UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сможет ли концессия поднять Маленькую Украину?

Как горный инженер могу сказать одно: без государственной поддержки шахты долго работать не могут, поэтому выход один — при­вле­чение инвестора на условиях концессии.

Автор: Юрий Стасько

Как известно, на днях были подведены итоги конкурсов о передаче в концессию двух угледобывающих госпредприятий - «Свердловантрацит» и «Ровенькиантрацит». Минэнергоугольпром выбрало концессионером целостных имущественных комплексов угледобывающих предприятий компанию ДТЭК Рината Ахметова. Также известно о неоднозначных комментариях этого события. Хотя критикам все, что нужно сделать, - это съездить в эти го­рода и спросить: кому, собственно, кроме Ахме­това и самих жителей Ровеньков и Свердловска, нужны эти предприятия с их сложными социальными проблемами, долгами, советскими пролетарскими традициями и такими же (по давности лет) основными фондами? Европейцам? У них и своих проблем в Париже и Риме хватает. Другим бизнесменам, которые больше привыкли жить за счет дотаций с государственных шахт, чем инвестировать в производство? Что-то таковых не отыскалось. А если посмотреть, что за семь лет, например, в «Павлоградуголь» вложила ДТЭК? А ведь там 5,4 млрд. грн. было инвестировано.

«Экономика Свердловска зависит целиком и полностью от работы угольных предприятий. Так было всегда. В валовом объеме производства около 90% - это уголь. Из 30 тыс. работающих более 17 тыс. работают на ГП «Свердловантрацит», - говорит мэр Сверд­ловска Александр Шмальц. - Поэто­му жизнь города зависит от этого градообразующего предприятия. Экономическая, политическая и моральная обстановка зависит от шахтеров. Но как горный инженер могу сказать одно: без государственной поддержки шахты долго работать не могут, поэтому выход один - при­вле­чение инвестора на условиях концессии. Другого пути просто нет, потому что концессионер будет вкладывать средства в обновление основных фондов, обновление обо­рудования, он будет заинтересован в повышении производительности труда».

Социальная сфера на плечах «атлантов»

Маленькая Украина (не путать с Малороссией) - это не страна, где живут пресловутые, но не известные антропологам «маленькие украинцы». Это города и веси, населенные такими же людьми, как, скажем, киевляне. О двух руках, о двух ногах, среднестатистических пропорций. Но по причине отсутствия нормальной работы и (или) возможности уехать в поисках таковой (да хотя бы в столицу) вынужденными хоть как-то заполнять статотчетность о наличии жизни в Ucraina Parva.

О жизни в селах и городах этой Украины в столице мало кто знает, но любят клясться ею в программных речах, предвыборных спичах и партийных тропарях. Хотя должно быть интересно - как там живут аборигены?

Если набрать в поисковике Google «Ровеньки и Свердловск», пятой ссылкой выпадает: «Ме­няю 2-комнатную квартиру в г. Ровеньки или 2-комнатную в г. Свердловск Луганской обл., или обе на жилье в городе Ясиноватая. Рассмотрю все предложения». А вы говорите - Киев. А отдать два жилья за одно в Ясиноватой - слабо?

В Свердловске и Ровеньках практически вся социальная сфера лежит на плечах крупнейших градообразующих, к тому же государственных угольных предприятиях - соответственно, ГП «Свердловантрацит» и ГП «Ровенькиантрацит», от которых зависит состояние всех социальных объектов, а значит, и уровень жизни горожан в целом. Государство не может обеспечить нормальное функционирование даже самих этих госпредприятий, не говоря уж о соцсфере.

Например, на балансе «Сверд­лов­антрацита» сейчас находится жилфонд (364 жилых дома, расположенных не только в Свердловске, но и в шахтерских поселках Комсомольский, Бирюково, Шахтерский и др.), пять котельных (две газовые и три угольные), детский оздоровительный центр «Королевские скалы», физкультоздоровительный комплекс «Шахтер» (стадион, круглогодичный бассейн, два спортзала), а также два санатория-профилактория. Только за один сентябрь 2011 года содержание этой инфраструктуры обош­лось «Свердловантрациту» без малого в 4 млн. грн.

«Если в ближайшие несколько лет не привлечь и не мобилизовать капитал для инвестиций, мы понимаем, что даже такие предприятия, как «Ровеньки­антрацит» и «Свердловантрацит» останутся бесперспективными. Сейчас главное - сделать все, чтобы эти госпредприятия остались точками роста угольной промышленности», - сказала находившаяся там в сентябре, не имеющая отношения к «Коро­левс­ким скалам», но возглавляющая комитет Верховной Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталья Коро­левская.

Итак, свершилось. Инвестора, с которым в ближайшее время будут заключены концессионные соглашения на 49 лет, что называется, «привлекли», признав его предложения предпочтительными по 14 из 16 критериев (о которых - ниже). Финансовые аспекты, кстати, оценивала одна из ведущих мировых аудиторских компаний - Price­water­houseCoopers.

«Объем добычи угля «Ро­веньки­­антрацита» увеличится с 7 млн. тонн в 2012 году до 7,1 млн. тонн в 2016-м, «Сверд­лов­антрацита» - с 6,75 млн. тонн в 2012 году до 7,18 млн. тонн в 2016-м. Капитальные инвестиции в «Ровеньки­антра­цит» в 2012-2016 годах составят 2,998 млрд. грн., «Сверд­ловантрацит» - 2,729 млрд. грн.», - подвел итоги председатель конкурсных комиссий, замминистра энергетики и угольной промышленнос­ти Сергей Чех. Он подчеркнул, что победители обязуются обес­печить большие объемы добычи угля на предприятиях и инвестиций в их развитие (по этому показателю совокупное предложение на 434 млн. грн. выше), чем второй претендент - компания «Донецк­сталь».

Ежеквартальный концессионный платеж по ГП «Ровеньки­антрацит» составит 17 млн. грн., по ГП «Свердловантрацит» - 13 млн. грн.

«Но меня как мэра города интересует социальный вопрос», - заявил А.Шмальц.

Что ж, победитель согласился отремонтировать объекты жилого фонда предприятий и передать их на баланс соответствующих городских общин. «Социаль­ный вопрос» не должен портить хороших жителей Маленькой Украины.

Любимый город может спать спокойно?

Заместитель мэра г. Ро­вень­ки по социальным вопросам Виктор Михайличенко считает логичной победу ДТЭК в концессионном конкурсе: «Мне известно, что в прошлом году ДТЭК инвестировала 550 млн. грн. в «Свердлов­атрацит» и «Ровенькиантрацит», поэтому разрешение концессионного конкурса меня не удивило, - отметил он. - В целом я приветствую итоги конкурса».

Председатель Независимого профсоюза горняков, народный депутат и член конкурсной
комиссии по концессии Михаил Волынец сказал о своем, проф­союзно-наболевшем: «Нас, представителей профсоюзов, инте­ресовал социальный блок, в частности, интересы работников предприятий. И высокие баллы от профсоюзов ДТЭК получила благодаря тому, что, в отличие от «Донецкстали», ее инвес­тиционное предложение включало обязательство стопро­центного сохранения занятости». Он также добавил, что
инвестор согласился выполнять существующее тарифное со­глашение и коллективный договор.

Заместитель председателя Профсоюза работников угольной промышленности Валерий Мамченко (тоже член конкурсной комиссии по концессии) уточнил, что варианты, предложенные ДТЭК по развитию предприятий, были лучше с финансовой, экономической и социальной точек зрения.

По словам зампредседателя ПРУПа, для профсоюзов было важно, что ДТЭК взяла на себя обязательство принять на работу всех желающих, которые сейчас трудятся на ГП, тогда как «Донецксталь» обязалась это сделать на 80%. «То есть «Донецк­сталь» была готова уволить 8 тыс. человек. Это был бы социальный взрыв для таких городов, как Свердловск и Ровеньки», - отметил он.

К слову, о проигравших. Исполнительный директор «Донецк­стали» Александр Ша­по­валов заявил, что, несмотря на проигрыш, у компании нет претензий к самому конкурсу. Прецедент, однако, с учетом того, что нынешнее концессионирование двух угольных гос­предприятий - первое за годы независимости. «Участие в этом тендере позволило нам досконально изучить процедуру. Данный опыт очень пригодится в дальнейшем», - отметил А.Шаповалов.

Пригодится, пригодится. Утвержденный правительством список предприятий, подлежащих передаче в концессию, насчитывает 140 позиций. Есть где засучить рукава и в Маленькой Украине.