UA / RU
Поддержать ZN.ua

Роман-эпопея. Век Виктюка

17 ноября ушел из жизни Роман Виктюк — человек, сумевший театрализовать и собственную жизнь, и жизнь вокруг.

Автор: Олег Вергелис

В дни таких нечаянных потерь — Жванецкий, Джигарханян, а теперь вот и Виктюк — лента Facebook напоминает прощальную дорогу, устланную цветами, в данном случае — фотографиями и откликами разных людей, которые любили любимцев. Виктюк не был ни поп-звездой, ни популярным сериальным артистом, но любили его все — от эстетов-профессионалов до милейшего Васи Пупкина, и свидетельства этой любви сегодня горной лавиной текут по соцсетям и медиа.

Роман Виктюк владел даром удивительного магнетизма, способностью притягивать к себе людей творческих и пытающихся понять, что же оно такое это творчество. И вот о чем мне подумалось — в драматические минуты прощания с великим режиссером все-таки надо помнить и его лукавый ироничный прищур: мол, не все так плохо было на этом свете, ребята. На этом свете у него было много света, поэтому и его биография, и его творческая судьба — блистательны, очень успешны.

В сущности, Виктюк прожил, конечно же, трудную, но во многом и удачную жизнь, состоявшись как профессионал высшей пробы, как мастер, как учитель, как человек еще при жизни имевший театр своего имени. Даже в самые хмурые годы он никогда не ставил то, что спускали сверху, а ставил то, на что откликались его фантазия и его неспокойное сердце, искал в советской драматургии лирику, человечность, гуманизм и непременно находил все это, потому что сам был и лириком, и гуманистом, и оптимистом. Он прожил 84 года и творческий период своего земного пути посвятил и лучшим драматургам земли, и лучшим артистам своего времени, которые любили его и готовы были бежать за ним на край света. Он обладал довольно редким качеством сострадания, когда в трудные минуты летел на помощь актеру, актрисе, высвобождая их из песков забвения или самозаточения.

Виктюк вдохнул новую творческую жизнь в карьеры крупнейших актрис ХХ века, которых называл своими небесными невестами, — Маргариты Тереховой, Ады Роговцевой, Татьяны Дорониной, Лии Ахеджаковой, Марины Нееловой, Валентины Талызиной, Ирины Соколовой, Эры Зиганшиной, многих других замечательных лицедеек. Он смог убедить великую танцовщицу Наталию Макарову сыграть на драматической сцене сложную роль в пьесе «Двое на качелях» и вселить уверенность в оперную приму Елену Образцову сыграть крупные роли в двух драматических спектаклях. Актрисы стремились к нему, как бабочки к огню, — неумолимо. Они готовы были сгорать в этом огне, при этом же получая необъяснимое творческое удовольствие.

Тема «Виктюк и Украина» — логична и объяснима. Львовская глава — отдельная и разветвленная тема для будущего Романа-эпопеи о его жизни. Это сюжеты о том, как на площади Рынок он обустраивал собственный театр еще совсем юным, ставил там «Сильву», «Марицу» и все что под руки попадалось. Во Львове же он играл и первые роли на профессиональной сцене — во Львовском театре юного зрителя (ныне Первый театр).

Одна из последних, уже киевских встреч с Виктюком, примерно в 2013-м, когда по приглашению тогдашнего министра культуры Михаила Кулыняка Роман Григорьевич приехал на переговоры с Раду Поклитару... Тогда возникла идея, чтобы они вместе сделали проект на сцене Дворца культуры «Украина» — музыкальное полотно Евгения Станковича «Цвіт папороті».

Никто ничего не успел сделать. Увы...

Но в тот день, когда садился в самолет, собираясь лететь из Москвы в Киев, он взял с собой распечатку пьесы Леси Украинки «Лісова пісня». И приехав в украинскую столицу пригласил на рандеву Аду Роговцеву и Остапа Ступку, предложив им провести открытый мастер-класс-репетицию «Лісової пісні» для киевских театралов.

Это было одно из потрясающих театральных зрелищ, которые вообще возможны. Прежде об этом писал подробно, поэтому напомню только детали. Он предложил Роговцевой играть Мавку, когда ей уже 70, а не 17. Потому что у вечности нет паспортных данных. Собственно говоря, на глазах зрителей он создавал новый спектакль, в котором Мавка — одновременно и Ада, и Леся.

Представляю, что сейчас творится на душе у Ады Николаевны. И могу пожелать ей только сил и мужества в связи с утратой любимого режиссера, близкого друга, человека, который в трудные минуты ее жизни спешил через границы ей на помощь, создавая совместные спектакли — «Уроки музыки», «Священные чудовища», «Дама без камелий», «Бульвар Сан-Сет», «Лісова пісня» (а та репетиция действительно была эмбрионом будущего гениального спектакля: кто видел, не даст соврать).

Мне кажется, что даже после его ухода Роман-эпопея в разных жанрах будет продолжаться, хотя уже и без него. Потому что остались любимые ученики, любимые актрисы, а все они — последователи секты Виктюка, все они — главные герои этого Романа-эпопеи.

Вспоминаю, как после «Лісової пісні» я решил съязвить, мол, Роман Григорьевич, вы же не только режиссер, вы можете претендовать и на статус Сары Бернар — большого актерского дарования всех времен и народов. Он тут же парировал в стиле Фаины Раневской: «Сара Бернар кажеш? Добре, що хоча б не сенбернар, з таким-то нашим собачим життям!» И в этом был весь он, человек-фейерверк, режиссер-зажигалка, наш любимый Роман-без-вранья и Роман-эпопея. Светлая память, дорогой наш, вы заслужили свет и покой.

* * *

Львовские друзья режиссера говорят, что прощание с мастером может пройти именно во Львовском ТЮЗе, когда тело Романа Григорьевича доставят в Украину.

…Мне очень хочется верить, что тревоги родственников Виктюка о сложностях транспортировки тела режиссера из России в Украину будут напрасными и хотя бы в этом трагическом случае никто не станет разыгрывать никакой политический спектакль… Душа Мастера должна успокоиться, вернувшись к близким, на родную землю.

Другие статьи Олега Вергелиса читайте тут.