UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сад его мечты

Каждый знает, что Киевский ботанический сад строился под руководством академика Николая Николаевича Гришко. Но мало кому известно, что идея создания этого сада обсуждалась еще в 1918 г. по инициативе академика Владимира Ипполитовича Липского

Авторы: Татьяна Черевченко, Наталия Чувикина

Каждый знает, что Киевский ботанический сад строился под руководством академика Николая Николаевича Гришко. Но мало кому известно, что идея создания этого сада обсуждалась еще в 1918 г. по инициативе академика Владимира Ипполитовича Липского - выдающегося ботаника в области флористики, систематики растений и ботанической географии. Объездив почти все ботанические сады мира, он мечтал создать академический ботанический сад в Украине.

Осенью 1918 г., когда была основана Украинская академия наук, В.Липский убеждал ученых, что в ее составе должен быть ботанический сад. О местоположении будущего сада он вел переговоры с академиками А.Фоминым, В.Вернадским и Н.Кащенко. Выбор падал и на Пущу-Водицу, и на Межигорье, но остановились на Голосееве. Директором будущего ботанического сада единогласно был избран В.Липский.

По поручению президиума АН В.Липский настойчиво просил Комиссариат образования Украины передать для строительства академического ботанического сада Голосеевский лес. После принятия правительством соответствующего решения была создана комиссия Китаево-Голосеевского леса, которая провела геологоразведочные работы и выкопировку местности. Сам Липский разработал план сада, его структуру и задачу как научного учреждения.

Сколько мытарств довелось пережить Владимиру Ипполитовичу ради воплощения своей идеи, свидетельствует запись 1936 г. в дневнике Владимира Вернадского, с которым у Липского были очень теплые дружеские отношения: "Сейчас Липский, очевидно, останется в Киеве создавать Ботанический сад. Сколько было мечтаний с этим в 1918-1919 годах. Наконец, организуется".

Но голод и разруха не дали возможности воплотить замысел в жизнь. "Земля Голосеева выскользнула из рук академии", - писал В.Липский.

По замыслу Липского, ботанический сад Украинской академии наук должен был стать одним из самых лучших в мире. "Публика до сих пор редко задает себе вопрос - что такое ботанический сад? И до сих пор к ботаническому саду относятся довольно легкомысленно. И до сих пор еще думают, что ботанический сад - это просто себе сад или парк, где растут не только красивые, но и редкостные цветы, удивительные деревья и кусты и где, конечно, любо и приятно погулять. Да и только. Очень немногим приходит в голову, что за ботаническим садом стоит целая наука - ботаника. Случилось так, что научное учреждение, названное этим простым именем "сад", далеко переросло свое название".

При ботаническом саду Липский мечтал открыть библиотеку, которая "представляет собой растительное царство в произведениях человеческого ума".

Во время поездок в Европу, Азию, Америку Липский скрупулезно изучал деятельность ботанических садов разных стран. Привозил живые растения, плоды, семена для ботсадов Украины, открытых при университетах. Пополнял экспонатами зоологические, палеонтологические, геологические коллекции музеев.

Во время экспедиции в Среднюю Азию (август 1899 г.)

Он открыл и описал более 240 новых видов и внутривидовых таксонов, четыре новых рода растений, вошедших во все украинские флористические указатели и указатели тех стран, где были найдены. Имя Липского на разных континентах носят 56 видов флоры сосудистых растений.

Что нам известно об этом выдающемся ученом? Кто он и откуда?

Родился Владимир Ипполитович в марте 1863 г. в селе Самострелы на Ривненщине (тогда Волынской губернии). Его отец и дед были священниками. Когда Володе исполнилось шесть лет, умерла мать, и отец с детьми переехал в Житомир. В 10 лет Липский становится слушателем подготовительного отделения Житомирской первой мужской гимназии - старейшего учебного заведения Волыни. Здесь преподавали замечательные педагоги, получившие образование в престижных европейских университетах.

После Житомирской гимназии Липский поступил в Киевскую коллегию им. Павла Галагана. Во время каникул собирал и передавал интересные экземпляры растений для гербария своего учителя А.Фомина, с которым поддерживал хорошие отношения в течение всей жизни.

Закончив коллегию, В.Липский стал студентом физико-математического факультета университета им. Святого Владимира в Киеве. Здесь он начал изучать мир растений. На способного студента обратил внимание профессор И.Шмальгаузен и пригласил его в экспедицию на Подолье. С того времени и на всю жизнь ботаника пленила Липского. Насколько Шмальгаузен ценил молодого научного сотрудника, свидетельствует благодарность, которую ученый выразил своему студенту на страницах известного труда "Флора юго-западной России".

После окончания университета В.Липского оставили работать на должности консерватора ботанического кабинета и ассистента Шмальгаузена. В это время он плодотворно занимается научной деятельностью. За средства общества природоведов совершает множество экспедиций в Бессарабию, Крым, Кавказ, Турцию, Грецию, Италию для ознакомления с лучшими ботаническими садами и музеями.

В 1890 г. Липского назначают консерватором Ботанического сада Киевского университета. В 1891-1893 гг. он принимает участие во многих экспедициях в различные европейские страны. В начале 90-х - уже как зрелый ботаник, тонкий флорист и систематик - издает труды о флоре северного Кавказа, Закаспийской области, окрестностей Киева, Крыма, Бессарабии, Персии.

На 9-м съезде природоведов в Москве В.Липский познакомился с директором Петербургского ботанического сада А.Баталиным. Тот предложил Липскому стать консерватором гербария в Петербургском ботаническом саду. Владимир Ипполитович принял предложение как великую честь и в 1894 г. переехал в Петербург. Так закончился первый киевский период
Липского.

Почти четверть века отдал он старейшему научному учреждению, основанному по приказу Петра І в 1714 г. и названному "Аптекарский огород" (сейчас ботанический сад при Ботаническом институте им. Комарова, РФ).

Здесь он прошел путь от скромного консерватора гербария до главного ботаника сада. В одном из самых известных и полных трудов по истории ботаники - трехтомнике "С.-Петербургский ботанический сад за 200 лет его существования (1713-1913)" большинство
статей написаны Липским.

Большую работу он провел также по подготовке и изданию "Гербария императорского С.-Петербургского ботанического сада (1898-1908 гг.)".

В петербургский период жизни Липский много времени уделял изучению природы Средней Азии, особенно исследованию Гисарского хребта. Эти экспедиции были чрезвычайно рискованными - каменистые дороги пролегали над крутыми обрывами. Не раз лошади срывались и падали в пропасть, но, к счастью, все обошлось.

Нелегкой была экспедиция и в горные местности Памиро-Алтая. Во всех этих поездках Липский не только собирал ботанические коллекции, описывал флору, но и занимался картографированием, изучением перевалов. На многочисленных снимках, сделанных ученым, можно увидеть тогдашнюю природу и быт тех мест.

В 1908 г. Липский отправился в многомесячную экспедицию на Цейлон (сейчас Шри-Ланка). Он описал эту поездку в одном из своих трудов. На пути из Коломбо в Перадению члены экспедиции останавливались у русского предпринимателя Чокова, поставляющего цейлонский чай в Россию. Купец отдал в распоряжение Липского нижний этаж своего дома, и вскоре помещение напоминало лабораторию, где хранились гербарий, плоды и растения.

В Королевском ботаническом саду Перадения, около города Канди, в списке знаменитых людей мира, посещавших его, указано и имя Владимира Липского. Его научные труды, в которых обобщен мировой опыт организации ботанических садов, и сегодня не утратили своего значения.

За три дня до Октябрьской революции В.Липский оставил Петербург и навсегда вернулся в Украину.

В то время как он в Киеве обсуждал с Фоминым, Вернадским и Кащенко вопрос создания академического ботанического сада, пришло печальное известие: по пути в Украину умерла жена ученого Юлия Калистратовна, болевшая туберкулезом.

Тяжело перенеся смерть супруги, Владимир Ипполитович полностью погрузился в науку. С большим энтузиазмом взялся реализовывать заветную мечту - создавать академический ботанический сад.

В 1919 г. Липскому за все его научные труды присвоили степень доктора ботаники и включили в состав новообразованной комиссии УАН по изучению природных богатств.

Владимир Ипполитович мечтал и делал все от него зависящее для создания академической библиотеки. Из частных библиотек он собрал более 300 тыс. томов, ставшие основой нынешней библиотеки им. Вернадского.

Ученым тогда жилось тяжело - гражданская война, разруха. Липский, как действительный член Академии наук и заведующий кафедрой, получил маленькую комнату в стенах президиума. Сам рубил дрова, кухарничал, садил огород.

В 1921 г. его избрали вице-президентом, а в 1922-м - президентом Академии наук Украины. "Попал в президенты", - записал тогда Липский в дневнике.

Работалось на должности президента Владимиру Ипполитовичу нелегко. Будучи порядочным, честным и принципиальным человеком, он того же ожидал и от других. Но ожидания далеко не всегда оправдывались. Тем более что в науке уже появились ростки лысенковщини, с которыми Липский пытался бороться. Но, не выдержав, ученый оставил высокие должности - вице-президента Академии наук СССР и президента УАН.

В письме к Липскому Вернадский поддержал это решение: "Думаю, Вы мудро поступили, отказавшись от Киева, когда Вы невольны в выборе помощников".

В 1927 г., после смерти отца, Липский переезжает в Одессу, где погружается в свою стихию - работает директором Ботанического сада Одесского университета.

Сад очень пострадал в годы гражданской войны и революции, и Липский принялся его восстанавливать. Усилие коллектива он сосредоточил на сверке названий растений, обустройстве гербария, библиотеки, лабораторий для научных исследований. Липский получал семена из 115 ботанических садов мира. Благодаря его усилиям Одесскому ботсаду были безвозмездно переданы коллекции живых растений и семян из Москвы, Петербурга, Киева, Берлина, Дрездена, Парижа, Сайгона, Сингапура.

За два года с новым директором Одесский ботанический сад стал выдающимся научным учреждением с большим количеством видового многообразия растений. В тот период Липский организовывает несколько продолжительных экспедиций по Черному морю. Вместе с коллегами изучает распространение и запасы морской водоросли филофоры красной. На основе полученных данных, в 1931 г. в Одессе построили завод и в промышленных масштабах наладили производство йода и агар-агара, которые до этого времени покупали за границей.

В 1932 г. академик Фомин предложил сделать Одесский ботсад филиалом Института ботаники, но Совет народных комиссаров не поддержал инициативу. Вместе с тем по команде сверху ботсад должен был приобщиться к разработке мичуринского учения. Сам Лысенко приехал в Одесский университет с докладом о "переделке природных растений".

Липский, как истинный биолог, не мог слушать антинаучные утверждения и демонстративно оставил зал во время выступления. После этого "ненадежного" ученого заставили перейти на должность консультанта сада.

Несмотря на 70-летний возраст, Владимир Ипполитович совершил экспедиции в Среднюю Азию. По воспоминаниям, местные ботаники называли Липского "легендарным исследователем Средней Азии" и с нетерпением ждали его приезда. Это были последние экспедиции ученого. В дальнейшем он занялся обобщением экспедиционных работ.

Умер В.Липский в Одессе. Похоронили его рядом с садом. Но во время Великой Отечественной войны кладбище было разрушено, и могила не сохранилась. Благодаря усилиям доктора биологических наук Дарины Доброчаевой удалось установить место погребения Владимира Ипполитовича. Там, где была могила, теперь стоит памятник, а Одесскому ботаническому саду присвоено имя В.Липского.

* * *

В марте исполнилось 150 лет со дня рождения ученого. Эту дату торжественно отметил Национальный ботанический сад им. Н.Гришко. По случаю юбилея здесь побывали потомки
В.Липского, проживающие ныне в Австралии, куда в 30-е годы переехал сын Владимира Ипполитовича Всеволод. Несмотря на большое расстояние, родственники нашего выдающегося ученого-ботаника тянутся к Украине и гордятся своими корнями.