UA / RU
Поддержать ZN.ua

Прививка от безработицы и бедности

Поможет ли локализация Украине выбраться из кризиса?

Автор: Игорь Гужва

Одним из важных шагов к здоровому развитию экономики в 2020 году стала подготовка парламентским комитетом по вопросам экономического развития к принятию в целом законопроекта №3739 «О создании предпосылок для постоянного развития и модернизации отечественной промышленности». Он также широко известен среди производителей, экспертов, проукраинских политиков и их оппонентов как закон о локализации.

Локализация в публичных закупках — наличие местной составляющей в предмете закупки, осуществляемой за средства государственного или местного бюджета или за средства государственных предприятий. В мире к использованию публичных закупок правительства относятся очень осторожно, ведь в среднем это от 10 до 15% ВВП страны.

Соответственно, публичные закупки — это инструмент, которым правительства стимулируют экономическое развитие, создают рабочие места, а также обеспечивают вывод новых товаров и услуг в серийное производство.

Особенно активно этот инструмент используется во время финансовых кризисов для поддержки либо депрессивных регионов, либо отраслей экономики. Как видно из рисунка, мировой финансовый кризис стал катализатором протекционистских мер в публичных закупках, которых за последние десять лет в мире было внедрено свыше 670!

Согласно определению Еврокомиссии, требование локализации в публичных закупках до 50% — это даже не протекционизм, а политика здравого смысла. И такая политика широко используется в США, странах ЕС, Китае, Японии, Турции и многих других странах.

Впрочем, в Украине публичные закупки хоть и составляют свыше 15% ВПП, но как инструмент развития не используются. При этом для отбора тендерных предложений в таких закупках применяется лишь ценовой критерий.

Как результат, государство покупает дешевые и низкокачественные товары. При этом почти половина этих товаров импортированные. А отечественные товаропроизводители, инвестировавшие в технологии, инновации, кадры, оборудование, остаются без рынка сбыта. Ведь для таких товаров, как троллейбусы, трамваи и прочее, публичные закупки являются классическим рынком сбыта.

В мире этот процесс известен как проникновение импорта в публичные закупки. В среднем в мире проникновение импорта в публичные закупки составляет 5–7%. Вместе с тем, по словам вице-премьера Ольги Стефанишиной, правительство Украины такой учет не ведет. А напрасно, ведь ситуация в секторе публичных закупок в нашей стране едва ли не наихудшая в мире. По оценкам разных независимых центров, этот показатель составляет от 36 до 40%. Таким образом, Украина через публичные закупки ежегодно инвестирует в производство и оплачивает рабочие места и налоги в других странах на сумму свыше 8,5 млрд долл. США.

Между тем из-за отсутствия промышленной политики, в том числе по эффективному использованию публичных закупок, в стране наблюдается катастрофическая ситуация в перерабатывающей промышленности. Самые большие потери понес сектор машиностроения, в частности, производство автотранспортных средств в 2019 году составляло всего 31,0% от уровня 2012-го, продукции отрасли вагоностроения — 29,7, продукции станкостроения — 68,2, металлургической продукции — 70,8, продукции сельскохозяйственного машиностроения — 68,4%.

Сокращение доли перерабатывающей промышленности сопровождается примитивизацией производства. Например, если в докризисный период 2012–2013 годов главной статьей производства и экспорта отечественного автомобилестроения были собственно готовые автомобили, то по состоянию на сегодняшний день это комплекты проводов для свечей зажигания в транспортных средствах. В вагоностроении главная специализация изменилась с готовых вагонов на колесные пары для тележек железнодорожных вагонов. В сфере сельскохозяйственного машиностроения — с тракторов на различные навесные механизмы для тракторов. В авиакосмической отрасли — с самолетов и космических аппаратов на двигатели к ним.

Соответствующие тенденции наблюдаются и в сфере внешней торговли. Темпы роста импорта преобладают над соответствующими темпами роста экспорта. По данным Национального банка Украины, отрицательное сальдо в торговле товарами в Украине в течение 2015–2019 годов увеличилось с 3,2 млрд долл. до 13,9 млрд.

При этом структура торговли с 2007-го по 2019 год также существенно деградировала. В частности, за этот период в структуре экспорта:

— доля сырья увеличилась с 8,8 до 30,7%;

— доля средств производства уменьшилась с 14,3 до 7,1%;

— доля продукции конечного потребления остается приблизительно той же — почти 17,2%;

— доля сырья и промежуточных товаров увеличилась до более чем 75%.

Поэтому при таких условиях намерения парламента ввести обязательный критерий локализации в публичных закупках выглядит более чем обоснованно. По моему мнению, локализация — это как иммуноглобулин для экономики.

Так, Центр развития рыночной экономики CMD-Ukraine вместе с Государственным научно-исследовательским институтом информатизации и моделирования экономики провели многочисленные исследования и опросы среди как отечественных производителей, так и заказчиков. По результатам этих мероприятий установлено, что введение обязательного критерия локализации в публичных закупках в среднесрочной перспективе обеспечит: рост ВВП на 4%; Индекс продукции перерабатывающей промышленности увеличится на 11,46 п.п., добывающей промышленности — на 0,82 п.п., сектор услуг вырастет на 2,34 п.п.

В результате повышения деловой активности объемы налоговых поступлений в бюджет увеличатся на 8,8%. При этом удастся избежать роста импорта товаров, работ и услуг на 14,2% (около 9,1 млрд долл.).

Также предполагается, что именно законопроект о локализации обеспечит сохранение около 200 тысяч рабочих мест, а в среднесрочной перспективе создаст дополнительно свыше 62 тысячи рабочих мест.

Похожие макроэкономические прогнозы были получены по результатам экономических исследований профильных независимых аналитических центров: «Укрпромвнешэкспертиза», GROWFORD Institute и Industry4Ukaine.

Важно отметить, что создание рабочих мест предполагается преобладающей мерой в перерабатывающей промышленности, где заработная плата стабильно превышает средний уровень по всей экономике Украины и большинства секторов экономки, за исключением ІТ, финансового сектора, авиационного транспорта и государственной обороны.

Таким образом, локализация — это своего рода прививка от безработицы и бедности. И украинские товаропроизводители это очень хорошо понимают. По информации Федерации работодателей Украины, свыше 120 тысяч украинских предприятий высказались в поддержку законопроекта №3739, подписав соответствующее обращение к президенту Украины, спикеру Верховной Рады Украины и премьер-министру Украины.

Идеологическим оппонентам использования публичных закупок с целью экономического развития, а также приверженцам свободного рынка следует напомнить, что локализация вводится в условиях временной аннексии Крыма и боевых действий на Востоке страны, длящихся уже дольше, чем Вторая мировая война. А значит, локализация — это одна из немногих мер макроэкономической стабилизации и защиты существенных интересов безопасности страны, применяемых во время войны и при других чрезвычайных обстоятельствах в международных отношениях.

Именно с такой комплексной аргументацией принимается закон о локализации. И именно с такой аргументацией должны происходить коммуникации с международными торговыми партнерами. Тем более что следующий год предполагает чрезвычайно важные переговоры, особенно с Евросоюзом, в частности о пятилетнем пересмотре зоны свободной торговли с ЕС, а также о Европейском зеленом курсе.

Относительно Европейского зеленого курса, также известного как European Green Deal, важно отметить, что официально это наиболее комплексная и масштабная стратегия в мире по достижению Глобальных целей устойчивого развития и защиты окружающей среды.

В рамках этой стратегии предполагается беспрецедентная акция по модернизации и декарбонизации экономики стран ЕС абсолютно во всех сферах. По разным оценкам, на European Green Deal запланирован бюджет в размере свыше 2 трлн евро.

Частично эти деньги пойдут на разработку нового законодательства и регуляторной системы. Львиная доля будет израсходована на R&D и модернизацию производства в сфере сельского хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта, строительства, переработки отходов и т.п.

По факту это классический неопротекционизм. В рамках «зеленых» реформ ЕС профинансирует все наиболее капиталоемкие этапы модернизации экономики, а также существенно ограничит импорт нежелательной продукции, в частности путем введения карбоновой пошлины.

Парадокс в том, что Евросоюз для третьих стран такие меры относит к запрещенным правилами международной торговли. Яркий пример — решение арбитражной панели в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС о введении нашей страной моратория на экспорт леса-кругляка.

Следовательно, входить в такие переговоры следует не только с эмоциями, как у нас обычно бывает, а со взвешенными и экономически обоснованными переговорными позициями.

В этом контексте локализацию нужно рассматривать как инвестиционный проект по капитальному европейскому ремонту Украины в win-win формате. Например, такие европейские компании, как SIEMENS, Alstom и другие, уже публично сообщили о готовности активизировать сотрудничество с Украиной в условиях локализации.

Потребности в обновлении подвижного состава общественного транспорта в городах Украины, железнодорожных вагонов и локомотивов, энергетического оборудования и коммунальной спецтехники оцениваются в 150 млрд грн на следующие пять лет. Именно эти товарные позиции охватывает законопроект №3739 «О создании предпосылок для постоянного развития и модернизации отечественной промышленности».

И это только десятая часть потребностей страны в обновлении и модернизации основных фондов, на сегодняшний день изношенных почти на 80%. Безусловно, такая модернизация страны должна происходить в тесном сотрудничестве с международными партнерами на взаимовыгодных условиях.