UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Просто в какой-то момент надо сделать выбор..."

Наталья стала известна стране, а позднее - и миру после 25 ноября прошлого года.

Автор: Светлана Орел

Точнее, стал известным ее сын Роман Мокряк, лейтенант ВМС Вооруженных сил Украины, командир катера "Бердянск". Один из тех, кого Россия взяла в плен и который первым заявил требование предоставить украинским морякам статус военнопленных.

Сейчас украинцы всего мира ждут справедливого решения Гамбургского суда, где в закрытом режиме продолжаются слушания Международного трибунала по морскому праву в деле захваченных Россией украинских моряков. Мир надеется, что решение будет положительным для Украины, Россия все же будет вынуждена его выполнить, и наши ребята вернутся домой. Конечно, больше всего этого ждут семьи пленных моряков. Ждет и мама Романа, Наталья Мокряк, учительница начальных классов в школе в селе Карловка Кропивницкого района на Кировоградщине.

Не только ждет, но и действует. В марте она выступила в штаб-квартире ООН с призывом к миру поддержать Украину и помочь освободить пленных украинцев. Говорила не только о своем сыне и его товарищах, но и о других, кого удерживают в российских и деэнеровских тюрьмах уже не один год, - в частности, о наших земляках Сергее Глондаре и Александре Коринькове, которые находятся в плену уже пятый год.

Наталья также является одним из инициаторов открытия в нашем областном художественном музее выставки. На ней представлены не только картины, но и другие художественные изделия морской тематики. К формированию концепции выставки причастны немало людей. Все началось с картины художницы Беаты Куркуль "Маленький кораблик, возвращайся домой", написанной ею в первые дни пребывания наших моряков в плену. Потом присоединились другие художники.

24 художника воссоздали отдельный вариант картины, но в своем стиле и со своими эмоциями. Каждый из них по-своему интерпретировал морской пейзаж, на котором изображены три корабля в бушующем море. На выставке представлены 24 картины, каждая из которых адресована конкретному моряку. Выставку уже видели в Киеве, в других городах. Когда ребята вернутся домой, каждый получит в подарок свою картину.

- Пани Наталья, расскажите, пожалуйста, о себе, о своей семье.

- Я родилась и выросла в Карловке, где и сейчас живу и работаю. Моя мама всю жизнь трудилась дояркой, но была очень небезразличным, мудрым человеком. Это по ее совету я поступила в педагогический институт. Она хотела, чтобы я стала учительницей. И это действительно стало моим призванием. В свое время я мечтала поступить на исторический факультет, но почему-то побоялась и пошла на факультет начальных классов.

Мой муж Николай тоже родом из Карловки, мы и учились в одной школе. Он после армии остался служить в военном флоте, и мы некоторое время жили в Североморске Мурманской области. Роман, наш старший сын, еще совсем маленьким побывал вместе с отцом на военном корабле, но он этого почти не помнит.

Когда пришло время выбирать профессию, Роман заявил, что хочет быть военным археологом. Я настояла, чтобы он поступил на исторический факультет нашего педуниверситета, словно пыталась таким образом догнать мечту своей юности. Но Роман, проучившись почти четыре года, оставил институт: "Это не мое". Несколько месяцев работал на строительстве, и именно тогда выполнил одно из своих детских обещаний.

Когда ребята были еще маленькие, - а их у нас трое, еще есть Богдан и Антон, - мы всегда лепили вместе вареники, пельмени. Однажды за таким занятием Богданчик спросил:

- Мама, а почему ты не носишь шляпок?

- Не ношу, потому что у меня их нет, - совсем просто ответила я.

- Я, когда вырасту, куплю тебе, - пообещал Богдан.

- А я, когда вырасту, куплю маме шубу, - вставил Роман.

Ну вот, как-то он мне звонит (я же в школе с утра до вечера): "Мама, приди домой, для тебя сюрприз".

Забежала ненадолго (школа рядом с нашим домом), а там - шуба. Купил на заработанные деньги.

Но на строительстве Роман не задержался, решил идти в армию. И почему-то именно в моряки. Говорил: "Я буду служить в Севастополе, на подводной лодке".

Так и произошло. Сначала эта лодка была на ремонте, а потом начались ходовые испытания, погружение. Я очень переживала. Закончилась срочная служба, Роман остался на лодке, и здесь возник вопрос о том, что надо завершить образование. Он приехал, восстановился в университете, получил диплом. Его любимый преподаватель Сергей Шевченко как раз издал книгу "Всадники на Ингуле". Подписал Роману. Мы хотели провести ее презентацию в нашей школе, но Сергей Иванович преждевременно ушел из жизни, так и не успели.

- Как вы пережили "крымскую весну"?

-В начале февраля Роман был на больничном, - ему сделали операцию. И тут звонит его командир: "Срочно прибыть!" Сын как раз попал на дежурство на КПП. Ему пришлось там задержаться. В это время спустили украинский флаг на лодке, Романа тогда там не было. Он меня постоянно успокаивал и ничего конкретно не рассказывал. Но для меня эти дни - как черная дыра в жизни. Я постоянно плакала, переживала и только когда услышала, что наши моряки, и Роман вместе с ними, уже в Очакове, а потом в Одессе, успокоилась.

Военным морякам, вышедшим из Крыма, сначала обещали дать квартиры, но они так и жили на катере. Снимать жилье в Одессе очень дорого. В 2016 году Романа назначили командиром нового катера "Бердянск". Он и ездил за ним в Киев. Почти год продолжались испытания катера, в 2018-м он уже был на боевом посту.

- Когда вы узнали о пленении?

- В те дни я как раз заболела, сын позвонил, спрашивал, как здоровье, и сказал, что катер выходит в море. Это было не первый раз. Как правило, такие походы продолжались где-то около суток, поэтому я восприняла его слова спокойно. И только вечером 25 ноября я увидела в Интернете, что наших ребят и катера захватила Россия. Россияне открыли огонь на поражение. Почему?! Я до сих пор не могу этого понять. Конечно, это был шок. Тем более, что сообщили о шести раненых. Фамилий сразу не назвали, не было известно, в каком они состоянии. Телефон Романа был вне зоны достигаемости. Мы пересматривали все новости. И вздохнули с облегчением только когда узнали, что все живы.

- Вы как-то общаетесь с сыном?

- Только через консула и адвоката. На одно из заседаний суда ездил его брат Богдан. Они столкнулись в коридоре прямо лицом к лицу. Романа как раз выводили, а Богдан только зашел. Роман аж засиял от радости. Богдан написал нам в Вайбере: "Мама, я держал его за руку!" Он потом снял небольшое видео, но издали, нельзя было подойти ближе.

- Вы выступали в ООН...

- Да, это было заседание, посвященное предотвращению агрессии против женщин. Приняли и соответствующий документ, выразили очередную обеспокоенность, но реально на Россию это мало влияет. Весь мир знает, что правда за нами, но с Россией никто не может ничего сделать. Сейчас я очень надеюсь на суд в Гамбурге.

- Пани Наталья, не одно поколение украинцев воспитывалось фактически в пророссийской идеологии. По вашему мнению, откуда у наших людей эта жертвенность? Ведь сколько добровольцев, волонтеров, преданных Украине, твердых духом, как ваш сын...

- Меня дети в школе спрашивали: "Кто такой герой?".

Когда-то думалось, что это такие необыкновенные люди. Где-то далеко. Но оказывается, что герои - это те же люди, как и мы все. Они живут рядом, ходят по этой самой земле. Просто в какой-то момент надо сделать выбор, сделать этот важный шаг. Кто-то его делает, а кто-то - нет...