UA / RU
Поддержать ZN.ua

Хрупкий сахарный баланс

Что важнее: рабочие места за счет защиты от засилья импорта или интересы простых потребителей - воистину соломоново решение может понадобиться для определения дальнейшей государственной политики в отрасли.

Автор: Роман Ивченко

В конце августа - начале сентября стартовал долгожданный новый производственный сезон у производителей сахара. Долгожданный в том числе потому, что впервые за последние несколько лет производители рассчитывали даже что-то заработать, а не только заполнить склады сладким белым песком. Особенно это касается тех, кто успел провести модернизацию и перейти на альтернативные виды топлива.

У остальных же дела обстоят хуже: несмотря на отсутствие дефицита свеклы, профильная ассоциация "Укрцукор" уже пригрозила подорожанием отраслевой продукции на 25–27% к зиме. Основная озвучиваемая причина - подорожание газа для производителей, а также высокие цены на необходимое для транспортировки свеклы топливо.

До начала активных боевых действий на Донбассе отношение спроса и предложения на сахар в Украине стремилось к балансу. Война внесла свои коррективы. Падает потребление, в первую очередь, у кондитеров. Однако и производство сахара может быть меньшим, чем планировалось ранее, - впервые за долгие годы закупить уголь и другие "расходники" у поставщиков с Донбасса стало проблемой. Снизятся ли потребление и спрос на сопоставимую величину, станет понятно ближе к концу года.

Тогда же производителей сахара может поджидать еще одна опасность - регуляторная. Пока аграрии и чиновники бодаются, отменять ли и урезать ли субсидирование аграрной отрасли, как того требуют международные кредиторы Украины, особые условия работы отечественных производителей сахара, защищенных от импорта, не обсуждаются. Тем не менее вполне вероятно, что этот вопрос вскоре может появиться в повестке дня. Тогда государевым мужам придется принимать соломоново решение: что важнее - рабочие места в отрасли или низкие цены на сахар?

Сахара произведут больше

Сахарные заводы в этом сезоне запустились немного раньше, чтобы воспользоваться теплой погодой и поменьше сжечь энергоносителей, а также получить природный газ, которого в стране чем ближе к зиме, тем может быть меньше. Уже работают семь сахарных заводов в Винницкой, Львовской, Тернопольской, Харьковской, Хмельницкой и Черкасской областях. Всего планируется запустить 45–52 завода, а заявки на работу подали 58 предприятий. Это почти в полтора раза больше, чем в прошлом сезоне.

Тогда на производственные планы всерьез повлиял избыток продукции - переходящие остатки с предыдущего сезона достигли рекордного уровня в 0,7 млн т. Больше (0,9 млн т) оставалось только в предкризисном 2008-м. Деятельность отрасли в прошлом году была направлена на то, чтобы разгрузить излишние остатки. Аграрии в 2013 г. засеяли и собрали урожай сахарной свеклы с площади в 293 тыс. га, что на треть меньше, чем годом ранее. Производство сахара по итогам сезона 2013/2014 (завершился в августе) составило 1,2 млн т, что в 1,8 раза меньше, чем в прошлом периоде. Это и позволило разгрузить рынок от излишних запасов. В текущем году переходные остатки по итогам 2013/2014 финансового года не превысили 0,3 млн т. Сахарной свеклы засеяли уже больше в 2014 г. на 13% - 330 га, благодаря чему селяне планируют собрать неплохой урожай в 13–14 млн т сахарной свеклы. При ожидаемой сухой погоде, как это обещают метеорологи, такие надежды кажутся реалистичными.

Таким образом, в ассоциации "Укрцукор" прогнозируют выпуск сладкой добавки к чаю на уровне 1,7 млн т. При годовом потреблении сахара в Украине чуть менее 2 млн т баланс спроса и предложения складывается даже без отгрузок на внешние рынки, рассчитывать на которые особо не приходится в условиях жесткой конкуренции в мире. Переходные остатки также должны остаться минимум на уровне 100–200 тыс. т, чтобы в следующем году не возникло ненужного дефицита и ажиотажного спроса, который только повредит всем участникам рынка.

Способствовать нормальной работе отрасли будут хорошие цены на продукцию. В прошлом году цены опускались ниже 5 тыс. грн за тонну сахара при себестоимости производства около 6–7 тыс. грн/т. Понятно, что вряд ли производители и оптовые поставщики были счастливы работать в условиях таких "ножниц". Но в отдельные периоды они сбрасывали цены до такого уровня, лишь бы получить живые деньги и успеть направить их вновь в будущее производство.

Сейчас ситуация поменялась в лучшую сторону. Летом 2014 г. прогнозы по стоимости сладкого песка доходили до 10–11 тыс. грн/т, а ныне самые большие оптимисты называют и того больше - до 15 тыс. грн/т. Правда, и себестоимость производства, по оценкам экспертов, также вырастет. По оценке министра аграрной политики Игоря Швайки, она составит 9,5–10 грн/кг. Такой рост вызван тем, что значительную часть производственных расходов составляют импортные энергоносители, в первую очередь, природный газ, но прежних "ножниц" уже может не быть. Если цены на сахар окажутся на уровне, которого ждут оптимисты, сахарозаводчики смогут не только работать, но и зарабатывать.

Донбасс вносит дисбаланс

Однако, как это всегда бывает в реальной жизни, не все так просто. Последние события на Донбассе вносят свою неопределенность в баланс спроса и предложения. По странному совпадению или по заранее утвержденному плану, сепаратисты захватывали города в Донецкой и Луганской областях по периметру, который покрывает ключевые угледобывающие регионы в Украине. После боев в Донбассе разрушено большое количество железнодорожных путей и прервано или нарушено электроснабжение, что привело к остановке большей половины шахт.

По прогнозам экспертов, угля в стране хватит только до ноября, да и то только производителям электроэнергии, которые уже активно заключают импортные контракты на поставку угля. Когда страна входит в зиму со стремительно тающими запасами угля на складах, производство сахара может оказаться не в приоритете, и те сахарозаводчики, которые не успели заранее обеспечить себя твердым топливом, могут быть вынуждены перенести свои производственные планы на следующий сезон. Точное количество таких предприятий будет известно через месяц-полтора. На самом деле энергетического угля в мире избыток, и его можно завести по импорту. Правда, это будет несколько дороже за счет дополнительных транспортных расходов и с определенным временным лагом. Ожидаемые веерные отключения электроэнергии, которые могут снизить потребление электроэнергии на 10–30%, тоже могут внести свою лепту в снижение производства сахара.

Вторая часть уравнения - спрос внутри Украины - не может не ощущать последствия продолжающейся торговой войны со странами Таможенного союза и войны реальной на Востоке страны, а также весенних событий в Крыму. Половина из потребления сахара в Украине - около 1 млн т - приходится на население.

Оккупанты Крыма ограничили поставки украинского сахара и перевели жителей полуострова на российскую продукцию, тем самым уменьшая емкость розничного украинского рынка на 85 тыс. т в год. Кстати, по оценкам экспертов, из-за более дорогого сахара в России крымчанам придется переплатить в гривневом эквиваленте примерно 100–160 млн грн по сравнению с тем, если бы они продолжали закупать сахар в Украине. Если Донецкая и Луганская области или даже оккупированные части их территории "пойдут" по крымскому сценарию, отечественные сахарные заводы могут потерять потребителей еще минимум на такой же годовой объем.

Что касается промышленных потребителей сахара, в первую очередь, кондитеров, закупавших более 0,7 млн т сырья в год, то они также ожидают снижения спроса. В июле - еще до начала разрушительных боевых действий, которые произошли в августе, - отраслевая ассоциация "Укркондпром" прогнозировала падение рынка кондитерских изделий на 20% в 2014-м по сравнению с произведенными в прошлом году 909 тыс. т конфет и шоколадок. Тогда это объяснялось закрытием своего рынка странами - участницами Таможенного союза. В частности, Беларусь в качестве условия для допуска на свой рынок определила повышение цен на 50–500%, что изначально делало украинскую продукцию неконкурентоспособной на белорусском рынке.

В нынешних условиях прогноз относительно спроса со стороны кондитерских фабрик может быть ухудшен еще больше. Например, из-за последних событий мощности кондитерской компании "Конти" Бориса Колесникова, одной из крупнейшей в Украине, по его собственному признанию журналистам, загружены на 40%.

Правда, несколько спасает ситуацию нормализация отношений с Беларусью в конце августа, с которой Украине удалось договориться снять взаимные торговые ограничения. В ответ на откровенно дискриминационные условия Минска Киев предложил ввести пошлины в размере 50–60% на кондитерские изделия, молочную продукцию и другие товары северных соседей, что сразу поумерило их пыл и привело за стол переговоров. Даже несмотря на недружественный к Украине подход лидера Таможенного Союза - РФ.

Запад нам поможет, но не сильно

По понятным причинам, восстановление доступа на российский рынок сахара не является самым актуальным вопросом. Вне сомнения, запретительные импортные пошлины для украинской продукции будут сохранены. Раньше украинские производители рассчитывали получить у РФ квоту в размере 100–300 тыс. т. С весны географический вектор переговоров относительно нового рынка сбыта переместился в прямо противоположную сторону - на Запад. Теперь Минагрополитики рассчитывает получить квоту в 270 тыс. т у ЕС. Текущий размер разрешенного ввоза сахара, не подлежащего обложению пошлиной, является миниатюрным - 20 тыс. т, или 1 % украинского рынка, и особой погоды не делает.

Пока особым успехом переговоры с европейцами об увеличении размера квоты не увенчались. И, судя по всему, Брюссель будет до последнего сопротивляться и находить аргументы не сдавать позиции в этом вопросе, поскольку сахарная промышленность Европы сейчас переживает не лучшие времена. Для поддержки экономик слаборазвитых и развивающихся стран ЕС и так ослаблял ограничения по импорту, позволяя наращивать завоз дешевого сырца из разных стран Африки, Карибского бассейна и других. В Европе действует система минимальных цен и квот, однако с 2017 г. она будет отменена, что приведет к падению европейских цен до мирового, более низкого уровня. Кстати, мировые цены на сахар продолжают падение. С начала года они снизились на 6%, до 15,4 долл. за фунт, а в целом за три последних года - на 37%. Поэтому даже если Украине выделят импортную квоту, это будет хоть и положительным, но временным решением.

Украинского сахара можно больше поставлять в Европу в виде продукции с большей добавленной стоимостью - кондитерки. И недавнее потепление отношений с ЕС открывает рынки многих стран, однако вряд ли местные компании сдадут свой рынок без боя. Уже в августе прозвучал первый звоночек от латвийской компании Laima, которая начала протестовать против отмены пошлин на украинскую кондитерскую продукцию и потребовала взамен для Латвии каких-либо преференций. Не стоит обольщаться, другие страны также не станут особо молчать по поводу увеличения поставок конфет из Украины, а на защите своего рынка легальными методами европейцы собаку съели. Например, давно навязываемое США соглашение о свободной торговле с ЕС, которое могло бы нанести вред европейскому сельскому хозяйству, так и не было подписано, как ни старались Штаты.

Похоже, в дальнейшем отечественным производителям сахара придется рассчитывать только на внутренний рынок и на действие ограничительных мер, защищающих украинские компании от возможного массированного импорта дешевого сахара. Однако существует значительный риск того, что защитные барьеры, действующие в отношении рынка сахара, могут быть сняты или ослаблены. Пока что правительство под давлением МВФ сделало несколько попыток отменить льготы для сельхозпроизводителей в виде отмены особого режима администрирования НДС. Натолкнувшись на яростное сопротивление аграриев, чиновники пока отложили этот вопрос. Однако дискуссии продолжаются. Вполне вероятно, что в качестве следующего шага возьмутся за рынок сахара, и под знаменами принципов свободного рынка целая отрасль сахароварения может быть поставлена под угрозу исчезновения.

Под шумок зимних событий в Украине, в феврале 2014 г. регионалы зарегистрировали было законопроект, которым предлагали снять ограничения на импорт сахара. Дескать, половину его внутреннего потребления должна занимать импортная продукция с более низкой ценой. Тогда народные избранники натолкнулись на жесткое сопротивление отраслевого лобби. А вскоре политическая конъюнктура повернула в другую сторону, и инициатива не получила дальнейшего хода.

Тем не менее, вполне вероятно, желающие порулить этим сладким рынком зайдут с другой, западной стороны и снова поднимут этот вопрос. Нужно понимать, что себестоимость производства украинского сахара выше, чем у заграничных аналогов из сахара-тростника, и снятие барьеров может поставить под угрозу существование целой отрасли с тысячами рабочих мест.

Обратная сторона медали - снижение цен на сахар для населения, которому еще предстоит пережить инфляционный шок по целой группе импортных товаров после недавнего скачка доллара. Что важнее: рабочие места за счет защиты от засилья импорта или интересы простых потребителей - воистину соломоново решение может понадобиться для определения дальнейшей государственной политики в отрасли. Кстати, произошедшая резкая девальвация гривни сыграла на руку отечественным производителям - пока что в таких условиях выгодность переработки импортного сырья очень сомнительна. Таким образом, у сахзаводов появилось время для переоборудования и модернизации, чтобы снизить себестоимость и стать более конкурентоспособными, если рынок вдруг станет свободным.