Когда ему говоришь, "вы - казак по духу", он возражает, поскольку "все казаки воюют сейчас на Востоке". Он считает себя хулиганом, занимающимся искусством. Правда, когда я впервые увидела Александра Ярмолу, в воображении почему-то сразу появился образ мудрого наставника, умеющего соединить уравновешенность и бунт, покой и резкую непокорность, а также миролюбивость и гнев на врага. Его справедливо можно считать пионером активной популяризации украинской песни за рубежом, особенно в Европе, а еще Александр - один из основателей первой в Украине казак-рок группы "Гайдамаки". Кроме того, он активно ведет общественную и благотворительную деятельность, увлекается боевыми искусствами... Список его жизненных заслуг можно продолжать долго, ведь он, как настоящий гайдамак, постоянно стремится развивать свою страну, начиная с себя.
Нелегкие 1960-70-е, т.е. период детства и юношества, Александр Ярмола вспоминает как положительные, несмотря на "брежневский застой". Особенно признателен за воспитание и формирование мировоззрения своим бабушке и дедушке, поскольку с ними смог насладиться спокойной жизнью провинции. Кроме того, сам родной город Чернобыль стал для него центром культуры, зародившей в мальчике любовь к украинской песне.
В школе и институте он отличался бунтарским поведением, пытался выйти за рамки, навязанные советской системой. Фронтмену группы "Гайдамаки" легко давались и точные науки, и рисование. Хотя Ярмола утверждает, что хорошим математиком ему точно не суждено было стать, ибо это требует системности и дисциплины, чем он похвастаться никогда не мог. "В искусстве все делается интуитивно, хотя и тут нужно владеть техникой, чтобы не зайти в тупик", - говорит он.
Позже после армии Ярмола основал свою рок-группу. Была "перестройка", и появилась долгожданная возможность играть любимую музыку, осуществить мечту детства. Конечно, слушателями парня поначалу преимущественно были друзья и родственники. Родители никогда не выступали против его желания стать рок-музыкантом, но "с практической стороны им было его жаль".
Чтобы заниматься музыкой на более профессиональном уровне, и чтобы она приносила не только моральное удовлетворение, но и некоторые средства, юный Александр решил покорить Национальную музыкальную академию им. П.Чайковского. Музыкальная грамота и умение петь на дыхании, которые дала ему академия, не раз спасали во время концертов.
Рождение бунта
Группа Aktus, позже переименованная в "Гайдамаки", была основана сразу после обретения Украиной независимости. Основной философией бэнда становится духовный протест против власти, "бунт против системы, против неких порядков и правил, ею же придуманных", и казавшихся Александру не совсем справедливыми. Т.е. их музыка - это своеобразный месседж, направленный на то, чтобы показать, что или кто именно притесняет "человеческую природу".
Вместе с "Гайдамаками" Ярмола начинает путешествовать по странам Европы. Он прививал зарубежной публике любовь к казацкой песне. Именно тогда, со времен Эмира Кустурицы, был создан тренд на всю балканскую музыку, к которой относили и украинскую. "Гайдамаки" как дополнительный приток влились в русло общеевропейского течения народной музыки. Несмотря на то, что тексты их песен мало понимали, их уважали за мощность и драйв. Ярмола с другими участниками группы старался донести серьезное содержание своих текстов об исторических корнях украинцев, о своей нации и ее уникальной культуре. Он - истинный патриот. До сих пор не представляет, как можно было тогда - по просьбе организаторов концертов - создавать песни на английском языке. Ведь Александр и так все, что хотел, мог прекрасно передать на украинском.
Он направлял свои усилия на то, чтобы популяризировать за рубежом украинскую песню собственного видения не потому, что хотел всемирной славы, а потому, что на родной земле его всегда ограничивали определенными форматами "радио или телевидение". Вместе с тем он добавляет: "Мы - первопроходцы, поскольку еще в 1990-х открыли для себя Европу. Хотя там сейчас не самые лучшие времена для человечности, морали... это не их золотое время. Сейчас наш золотой век, поскольку именно в нас самих происходят изменения, мы быстро прогрессируем".
О другом направлении гастролей - Москве - говорит, что туда "ехать никогда интуитивно не хотелось". Правда, концерты были, и воспринимали их хорошо, поскольку в России было (возможно, и остается) много людей, понимавших и любивших украинскую музыку.
Вопрос воспитания
Его музыка не может не поражать, а задор, с которым он исполняет свои композиции, заставляет сердце биться в несколько раз быстрее, а волосы - дыбом вставать от мурашек по коже. То, как Ярмола отдается публике, знают все, кто видел его на сцене. Ведь только он может так фантастически и точно по-казацки не просто петь, а "переживать" каждую песню, демонстрируя незаурядную жизненную энергию. Он будто в постоянной готовности в любой момент отправиться на войну. Несмотря на свой возраст, Ярмола до сих пор наполнен гайдамацким драйвом и безрассудством. Наверное, эти черты будут присущи ему всегда.
Однако певец довольно скромно говорит о своем источнике вдохновения, поскольку в разные времена его вдохновляет весьма многое: "Системы у меня нет... когда муза приходит, мне удается создавать", - говорит он. Вы могли заметить, что тексты "Гайдамаков", которые пишет сам Ярмола, имеют и религиозную составляющую. Как оказалось, вера занимает довольно весомое место в жизни певца. Правда, он уверяет: "Многие художники все время балансируют между большим грехом и большой верой. Они такие же экстремалы, как и я".
Кроме своей основной деятельности, Ярмола - кандидат в мастера спорта по вольной борьбе. Он делится несколькими секретными составляющими, которые могут из кого-либо сделать настоящего сознательного казака или казачку: "Нужны смелость, дисциплина и честность к себе. Остальное - вопрос воспитания".
Зимой в шароварах
Именно воспитание научило Ярмолу никогда не опускать руки. После распада старого состава "Гайдамаков" он не бросил любимое дело: "На желание "бросить-не бросить" влияют не такие вещи, как развод или распад, а то, что тебе хочется или не хочется создавать. Если не хочется, лучше перестать заниматься любимым делом, но если есть еще желание что-то сказать, чувствуется зов - надо продолжать".
И продолжал он выступлениями, в частности и на сцене во время помаранчевой революции. Он был активным участником тогдашних событий, вместе со всеми надеялся на кардинальные изменения, вместе со всеми разочаровался, а впоследствии и представить не мог, что будет второй Майдан, и, тем более что он победит. После революционных событий и во время навязанной войны говорит: "За свободу всегда надо платить, никто никогда не дарил свободу, не отдавал ее просто так".
Этой зимой он вышел снова, поскольку по своей природе - бунтарь, который не привык подчиняться, который будет протестовать. Именно тогда, во время Евромайдана, неутомимый певец в ненастную погоду в одних лишь шароварах согревал каждого украинца песенным духом несокрушимости и неистового желания к победе.
Во время Революции достоинства украинцы смогли выкристаллизировать свои самые лучшие черты, что весьма импонируют Александру. В частности умение объединиться и слаженно действовать вместе. А то, что раздражает гайдамака, - это видеть сегодня равнодушие у людей, которые живут, будто это не их война, и она их никак не касается. "Если ты считаешь, что ты с оружием не знаком. и для тебя непривычно стрелять, делай хотя бы что-то, чтобы помочь, ведь кто-то на фронте гибнет. Возможно, многие думают: "Ну украинцы, потом придут русские... Также неплохо - зарабатывать в том самом офисе, те же деньги...". Это меня крайне раздражает", - говорит Ярмола.
На самом деле, как мне показалось, морально Александр готов отстаивать честь народа не только на фронте музыкальном. Однако ему пока трудно найти общий язык с оружием. Несмотря на это, певец уже успел побывать в Славянске, Артемовске, Краматорске и Мелитополе: "Песней поддержать для нас легче, чем стрелять. Мы же совсем не учились воевать. Хотя сейчас в зоне АТО много "необученных"...
Наверное, с такими гайдамаками будущее страны и украинской музыки будет в безопасности и рано или поздно перейдет на высший, более качественный уровень. Только не надо бояться чувствовать, слушать, играть, быть. Только не надо бояться.