платят экологический сбор, не занимаются геологическими исследованиями, рекультивацией территории или даже арендой земельного участка. На черном рынке янтаря много, при этом в Украине есть много фирм, которые бы с удовольствием купили этот янтарь для производства из него ювелирных изделий. Но это можно сделать только нелегальным путем - янтарь пока имеет статус драгоценного камня, что усложняет легальную торговлю этим сырьем.

В этих условиях старателям проще продать янтарь по цене ниже его реальной стоимости покупателям из Польши, Литвы или Беларуси (отсюда и проблема контрабанды). Вместе с тем украинским фирмам иногда удобнее купить сырье... в России или в той же Польше, потому что легальная украинская добыча не покрывает спрос на него. Этим можно объяснить то, почему Украина не использует свои преимущества, имея залежи столь ценного сырья. Хотя теоретически именно Ривне, а не Гданьск, могло бы носить звание мировой столицы янтаря и зарабатывать на этом вполне конкретные дивиденды.

О том, как разрешить эту патовую ситуацию, уже давно говорят представители местной власти и бизнеса Ривненщины. Рецепт следующий: исключить янтарь из перечня драгоценных камней (что сделает возможной легальную торговлю), отказаться от государственной монополии на добычу янтаря, легализовать его старательскую добычу (с небольшой оплатой), а также создать янтарную биржу в городе Ривне, поддерживая развитие различных культурных и турис­тических проектов, в которых янтарь используется в качестве главного мотива. При этом тесно сотрудничать с Польшей и другими янтарными странами, опыт которых может быть полезен для Украины.

До недавнего времени казалось, что этот вопрос будет решен раз и навсегда. Еще в сентяб­ре 2010-го Верховная Рада все же приняла долгожданный закон о янтаре, учитывавший выше­указанные предложения. Что важно, был достигнут и политический консенсус: «за» голосовали депутаты как Партии регионов, так и оппозиции. Но в декабре 2010-го закон неожиданно ветировал президент, что крайне удивило янтарщиков. Тогда администрация президента обещала доработать законо­проект и внести его на рассмотрение в новой редакции в начале 2011-го, но дальше деклараций дело не пошло.

Что характерно, представители янтарной отрасли сразу же меняют тему, когда речь заходит о причинах вето и отсутствии нового законопроекта. Напомним, что Виктор Янукович, еще будучи премьер-министром, неоднократно посещал Ривненщину и искренне поддерживал именно такое решение янтарной проблемы. В конце концов, принятие закона о янтаре было бы невозможно без активной работы губернатора Ривненщины Василия Берташа, который все это согласовывал с гарантом. И вдруг - изменение позиции Банковой на 180 градусов.

Неофициально все объясняется тем, что украинским янтарем всерьез заинтересовались бизнесмены из Китая, рассчитывающие на крупные партии сырья по относительно низким ценам. Не надо объяснять, что либерализация рынка и прозрачные правила добычи и торговли янтарем китайским предпринимателям и их украинским партнерам не нужны.

Из большого плана по реформированию янтарной отрасли в результате остались только культурная и туристическая части, а также сотрудничество с Польшей. Следует признать, что на Ривненщине за последние месяцы много сделали для популяризации янтаря как украинского бренда. Речь идет, в частности, о таких инициативах, как Музей янтаря в Ривном, фестиваль «Янтарный путь», международная конференция янтарщиков в октябре 2011-го или янтарные конкурсы красоты. Много проектов разработали также в Киеве, в их числе янтарный ресторан и выставка янтаря в Софии Киевской.

Хотя развивать бренд «янтарь» без решения вопросов прозрачной добычи и торговли будет сложно, подобные инициативы все же имеют глубокий смысл. Следует отметить, что проблемы с нелегальной добычей и непрозрачными схемами деятельности возникают и у поляков, но, несмотря на это, они смогли разрекламировать свой балтийский янтарь в мире. Хорошим примером является Гданьск, где и в историческом центре, и на приморских набережных продают изделия из янтаря. Так, на улице Мариацкой можно купить настоящие шедевры, например шахматы из янтаря всего за 30 тыс. евро. Подобные цены здесь никого не удивляют, а ювелиры без проблем находят покупателей даже на такие дорогие янтарные изделия, в частности среди туристов из Германии, Швеции или США.

С 2007 года Гданьск делает все возможное, чтобы в мире его ассоциировали именно с янтарем и с революцией «Солидарности». Примером для властей города стал Антверпен, являющийся мировой столицей бриллиантов. Хорошей возможностью для Гданьска превратиться в янтарную столицу мира может стать Евро-2012. Даже стадион «Амбер арена» имеет вид и цвет огромного янтарного камня. Янтарь является также главным мотивом большинства рекламных роликов, посвященных будущему футбольному чемпионату.

Видя все это, трудно поверить, что у «мировой столицы янтаря» серьезные проблемы с... янтарным сырьем. В Польше нет промышленной добычи янтаря, а получить концессию на старательскую добычу почти невозможно. Поэтому большую часть янтаря получают в результате нелегальной добычи или как контрабанду - из России или Украины. В Гданьске в 2007 году попытались легализовать старательскую добычу, но это не принесло желаемых результатов. Польские янтарщики тоже ждут принятия закона о янтаре, однако сейчас нет шансов изменить геологическое законодательство. А самые перспективные с точки зрения добычи янтаря земельные участки на гданьских Стогах... заливают бетоном. Так, новый контейнерный терминал и логистический центр в гданьском порту строят прямо на янтаре, несмотря на протесты ювелиров: почему сначала тут не добывается янтарь? Также речь идет о непрозрачных схемах: если официально вопрос янтаря не стоит, то кто-то причастный к строительству порта может на этом хорошо заработать.

Что будет дальше с украинским и польским янтарем? По-прежнему будут преобладать непрозрачные схемы добычи, торговли и контрабанды? Все указывает именно на это. А значит, Украина и Польша и в дальнейшем не воспользуются своим потенциалом как одни из немногих стран, имеющих месторождения этого уникального камня. Евро-2012 еще может немного изменить ситуацию к лучшему, и в этом случае, возможно, и удалось бы пропагандировать янтарь как украинский бренд. Но без решения вопросов либерализации добычи эффект от такого промоушна будет небольшим.