UA / RU
Поддержать ZN.ua

Метод Попандопуло

Вопреки скептическим прогнозам большинства специалистов, отечественный парламент с необычайной ...

Автор: Сергей Рахманин

Вопреки скептическим прогнозам большинства специалистов, отечественный парламент с необычайной легкостью преодолел президентское вето на Закон «О Кабинете министров», принятый 21 декабря прошлого года и отклоненный Виктором Ющенко 11 января года сего. Как известно, для игнорирования замечаний главы государства требуется не менее 300 голосов. Однако Рада взяла необходимую высоту с внушительным запасом: право закона на существование было подтверждено 366 народными избранниками.

Секрет успеха достаточно прост — в данном вопросе антикризисную коалицию безоговорочно поддержала фракция Блока Юлии Тимошенко (о возможности чего неоднократно писало «ЗН»). Причины, по которым БЮТ вступил в сделку с провластным большинством, очевидна: услуга в обмен на услугу. Во-первых, благодаря усилиям «антикризисников» благополучно преодолел процедуру первого чтения проект закона об оппозиции, собственноручно внесенный Юлией Владимировной. Во-вторых, «большевики» подписались под другим, еще более важным для бютовцев, документом — закон об императивном мандате для депутатов региональных советов. Отныне г-жу Тимошенко может не беспокоить отток депутатских кадров в органах местного самоуправления.

Ну а премьер Янукович и проправительственное большинство наконец-то добились легализации новых правил поведения с президентом — закон о Кабмине официально наделяет центральный орган исполнительной власти и правящую коалицию теми правами, которые ранее неоднократно оспаривались президентом и его командой.

«ЗН» неоднократно анализировало этот документ. Впрочем, думаем, что не будет лишним напомнить вам суть некоторых ключевых положений данного нормативного акта. Заметим, что юристы Януковича (который, кстати, является формальным автором закона) максимально использовали как новеллы политреформы, так и недомолвки, содержащиеся в тексте обновленной год назад Конституции.

Но при этом некоторые ноу-хау не выглядят безупречными и, вполне возможно, потребуют дополнительных разъяснений от Конституционного суда. Который вот уже полгода хранит торжественное молчание.

Во-первых, Виктор Федорович со товарищи как могли обезопасили себя от историй, подобных «делу о Тарасюке». Министр отныне официально считается политической фигурой, и законодательство о государственной службе и труде на него не распространяется. Это означает, что оспорить свое увольнение в райсуде недовольный своей отставкой глава любого ведомства уже едва ли сможет. Кроме того, авторы документа поставили (или, точнее сказать, думают, что поставили) точку в вопросе о том, кто и как имеет право увольнять министров иностранных дел и обороны. В статье 19 закона описана единая процедура для всех членов Кабинета — их лишает полномочий Верховная Рада по представлению премьера. Ни о каком представлении президента речь не идет.

Во-вторых, президента лишили возможности искусственно создавать условия для досрочного роспуска Верховной Рады. Напомним: Конституция определяет, что парламент можно разогнать, если в течение двух месяцев с момента отставки предыдущего правительства не сформирован персональный состав нового Кабинета. Напомним также, что предложения по кандидатуре премьера коалиция подает президенту, который должен рассмотреть их в течение 15 дней.

Оставались открытыми несколько вопросов. Может ли президент игнорировать предложения коалиции, и как быть, если он поступит именно таким образом? Если президент не подаст предложенную ему кандидатуру премьера в течение 15 дней и по этой причине парламент «не впишется» в отведенные ему 60 дней, является ли это основанием для роспуска ВР? Что считать персональным составом Кабинета? Если глава государства будет намеренно тянуть с внесением кандидатур на посты министров иностранных дел и обороны и они не будут назначены в течение месяца с момента ухода прежнего правительства, можно ли считать новый Кабинет сформированным? Если нет, то имеет ли право в этом случае глава государства объявлять досрочные выборы?

Закон предоставляет свои, довольно оригинальные, варианты ответов на эти вопросы. Согласно тексту принятого вчера документа, если президент в течение 15 дней не вносит представление на премьера, это делает за него коалиция. Смысл подобного законотворческого предложения ясен, но он не коммутируется с Конституцией, где это право закреплено исключительно за главой государства.

Аналогичный прием использован и в случае с назначением глав оборонного и внешнеполитического ведомств. Если президент манкирует своими конституционными обязанностями и отказывается вносить представления на двух министров, кандидатов на пост руководителей МИД и МО предлагает большинство. Эта новелла также идет вразрез с Основным Законом, а потому, скорее всего, станет предметом рассмотрения Конституционного суда.

Вступать в должность члены Кабинета будут только после принятия присяги, а правительство станет полномочным после того, как это сделает не менее 2/3 состава КМ. Здесь тоже наблюдается неувязка, хотя и менее масштабная. Можно ли считать недоукомплектованный Кабмин полностью сформированным и (следовательно) полномочным? Точный ответ на этот вопрос может знать только КС, который, надо думать, в ближайшее время без работы не останется.

Третий важный момент. Янукович и его лойеры решили положить конец спорам о правовой сути понятия «контрасигнация». Всем памятны продолжительные и жаркие споры о том, обязаны ли премьер и профильные министры скреплять своими подписями некоторые указы президента, или же это их право. Новый закон наделяет членов Кабинета полномочием не визировать (в случае несогласия) президентские указы и отправлять их на Банковую, а также достаточно подробно (хотя и несколько односторонне) расписывает процедуру контрасигнации.

С подобной постановкой вопроса категорически не согласны в «Нашей Украине», представители которой уже назвали одобрение этого закона попыткой узурпации власти и выразили намерение апеллировать к справедливому арбитражу Конституционного суда.

Кроме того, члены «НУ» сомневаются в праве Кабинета министров назначать (увольнять) первых заместителей, заместителей министров и глав центральных органов исполнительной власти, отменять акты местных государственных организаций.

Насколько правомочны подобные новации, однозначно судить сложно. Куда более очевидным видится довольно нахальное переосмысление авторами закона статьи 116 Конституции. В соответствии с ней, Кабинет министров «обеспечивает осуществление внутренней и внешней политики государства». Закон же определяет задачей правительства «осуществление внутренней и внешней политики государства». «ЗН» уже обращало внимание своих читателей, что «обеспечение осуществления» политики и «осуществление» ее — разные политико-правовые категории. Кабмин присвоил себе право осуществлять политику, покушаясь на конституционные полномочия президента и парламента.

Добавим также, что (на всякий случай) права президента обрезали еще в одном случае. Законодательно закреплено, что программа действий правительства (принятие которой делает Кабинет неприкосновенным в течение года) принимается постановлением, а не законом. Сделано это, судя по всему, для того, чтобы лишить главу государства возможности применить вето.

Принятие закона о Кабмине в версии Януковича делает и без того не слишком богатый правовой арсенал президента еще более скудным. А его положение — еще более невыгодным. Если ранее конфликтующие стороны (Банковая и Кабинет) пытались трактовать Конституцию каждая по-своему, то теперь на стороне правительства — закон. Исполнять который президент обязан.

Можно предположить, что после принятия подобного закона президент испытает еще более сильное желание распустить этот парламент. Можно предположить и то, что на это втайне надеется Юлия Тимошенко. Она, решившись на союз с антикризисной коалицией, возможно, задумывала более сложную игру, чем это могло показаться. Ведь абсолютно очевидно, насколько сильно ей хочется быть премьером ТАКОГО правительства. После внеочередных выборов. Вот только мечтам этим едва ли суждено сбыться. Решиться на внеочередную кампанию Ющенко, скорее всего, не сможет хотя бы потому, что ему не с кем идти на выборы. Да и «доны», заполучив ТАКУЮ власть, вряд ли отдадут ее кому-нибудь.