UA / RU
Поддержать ZN.ua

Транзит

Дело о вмешательстве в работу сервера Центризбиркома на президентских выборах было одним из самых резонансных в истории современной Украины...

Автор: Юрий Бутусов

Дело о вмешательстве в работу сервера Центризбиркома на президентских выборах было одним из самых резонансных в истории современной Украины. Однако, как и в случае с делом Бориса Колесникова, попытка довести его до суда провалилась. Правда, в канун парламентских выборов президент Ющенко вновь вернулся к теме транзитного сервера. Что это — воспоминание о лозунгах Майдана, оговорка, аппаратная интрига между Генпрокуратурой и СБУ или желание напомнить политическим оппонентам, что компромат по-прежнему на запасном пути?

Ряд свидетелей по делу о взломе компьютерной системы в Центризбиркоме, действующие сотрудники ЦИК не верят, что это преступление когда-либо будет раскрыто. Причина — высокий и вполне благополучный статус фигурантов дела, а также очевидная беспомощность правоохранительных органов, которые стали заложниками непоследовательной государственной политики.

Вместе с тем месяц назад специалисты департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты информации СБУ добились серьезного успеха и получили дополнительные свидетельства о механизме взлома транзитной базы данных ЦИК. Источники «ЗН», близкие к следственной группе, поведали эксклюзивные подробности этой операции. Еще год назад во время осмотра помещений компьютерного управления ЦИК, куда доступ посторонним лицам был запрещен (именно там размещается система подсчета голосов), следователи обнаружили прибор, который подтверждал предположения о незаконном проникновения в базу данных ЦИК.

Этим прибором был так называемый маршрутизатор CISCO — устройство для передачи данных и управления потоком информации — трафиком.

Маршрутизатор предназначен для построения компьютерных сетей. Он позволяет организовать связь между офисами, может использоваться для обеспечения работы локальных сетей и предоставления услуг Интернета. Маршрутизаторы в среде хакеров считаются одним из наиболее уязвимых мест в любой системе передачи данных, поскольку находятся, как правило, вне корпоративной межсетевой защиты. Встроенный в систему передачи данных маршрутизатор позволяет несанкционированно управлять трафиком, причем обнаружить его присутствие в системе компьютерная защита не в состоянии (этот процесс перехвата информации и трафика программисты называют сниффингом).

По оценкам специалистов, неизвестные злоумышленники организовали полный контроль и управление за всеми исходящими и входящими сообщениями в транзитную базу данных. Им уже не надо было бояться разоблачения, им уже не нужны были специальные линии доступа: маршрутизатор по сути перекоммутировал на себя функции транзитной базы Центризбиркома! Тех, кто установил маршрутизатор, даже нельзя назвать в полном смысле взломщиками — во втором туре взлома не было, все системы работали корректно. Специалисты СБУ предположили, что именно через этот CISCO и был организован несанкционированный доступ к транзитной базе данных ЦИК. Однако из-за отсутствия свидетелей преступления и закладки «жучка» эта гипотеза нуждалась в подтверждении, чтобы ее можно было использовать в суде.

А необходимость доказать факт проникновения в транзитную базу принципиально важен. Потому что многие крупные фигуранты сей факт считали недоказуемой фантазией. Однако эксперты СБУ сумели взломать пароли доступа к базе данных маршрутизатора, что позволило определить — «жучок» был установлен именно для проникновения в базу данных ЦИК. Т.е. получены доказательства, что перехватывался весь поток информации из территориальных избирательных комиссий, и таким же путем электронные протоколы малыми дозами сбрасывались на сервер Центризбиркома. Эта информация может быть без проблем использована в качестве улики на суде (если он будет).

Однако следует отметить, что этот большой успех СБУ отнюдь не давал поводов президенту Ющенко делать оптимистические заявления о некоем техническом открытии, поскольку связь между установкой «жучка» и конкретными злоумышленниками должен установить суд, а само по себе раскрытие тайны предназначения маршрутизатора для установления виновных ничего не дает. Это четко подтвердила провальная акция СБУ по аресту Александра Скопы.

Суд выпустил Скопу под подписку о невыезде. Да, логика ареста очевидна: Скопа — давний соратник Сергея Кивалова, бывший начальник компьютерного управления ЦИК во время второго тура выборов, и он не мог не понимать, с чем связана ненормальная работа сервера во время подсчета голосов. Но арестовывать человека нельзя без наличия веских улик, от которых суд не смог бы отмахнуться. Ведь Скопа — прямой выход на Кивалова, посему самая мощная политическая поддержка со стороны Партии регионов ему гарантирована. Такого человека взять на испуг не получится. Теперь Скопа на свободе. Получается, следователи только немного разворотили осиное гнездо, и материалы дела получили более широкую огласку.

Гораздо больший интерес сейчас для следствия представляло бы общение с, начальником компьютерного управления ЦИК во время первого тура, Сергеем Катковым, который в свое время допрашивался СБУ. Но он устал от вялого внимания оранжевой Фемиды и покинул пределы Украины. В настоящий момент Катков предположительно находится в Москве. Что ж, такой крупный специалист без труда найдет себе работу, в России тоже скоро будут выборы…

Обстоятельства дела о сервере ЦИК очень схожи с обстоятельствами дела Георгия Гонгадзе. Все участники все понимают, поскольку обстоятельства и голоса действующих лица процесса взлома сервера четко слышны на аудиозаписях, которые в свое время обнародовал нынешний глава секретариата президента Олег Рыбачук. Для информированных лиц очевидно, почему столь очевидное дело не спешат довести до суда. Попробуем и мы разобраться в ситуации.

Начнем с верхов. А именно с президента Ющенко, который вдруг поднял тему сервера накануне парламентских выборов. Информация о новых уликах просочилась за пределы следственных органов, став дополнительным поводом для пиара президента. Во всяком случае, рапортуя о техническом открытии, глава государства действовал отнюдь не в интересах СБУ и прокуратуры. Эти доблестные ведомства питают самые мрачные прогнозы относительно судебных перспектив дела. Как известно, пару месяцев назад дело о сервере Генпрокуратура вернула в ведение Службы вопреки закону (требующему расследование дел, в которых фигурируют государственные служащие, проводить исключительно в прокуратуре). Как говорят источники в СБУ, причина лежит в межведомственных противоречиях. Александру Медведько очень не понравилось озвученное накануне выборов совместное обращение СБУ и МВД, в котором отмечалась неспособность ГПУ довести до суда резонансные дела. Перед выборами все силовики хотели показать, что именно они готовы устроить «Бандитам — тюрьмы!», вот только соседи мешают. Политического веса Медведько хватило на то, чтобы проучить Игоря Дрижчаного и вернуть ему материалы по серверу. По сути, без всяких законных на то оснований. Судя по всему, генпрокурор получил непосредственную поддержку самого Ющенко.

В июле прошлого года «ЗН» уже писало, что в качестве подозреваемого в исполнении технической части проникновения в сервер СБУ определила бывшего начальника компьютерного управления ЦИК Сергея Каткова. Поскольку очевидно, что Катков не мог сам в своих интересах проводить какие-либо действия с системой подсчета голосов, в качестве заказчика должен был бы фигурировать непосредственный начальник Каткова — Сергей Кивалов. А за Киваловым маячили фигуры руководителей избирательного штаба Януковича и администрации президента Кучмы. Но привлекать их к ответственности и распутывать клубок ГПУ не спешит. Почему?

Самая популярная неофициальная версия такова. Виктор Андреевич вместе с хитроумными украинскими генеральными прокурорами опасается нарушить существующий политический баланс. Это дело — настоящая война, в которой не место коалициям и меморандумам, а есть только судьи и подсудимые. И мало кто хочет, чтобы на поверхность выплыли другие занимательные истории о выборах и прочие откровения, коих у С.Кивалова, В.Медведчука и А.Клюева, надо думать, великое множество. Фигуранты дела быстро нашли контакты с командой президента, да и с ним самим. Сейчас очевидно, что и Кивалов, и Клюев отошли от публичной политики и полностью дистанцировались от открытого противостояния с новой властью. Они нашли свою нишу. И сами генеральные прокуроры, и Пискун, и Медведько, не горели и не горят желанием стяжать себе лавры комиссара Каттани. Обожглись на «Белом лебеде». Теперь любое уголовно-политическое дело не встретит энтузиазма у любого генпрокурора. Хотя полномочий у Медведько достаточно, привычка работать по просьбе или по звонку у прокурорских работников весьма закоренелая.

Ну, а те люди, которых называли техническими исполнителями операции и которые еще перед первым туром непосредственно осуществляли проникновение в транзитную базу данных ЦИК, ставили «жучок», ныне находятся вне досягаемости правоохранителей. Не только физически, но и, в первую очередь, политически. Это уважаемые господа, которых на допрос уже никто не спешит вызывать.

Катков возвращаться в Украину пока не собирается. Евгений Зимин, консультировавший своего давнего приятеля Каткова по вопросам «безопасности» работы сервера — 121-й номер в списке БЮТ. Вместе с экс-главой СБУ Александром Турчиновым Зимин получил депутатскую неприкосновенность и, стало быть, моральную индульгенцию. Георгий Дзекон, порекомендовавший Каткова на работу в ЦИК и содействовавший этой работе, а также «консультациям» Зимина, по-прежнему возглавляет «Укртелеком», готовит его к приватизации вместе с Александром Третьяковым и Петром Порошенко, своими близкими приятелями. Дзекон пользуется полной поддержкой «Нашей Украины».

Группа Дзекон—Зимин—Катков, по данным источников, близких к следствию, работала в ходе президентских выборов и на Ющенко, и на Януковича. Напомним, что по этому поводу в интервью «ЗН» в декабре 2004-го говорил Олег Рыбачук: «Они всего лишь технические исполнители, не организаторы. Меня лично эти люди не интересуют, поскольку я расследованием не занимаюсь. Однако полагаю, что с их помощью следствие может выйти на организаторов. Насколько я знаю, именно Зимин является техническим «мозгом» проекта проникновения в систему «Выборы». Если бы не он, подключиться к системе никто бы не смог. И сейчас Дзекон и Зимин заговорили, потому что прекрасно понимают — после того как определят степень ответственности Клюева и Кивалова, возьмутся за них. Они идеальные кандидаты для «сдачи», они идеальные «стрелочники». Задолго до получения записей разговоров руководства штаба Януковича мне было известно о причастности к операции этих господ. Я видел протокол, что зафиксировано проникновение в систему «Выборы», и один из них в этом непосредственно участвовал… У меня были «ходоки», просили ни Дзекона, ни Зимина не упоминать. А я их не собираюсь упоминать — пусть их деятельности дадут оценку компетентные органы. Я этим господам рекомендую — не искать по телефонному справочнику, кому там в «Нашей Украине» звонить и «отмазываться», а изучать Уголовный кодекс и искать хороших адвокатов. От себя замечу, что если адвокатам удастся их спасти от ответственности при наличии таких улик, тогда Лазаренко — вообще невинный ангел. Смягчить их вину может только одно — чистосердечный рассказ в суде, как Медведчук, Клюев и Кивалов их «нагнули» и заставили провести незаконные операции. Тогда организаторы получат свое, и суд смягчит ответственность исполнителей. Да, эти ребята из «Укртелекома» и дочерних структур вели двойную игру, работали с двумя командами, чтобы потом рассказать победителю о своих заслугах».

Грустно читать некоторые пассажи из интервью главы секретариата президента. Он оказался весьма недальновидным политиком. По его логике Лазаренко действительно невинный ангел… А искать по телефонному справочнику «Нашей Украины» и БЮТ высокопоставленных заступников оказалось в самом деле гораздо эффективнее, чем нанимать адвокатов.

Источники «ЗН» действительно отмечают, что операция по «прослушке» штаба Януковича была для штаба Ющенко не сюрпризом, а одним из мероприятий по противодействию манипуляциям с сервером. Выступление Рыбачука с частью материалов о деятельности штаба Януковича должно было продемонстрировать объем компромата и секретных сведений, которыми располагает Ющенко, чтобы «дожать» оппонентов до Верховного суда. Люди Януковича в угрозу поверили, потому что опасаться было чего. Как писало «ЗН» еще до выборов, СБУ была неподконтрольной донецким силовой структурой, которая после отставки Юрия Землянского занималась мониторингом всех избирательных штабов в интересах тогдашнего президента и главы президентской администрации. Слив информации на сторону никто не мог контролировать (как и ночные посиделки руководства СБУ с некоторыми кандидатами в президенты).

Олег Рыбачук сейчас занимает высокий пост, но никаких свидетельских показаний не дает и всячески дистанцируется от этого дела. Хотя в начале скандала Рыбачук говорил, что его знакомый сотрудник СБУ готов подтвердить законность проведения аудиозаписей руководителей штаба Януковича. Источники, близкие к следствию, подтверждают, что свидетель действительно существует.

По данным «ЗН», этот самый сотрудник оперативно-технического управления СБУ, который передал материалы непосредственно Рыбачуку, в настоящее время находится в составе действующего резерва и работает в одном из министерств. Но светиться в безнадежном деле свидетель благоразумно не собирается.

Как стало известно «ЗН», в прошлом году бывший глава ЦИК Сергей Кивалов с санкции суда в течение нескольких месяцев находился под оперативно-техническим контролем СБУ, причем «прослушка» не снималась даже после передачи дела в ГПУ. Однако сейчас Кивалов якобы снят с контроля. Судя по аппаратным интригам между СБУ и ГПУ, это можно объяснить только вмешательством политической «крыши». Кто может быть крышей у Кивалова? Источники «ЗН» говорят, что в ходе прослушки под запись якобы попали разговоры Кивалова с весьма высокопоставленными лицами из команды Виктора Ющенко, которые способствовали организации встреч Сергея Васильевича с Виктором Андреевичем. Подробности переговоров, как говорят слушатели, сами по себе потянут на мини-«кассетный скандал».

«Отфутболивание» дела о сервере от ГПУ в СБУ говорит о полной невозможности в ближайшее время рассчитывать на какое-либо продвижение расследования. Пора работать с подозреваемыми. А они все как назло — нужные и уважаемые люди. Здесь техническими деталями суд не убедишь — нужны свидетельские показания. Пока свидетели могут убедительно рассказать о деятельности технических исполнителей по проникновению в транзитную базу данных сервера ЦИК. По логике этих исполнителей надо бы перевести в статус подозреваемых (возможность причастности к незаконным действиям установит суд), чтобы официально и в полном объеме для суда прояснить, кто давал людям приказы. Только такие решительные меры позволили бы развязать языки остальным и выйти на экс-председателя ЦИК. А уж если бы он заговорил… Пока же факты таковы — в демократической Украине за фальсификацию выборов пришлось ответить только подневольным людям — в основном учительницам да работягам, у которых, увы, не оказалось связей ни с Верой Ивановной , ни с прокуратурой, ни с политическими лидерами...