UA / RU
Поддержать ZN.ua

Металлургия в огне

Из-за перебоев с поставками сырья затронутым военными действиями оказался даже ДМК им. Дзержинского, который находится в Днепропетровской области.

Автор: Роман Ивченко

Доменный, коксовый газ, угольная пыль, мелкодисперсные выбросы аглофабрики. Города, где работают метзаводы, никогда не были курортами. С недавних пор в их атмосфере появился куда более вредный для здоровья запах - запах стрелянных гильз и снарядов. Добрая половина украинской металлургии, расположенной в Донецкой и Луганской областях, оказалась в зоне войны - через города Донбасса прошел, проходит или еще может проходить фронт боевых действий. В самом лучшем случае, временно снизятся объемы производства стали и проката в обеих областях, что будет компенсировано подъемом в будущие периоды. Если бы не уже начавшая реализовываться угроза необратимых разрушений предприятий.

Конечно, можно подойти к описанию нынешнего положения дел в металлургии лишь формально. Согласно госстатистике, за семь месяцев 2014 г. украинские предприятия зафиксировали падение объемов производства стали и готового проката по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 7% (до 18 млн т и 15,7 млн т соответственно). Динамика с начала года даже несколько выровнялась: выплавка стали за шесть месяцев была ниже на 12%.

Однако сухие цифры не передают напряжения, нарастающего в металлургии Донбасса и смежных отраслях - среди рабочих, поставщиков сырья и материалов, покупателей продукции.

Первые отголоски войны

Сотрудники управляющих компаний металлургических холдингов, ранее базировавшихся в Донецке (ИСД Сергея Таруты, "Метинвеста" Рината Ахметова и партнеров), практически с началом боевых действий на Донбассе были расквартированы по другим городам - Киев, Днепропетровск, Мариуполь. Напрямую боевые действия особо не затрагивали заводы и комбинаты региона до июля. Это если не считать наскоков сепаратистов на предприятия с просьбой/требованием выделить десяток-другой автомобилей на нужды определенной организации, которой террористы пытались придать статус квазигосударственного образования. Или визитов на шахту с навязчивой и невежливой просьбой выдать взрывчатку. Или попыток спровоцировать работников предприятия на участие в политических митингах.

Однако рынок металла чутко реагировал на появление вооруженных иностранцев на Донбассе еще задолго до военных действий. Трейдеры сразу почувствовали: количество платежеспособных заказов на внутреннем украинском рынке резко упало, особенно в восточных областях, где население вынуждено думать о более насущном. В нормальных условиях украинские покупатели обеспечивают до 15–20% загрузки отдельно взятого металлургического комбината. Но экономика Украины переживает падение (ВВП упал на 1,1% в первом квартале 2014 г., и на 4,7% - во втором), многие инвестпроекты замораживаются, а гривневые цены на металл скачут вместе с курсом доллара. В таких условиях закупать металлопрокат для потребителей, которые ориентируются на украинского покупателя, становится просто недешевым удовольствием. Спрос страдает моментально - если раньше в стране потреблялось до 7–8 млн т проката в год, то в текущем году, по оценкам экспертов, показатель может не дотянуть и до 6 млн т.

Заводы под прицелом

В конце июля война начала влиять не только на спрос, но и на предложение металлопродукции. А именно: на способность предприятий производить продукцию в условиях настоящей войны на Донбассе. Одновременно с тем, как кольца АТО сужались вокруг занятых сепаратистами городов, действия последних становились более радикальными. Они начали прикрываться действующими предприятиями, разрушение которых могло бы вызвать большой социальный резонанс, нанести значительный экологический вред или разрушить налаженные бизнес-связи.

Авдеевский коксохимический завод (АКХЗ, входящий в "Метинвест Холдинг"), находящийся на север от Донецка, подходил под все три определения. Боевые действия проходили рядом с заводом. В результате обстрела оказались повреждены отдельные элементы оборудования (хранилище смолы) и линия электропередачи. Электрическое снабжение предприятия было прервано сначала частично, а 29 июля - полностью. Несмотря на то, что основное оборудование - коксовые батареи "Авдеевки" - "выжили" во время обстрела, перспектива остаться вообще без электроэнергии еще на пару дней означала, что жить коксовым батареям оставалось все же недолго. Выпуск кокса - непрерывное производство, но даже на самый крайний случай "горячей консервации" печей нужен ток. Грубо говоря, если бы не удалось восстановить подачу электричества, мощности завода, который обеспечивает до 20% выпуска кокса в стране, могли оказаться металлоломом буквально через неделю. Однако подачу электропитания на завод удалось частично восстановить, и опасность загубить крупнейшее производство кокса в Европе снизилась.

Сейчас предприятие работает на треть от своей мощности. Таким образом, в зоне риска остается не только сам АКХЗ, но и предприятия "Метинвеста", ориентирующиеся на потребление его продукции, - мариупольские "Азовсталь" и меткомбинат им. Ильича. Холдингу пришлось переводить мощности предприятий на пониженный объем производства, когда впервые возник риск сбоя поставок кокса от Авдеевского КХЗ. Выпуск стали на "Азовстали", например, сократился в июле до 268 тыс. т (с 342 тыс. - данные "Интерфакса"). Данных по загрузке в августе пока нет, но она тоже может быть меньше.

Покрыть оставшиеся две трети кокса, ранее поставлявшиеся с Авдеевки, "Метинвест" смог, договорившись с "Донецксталью" Виктора Нусенкиса о поставках кокса с Ясиновского КХЗ. До этого "Ясиновка" была традиционным экспортером кокса в страны Центральной Европы, Иран, Индию, а сейчас развернула потоки продукции на внутренний рынок. Раньше обе бизнес-группы можно было назвать конкурентами, в нынешних условиях приходится быть даже больше, чем просто партнерами.

Хрупкие железные дороги

Острейшая проблема заключается не только в коксе, но и в повреждении многих участков железной дороги. Нагрузка на оставшиеся, не закрытые станции остается повышенной, включая один из важнейших транспортных узлов на Донецкой железной дороге - станцию Ясиноватая, которая в последние дни оказалась в зоне активных боевых действий. Как следствие, срок доставки сырья и готовой продукции увеличивается, что заставляет металлургов держать больший запас сырьевых материалов на складе.

Одним из наиболее проблемных активов "Метинвеста" в условиях войны на Востоке является "Краснодонуголь" (обеспечивает до половины потребностей холдинга). В Краснодоне ведутся ожесточенные бои, и не исключено, что террористы могут превратить город во второй Славянск. По словам руководства компании, из-за проблем с логистикой шахты "Краснодонугля" пока не отгружают продукцию на коксохимзаводы - работают на склад. "Метинвест" занимается восстановлением альтернативного железнодорожного пути, рассчитывает возобновить транспортное сообщение в течение нескольких недель и увеличивает поставки коксующегося угля из США.

Достаточно жесткая ситуация с поставками сырья сложилась на комбинатах корпорации ИСД Сергея Таруты и российских акционеров - ДМК им. Дзержинского и Алчевском меткомбинате, которые оказались на грани остановки из-за нехватки кокса. Произошло это в результате минирования боевиками железнодорожной станции Дебальцево. Из-за задержек с поставками сырья коксохимическим мощностям угрожает аварийная остановка, аналогичная той, что произошла на Авдеевском КХЗ. Для того чтобы поддержать объемы производства чугуна и стали хотя бы на пониженных объемах, а к концу августа попытаться восстановить производство, компания ИСД договорилась о поставках с украинских предприятий "Евраза", из России и даже, несмотря на дороговизну, из Европы.

Таким образом, из-за перебоев с поставками сырья затронутым военными действиями оказался даже ДМК им. Дзержинского, который находится в Днепропетровской области. Соседний "АрселорМиттал Кривой Рог" планирует удерживать производство чугуна в августе на уровне июля - около 500 тыс. т. Значительное - до трети - падение спроса на внутреннем рынке бывшей "Криворожстали" удалось компенсировать за счет увеличения продаж продукции на экспорт, в основном в страны Ближнего Востока. Еще один флагман металлургии - "Запорожсталь" (принадлежит "Метинвесту" и российским акционерам), расположенный на относительном удалении от боевых действий в Запорожской области, также может удерживать стабильные объемы в августе, но многое будет зависеть от слаженности поставок сырьевых материалов.

В таких нетривиальных условиях тот же "Метинвест" заявил, что фокусируется на выполнении уже подписанных контрактов на август и сентябрь, а от заключения новых сделок по поставке продукции воздерживается, то есть, по сути, уходит с рынка. Несмотря на негативный эмоциональный окрас такой новости, в мирное время - это нормальная практика, когда экспортер, сформировав книгу заказов на два месяца вперед, занимает выжидательную позицию. Это может быть даже позитивным. Особенно для компаний с большой долей рынка - тем самым цены на продукцию меньше продавливаются. Катастрофы не произойдет, если "Метинвест" к концу августа вернется на рынок, как раз к моменту традиционного оживления покупателей с Ближнего Востока.

Однако нынешние условия значительно отличаются от нормальных. Сейчас важно, чтобы удалось разблокировать ключевые железнодорожные узлы и ускорить прохождение грузов. Задержки с отгрузкой продукции различных компаний, о которых говорят участники рынка, отрицательно влияют на настроение покупателей, которые и так нервно реагируют на любые новости с театра военных действий и реально взвешивают риски сбоев в доставке продукции.

В случае серьезных срывов контрактов хотя бы по срокам цены на метпродукцию, особенно на полуфабрикаты, в регионе Черного моря могут даже несколько вырасти, но украинские производители могут не суметь воспользоваться этим ростом в полной мере. Очевидно, что контрагенты будут с повышенной осторожностью входить в договорные отношения с отечественными производителями, возможно, отдавая предпочтение поставщикам из других стран, хотя бы из соседней Турции.

Второй фронт, торговый

Россия не только ведет огонь из артиллерии из-за границы, но и, вводя новые торговые барьеры на украинскую продукцию, бьет по торговым отношениям. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), наднациональный орган Таможенного союза, определяющий торговую политику, планирует 19 августа рассмотреть введение пошлины на импорт украинского прутка (арматуры, катанки) в размере 9,81%. Россияне только завершили антидемпинговое расследование в отношении украинской продукции, инициированное еще в ноябре 2013 г., и весьма вероятно, что повысят пошлину на прутки, на которые приходилось около 4% украинского экспорта металлов. Построив собственные сортопрокатные мощности и введя их в строй в 2013–2014 гг., россияне пытаются перекрыть доступ иностранным конкурентам, в первую очередь, украинским, на внутренний рынок.

Возможное решение затронет Енакиевский металлургический завод (входит в "Метинвест"), "АрселорМиттал Кривой Рог" и ДМК им. Дзержинского, который совсем недавно, в мае, запустил новую линию по производству арматуры и катанки мощностью 330–350 тыс. т в год. Рентабельность поставки прутков вертикально интегрированных "Метинвеста" и бывшей "Криворожстали" сократится за счет обсуждаемой пошлины, однако вряд ли это заставит предприятия полностью воздержаться от продажи продукции в Россию. А вот ДМК им. Дзержинского, который ориентируется на покупное железорудное сырье, придется искать другие рынки сбыта.

Судя по всему, товарищи из братской еще недавно страны не собираются на этом останавливаться. Российское министерство экономического развития подготовило проект постановления, которым предлагает обложить пошлиной в 7,8% поставки метизов из Украины (в том числе болтов, гаек, винтов, другого крепежа). Стоит сказать, что еще с 2011 г. россияне обложили импорт болтов, гаек и шайб пошлиной в размере 282 долл./т. Учитывая, как развиваются двусторонние отношения между странами, появление новых расследований в отношении остальных видов металлопродукции из Украины - лишь вопрос времени.

Если где-то в одном месте закрывается дверь, то в другом обязательно откроется окно. По той же катанке в конце июня американские власти приняли беспрецедентное решение относительно украинских производителей: отменили запретительную пошлину в размере 116%, в то время как для остальных импортеров из Бразилии, Индонезии, Мексики, Молдовы, Тринидада и Тобаго ограничения были сохранены. Такое специальное отношение - прямой сигнал, что ключевую для украинской экономики отрасль, металлургию, американцы будут поддерживать, открыв доступ к своему рынку. С учетом хороших цен на американском рынке потеря российского рынка катанки позволит перенаправить объемы в США, что может быть выгодно даже с учетом транспортного плеча.

Это уже второе благоприятное решение по допуску украинских производителей на американский рынок за последние несколько месяцев. В июле Министерство торговли США завершило антидемпинговое расследование в отношении бесшовных труб девяти стран, включая Украину, и установило относительно невысокую пошлину в размере 6,73%. Но даже эта пошлина не будет взиматься до 2017 г., пока будет действовать заключенное соглашение между Украиной и США. Такие особые условия позволят "Интерпайпу" Виктора Пинчука частично отыграть потерю части поставок в Россию, начиная с 2013 г.

Более того, вполне возможно, что на этом подарки украинским металлургам от американских властей не закончатся. Уже более десяти лет закрытым для отечественных сталеваров остается американский рынок листовой продукции. Представители украинских компаний говорят о существовании хороших шансов открытия для Украины рынка листа и рулона США. Это будет весьма кстати в условиях падения внутреннего рынка и усиления конкуренции на традиционных рынках Европы и Дальнего Востока.

Рынок металлопроката лихорадит еще с осени 2008-го. Однако к росту конкуренции и падению спроса сейчас добавился повышенный риск, с которым отечественные предприятия не сталкивались со времен Второй мировой войны, - угроза физического разрушения оборудования из-за военных действий или срыва технологических процессов. Прогнозировать, как будут развиваться события, очень сложно, однако важно, чтобы стороны конфликта понимали, что разрушение предприятий может повлечь за собой человеческие жертвы и неизбежно принесет бедность в регион. А это не может быть оправдано никакой идеологией.