Восток Украины - регион, который в последние месяцы привлекает к себе максимум внимания. Кроме политических, экономических и социальных проблем, здесь остро стоит и проблема культуры, до которой - так сложилось - не доходят руки. Однако молодая поэтесса Любовь Якимчук, чьи слова и служат заголовком, считает, что ее можно и стоит решать уже сегодня.
Любовь Якимчук родилась и выросла в Первомайске Луганской области. Городок шахтерский, маленький и типичный для Востока. В нем много улиц с советскими названиями, которые, кажется, никто никогда даже не подумал бы менять. Только памятник Ленину подростки обрисовали лет шесть назад, но тут же пришли коммунальщики и все отмыли. На этом попытки что-то изменить и закончились. Так вспоминает свой родной городок поэтесса.
Немного иначе отзывается о Луганске. В нем прожила шесть лет, пока училась. "Знаете, кажется, что Луганск - это город, который сам не знает, кто он и что он. Если спросить у людей о каких-то базовых вещах, то у всех будут абсолютно разные ответы. Нет какого-то единства в ощущениях и самоидентификации, - рассказывает Любовь. - Но могу сказать точно, что Луганск более проукраинский, чем Донецк. Как-то в маршрутке мы компанией разговаривали на украинском, и никто на нас даже не обратил внимания, не бросил косого взгляда. Одна бабушка, выходя, сказала водителю: "Зупиніть мені тут", а потом, опомнившись: "Ой, остановите здесь". На самом деле там есть украиноязычное население. И я разговаривала на украинском, хотя воспитывалась в русскоязычной семье".
Сейчас Любовь Якимчук живет с мужем-львовянином в Киеве. Здесь она чувствует себя более чем комфортно. Ведь человеку, выросшему на Востоке, довольно сложно привыкнуть к европейским городам, таким как, например, Львов, с их узкими улочками и маленькими многолюдными площадями. На Донбассе много свободного простора, полей и терриконов. Именно о них с необычайной теплотой отзывается девушка. Вспоминает, как в детстве любила залезать на террикон, насыпанный прямо в Первомайске, и наблюдать за тем, что происходит вдали. Особенно любила смотреть, как весной цветут абрикосы. Эти воспоминания положены в основу поэмы "Абрикоси Донбасу".
…Відцвіли абрикоси Донбасу
Відтінками неба всіма
Абрикоси вдягнули каски
Минула весна…
В поэме есть и о нелегкой шахтерской жизни отца, который в 1980-х приехал с Ровненщины на престижную и высокооплачиваемую работу в шахте. И далеко не женскую работу матери, которая, в отсутствие другой работы в регионе, была вынуждена работать на вредном производстве углеперерабатывающей фабрики. Однако все это на романтизированном фоне "терриконов груди" приобретает естественную гармонию и надземной смысл.
А десь там високо
Стоїть терикон
Гарчить терикон
Як дракон Як сфінкс
Що захищає свого Тутанхамона
І знаю тільки я одна
Що посеред степу терикон -
Це корки від пляшок
Які тато випив
І попіл від цигарок
Що викурив тато
Свои первые произведения автор написала в девять лет. С тех пор почти ничего не сохранилось, а то, что сохранилось, редко перечитывает. На чердаке родительского дома лежат записанные воспоминания о детстве. Одно из них - о затмении Солнца в 2000 году. Тогда все ждали конца света, а 14-летняя девочка записывала, что происходило в тот день в ее дворе. Многие произведения хранит школьная учительница литературы. Она предлагала отдать ее первые стихи, но девушка отказалась: "Не то что стыдно, но с годами каждый поэт растет, совершенствуется... Я не уверена, что достойны публикации некоторые из стихов этой бурной зимы, еще буду думать над этим, а тут... школьные стишки", - улыбаясь, делится поэтесса.
Стихи, написанные во время Майдана, который очень болезненно и искренне переживала Люба, по ее мнению, должны еще вылежаться. Она не хочет, чтобы лет через 50 ее поэзию воспринимали как "трактор в поле дыр-дыр-дыр" Тычины. "Многие считают, что искусство и политика должны идти отдельно, не пересекаться и не мешать друг другу. Конечно, поэт не должен опускаться до написания каких-то политических агиток, однако как гражданин разве он может оставаться вне политики? - спрашивает девушка. - Как можно сегодня будто не замечать, что пытаются оторвать часть твоей страны?"
По словам Любы, много лет, вместо того чтобы искать, как объединить и использовать эту поликультурность Украины, все, от политиков до художников, искали различия и тем самым работали, возможно неосознанно, на пропаганду Путина и его режима. Они говорят о какой-то части Украины "где-то там", отмежевываясь от проблем, оправдывая себя тем, что должны заниматься искусством, а не войной. Но придерживаться такой позиции слишком просто, по мнению автора. "Многие мои коллеги говорят, что волнуются за меня, глядя, как я воспринимаю события на Востоке, даже сочувствуют. Будто это не часть Украины пытаются оторвать, а часть моего тела - руку или ногу. Но так и есть! И это не у меня пытаются отнять кусок Украины, а у нас всех. Когда над домом, где живут мои родители, летают снаряды, то это не надо мною они летают, а над нами всеми! Почему никто этого не хочет понимать?" - эмоционально говорит поэтесса, и слезы выступают на ее глазах.
Проблема не только в локальном восприятии художниками Донбасса, считает Любовь Якимчук. Ведь годами на государственном уровне ничего не делалось для развития культуры и популяризации украинского на Востоке. "В связи с войной сейчас готовится ряд политических, экономических и социальных решений, однако, я уверена, что культура снова окажется на втором плане, а потом о ней и подавно забудут. Снова все ляжет на плечи волонтеров и энтузиастов", - делает она печальный вывод. По ее наблюдениям, на Донбассе чувствуется некий "культурный голод", и ей кажется, что именно здесь очень уместно было бы проводить разные художественные мероприятия. Здесь есть спрос, но мало предложений. Поэтому на любые более-менее интересные и новые события приходит очень много людей.
Поэтесса мечтает, чтобы война как можно скорее закончилась. Хочет, наконец, запустить свои художественные проекты, связанные с Донбассом. У нее есть собственное видение, как можно развивать культуру в этих областях. Одну из идей Любовь Якимчук взяла из истории. В 1929 году поэты-авангардисты делали тур по Донбассу. Об этом она узнала из журнала футуристов "Нова генерація" и решила повторить этот маршрут с современными художниками. Говорит, что уже многие поэты согласились на ее предложение поехать собственными глазами увидеть индустриальные ландшафты, спуститься в шахты, чтобы прочитать свои стихи, и полной грудью подышать степью.
А еще молодая авангардистка мечтает наконец наладить взаимодействие между разными видами искусства в Украине. Ведь для нее очень важна форма подачи материала. Для этого она экспериментировала с видеопоэзией, музыкально-поэтическими чтениями. Из-за поисков новых форм уже второй год откладывает выпуск своего нового сборника, который будет называться "Лікарські рослини Донбасу". На название и содержание вдохновила книга, которая хранится в доме родителей, которая так и называется "Лікарські рослини Донбасу".
Любовь Якимчук не планирует ограничивать свое творчество только поэзией. "Я уже давно хотела проехаться по городам, городкам и поселкам Донетчины и Луганщины, пообщаться с людьми и сделать серию репортажей, которые бы раскрывали внутренний мир людей Востока страны. Я хочу показать, что Донбасс - это такая же Украина, как Львов или Киев. Мне важно, чтобы Украина оставалась единой и неделимой, такой, как я ее помню по школьным картам: от Львова до Луганска, от Чернигова до Крыма, и я стараюсь прилагать усилия, чтобы другие это тоже понимали", - взволнованно говорит Люба. Осталось дождаться, когда в этот край снова свободно будут ходить поезда, и люди снова поверят в целостность Украины.
Тому й Донбасу заводи
Курять в небо димом кольоровим
І їм плювати на заборони
Тютюнопаління
У громадських місцях
Бо на заводських майданчиках
Вони - у себе вдома
А там як відомо
Курити не заборонено
Навіть коту
Ту-ту
Поїзд
Ту-у-у
Любовь Якимчук