UA / RU
Поддержать ZN.ua

Призвание — созидать!

К 75-летию академика В.Горбулина

Автор: Эдуард Кузнецов

17 января - день рождения Владимира Павловича Горбулина, основателя и первого Генерального директора Национального космического агентства Украины, академика Национальной академии наук Украины и Международной академии астронавтики, доктора технических наук, лауреата Государственных премий СССР и Украины.

Владимир Горбулин с первых лет независимости Украины принимал участие в подготовке многих стратегических решений, имеющих определяющее значение для молодого государства.

Одна из ярких страниц в его жизни - становление "Украины космической".

Близился к завершению 1991-й год…

Рушилась огромная страна. В бывшем Союзе братских республик прошел парад суверенитетов. Никто не мог предположить, что за этим последует крах экономики, развал промышленности и сельского хозяйства, всеохватывающий и глубокий кризис образования, науки, культуры, медицины.

Немногие понимали всю серьезность и трагичность наступавших перемен, неотвратимость и драматизм разрушительных процессов переходного периода.

Украина - мощное государство, по своему экономическому потенциалу входившее в первую десятку европейских стран и в 1990 г. производившее 5% всего мирового валового продукта. Около трети промышленного, научного и кадрового потенциала СССР, занятого в ракетно-космической отрасли, приходилось на Украину. Тысячи космических и боевых ракет самых современных ракетных комплексов, служивших основой ракетно-ядерного щита СССР, вышли из ворот украинского "Южмаша". Системы управления космических носителей "Союз", "Протон", "Циклон", "Зенит" создавались украинскими специалистами. Более 400 космических аппаратов были созданы украинскими конструкторами, инженерами, учеными и запущены в космос.

На предприятиях, связанных с производством космической техники, работало свыше 150 тыс. чел., большая часть которых имела высшее образование.

Потеря такого потенциала, его "разбазаривание" было бы преступлением не только перед собственной молодой страной, но и перед всем мировым сообществом.

Ряд ученых, конструкторов, руководителей научных организаций и промышленных предприятий ракетно-космического комплекса, понимая негативные последствия дезинтеграции огромной страны, предвидели вовсе не радужные перспективы для науки в целом, многих научных школ и высокотехнологических производств. Неопределенной была судьба и перспектива совместных проектов и кооперации предприятий.

В первые месяцы независимости Украины было проведено несколько рабочих совещаний, консультаций, встреч на различных уровнях, где обсуждались вопросы дальнейшей судьбы стратегических предприятий и важнейших направлений в науке. Шел поиск путей сохранения позиций, которые занимала ракетно-космическая техника до распада СССР.

Это было непросто…

Подписанное в Минске 30 декабря 1991 г. соглашение "Об общей деятельности по исследованию и использованию космического пространства" в рамках СНГ не стало объединяющим документом для продолжения исследования космического пространства, а по существу разделило наработанный потенциал. За этим последовал процесс пересмотра космических программ и планов, приостановление финансирования ряда научных, военных и прикладных космических проектов.

Прекращались работы по советским программам оборонной и космической тематики, в т.ч. по международной программе "Интеркосмос", что привело к распаду кооперации разработчиков и изготовителей ракетно-космических средств, свертыванию функциональной и испытательной базы.

Неопределенность, нерешительность и отсутствие четкого направления развития являлись тормозом в реформировании экономики страны в тот непростой период. Эти факторы могли сказаться и на судьбе такой чувствительной сферы, как космонавтика.

Остро встали вопросы формирования национальной доктрины для ракетно-космической отрасли, создания собственной структуры ее управления, пересмотра специализации, кооперационных связей и системы финансирования украинских предприятий.

Для сохранения и развития имеющегося на территории Украины научно-технического потенциала появилась идея образования, по примеру ведущих космических государств, управляющей структуры - космического агентства. Инициаторами создания такой структуры выступили президент НАН Украины Б.Патон, директор Главной астрономической обсерватории НАН Украины Я.Яцкив, начальник управления оборонных программ Кабинета министров Украины В.Горбулин, президент Федерации космонавтики Украины А.Завалишин (в недавнем прошлом - заместитель начальника космодрома Байконур). Немного позже к ним присоединились и промышленники - генеральный директор ПО "Южмаш" Л.Кучма, генеральный конструктор КБ "Южное" С.Конюхов, генеральный директор НПО "Хартрон" Я.Айзенберг. Эти люди предвидели в недалеком будущем наступление "дикого" капитализма, разрушение устойчивых связей с партнерами, банкротство многих предприятий и их "прихватизацию". Иными словами, наступление этапа первичного накопления капитала часто нецивилизованными, бандитскими методами.

Из глубин ранее единого общества всплыли "неудачники" советской эпохи с замашками гангстеров - наглые и агрессивные, подобные действовавшим в 30-х гг. прошлого столетия в США.

Предвидя такие изменения в обществе, в структуре экономики, в управлении государством, руководители элитных предприятий, организаций и учреждений считали необходимым оградить от этих людей высокотехнологические и наукоемкие отрасли, которые будут определять облик страны в ХХІ в.

Выработав общую позицию по созданию космического агентства, инициативная группа во главе с В.Горбулиным принялась за решение сложной задачи - убедить правительство и президента Украины в необходимости такой структуры. В правительственные кабинеты пришли новые люди. Началась трудная работа по убеждению чиновников разных рангов в необходимости принятия ответственного и нужного для страны решения. Владимир Горбулин на этом этапе сыграл важнейшую роль организатора и координатора этой работы, лично участвовал в переговорах с руководителями министерств и ведомств. Он действовал при полной поддержке президента НАН Украины Б.Патона, многих видных ученых, главных конструкторов и директоров предприятий ракетно-космического комплекса.

Важную роль на этом этапе сыграл председатель комиссии космических исследований АН Украины академик Ярослав Яцкив. Через эту авторитетную комиссию, работавшую при АН Украины с 1968 г., в то время был единственный официальный выход на государственные управленческие структуры.

Я.Яцкив и В.Горбулин инициировали совещание у президента НАН Украины Б.Патона, где был рассмотрен вопрос о создании космического агентства, а впоследствии (30 января 1992 г.) - и встречу президента Украины Л.Кравчука с представителями Академии наук Украины, на которой с докладом выступил Я.Яцкив. В результате были даны поручения соответствующим органам по подготовке необходимых документов для создания агентства.

29 февраля 1992 г. Л.Кравчук подписал указ о создании Национального космического агентства Украины со статусом центрального органа исполнительной власти.

На первый план выходил кадровый вопрос - назначение руководителя агентства. От этого человека зависела судьба предприятий, отрасли, космического будущего страны. На первых порах важно было не допустить ошибок в определении стратегических целей и выработке тактических действий для их достижения.

Практически все участники процесса подготовки этого документа склонялись к мнению, что возглавить новую структуру должен выходец из отрасли - энергичный, обладающий незаурядными организаторскими способностями, а также навыками политической и дипломатической этики. Вскоре все пришли к выводу, что таким руководителем мог бы стать Владимир Горбулин, обладающий этим набором качеств и богатым жизненным опытом, приобретенным во время работы в КБ "Южное", оборонном отделе ЦК Компартии Украины, Кабинете министров Украины.

Действительно, в условиях реформирования страны необходимо было многое знать, уметь и предвидеть. Эту кандидатуру поддержал президент Украины Л.Кравчук, и постановлением Кабинета министров №119 от 9 марта 1992 г. Генеральным директором Национального космического агентства Украины был назначен В.Горбулин.

Уже на следующий день на Владимира Павловича, приступившего к своим обязанностям Генерального директора НКАУ, навалились первоочередные вопросы: откуда взять финансирование, где разместить агентство, какую структуру агентства предложить, какое штатное расписание необходимо, где взять кадры для работы в агентстве...

Как в калейдоскопе мелькали лица, с которыми приходилось встречаться, обсуждать проблемы новой правительственной структуры, убеждать и отстаивать свою точку зрения во многих кабинетах. Незаметно летели дни, с раннего утра до позднего вечера насыщенные решением этих вопросов, согласованием необходимых документов, переговорами.

Подготовлено Положение об НКАУ, разрабатывается структура и определяется численность работников агентства, ведется поиск кадров, проводятся собеседования с десятками претендентов на работу в новой перспективной организации.

При подготовке указа президента о создании агентства В.Горбулиным было собрано 67 согласительных виз в различных инстанциях, но при решении указанных выше вопросов новый круг согласований оказался значительно шире и сложнее.

Были дни, когда В.Горбулин возвращался из "высоких кабинетов" темнее черной тучи, нервный и издерганный. Это случалось когда ему не удавалось убедить того или иного чиновника в принятии необходимого решения или получить визу на документ. Трудности и неудачи, непонимание отдельными чиновниками не останавливали его. Новый день начинался с новых усилий и новых "походов" по кабинетам.

Обострились вопросы выполнения украинскими учеными и промышленностью задач, включенных в Межгосударственную программу космических исследований. Об этом забили тревогу ученые. Чувствовалось, что нарушаются кооперационные связи, а их надо в этих сложных условиях, по крайней мере, сохранить в интересах как Украины, так и Российской Федерации.

4 мая 1992 г. для анализа состояния и выполнения работ по этой программе создается экспертная группа НКАУ и Комиссии космических исследований АН Украины. В ее состав вошли 12 представителей Академии наук и единственный работник НКАУ - его генеральный директор В.Горбулин. Приходилось, образно говоря, работать "на разрыв". Наконец, 18 мая подписано постановление КМУ о численности и штатном расписании агентства. Для решения архиважных стратегических задач страны утверждена численность агентства - 39 чел., и выделена одна (!) комната в здании КМУ - №522. В остальном В.Горбулину предоставлялась… полная свобода творчества, инициативы и проявления энтузиазма.

Известно, что решить проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал, невозможно. Поэтому Владимир Павлович искал нестандартные способы решения проблем и преодоления бюрократических преград.

Он предложил сразу несколько нестандартных решений. К примеру, была достигнута договоренность с руководителем Государственного комитета по науке и технике Украины С.Рябченко о финансовой поддержке. Благодаря этому удалось нормализовать финансирование части мероприятий по реализации Межгосударственной программы космических исследований, а также начать прием на работу первых сотрудников НКАУ.

В том, что такая структура в Украине образовывалась, как говорится, "с нуля", были свои плюсы, поскольку за ней не тянулся груз прошлого опыта, ошибок и неудач, не было практики бюрократизма. Новая структура строилась на прочном фундаменте достижений в космической сфере Украины с начала космической эры, а ее руководитель, стоя на твердых позициях государственника, обладая нестандартным мышлением, аналитическим складом ума, имел самостоятельную точку зрения на формирование этой структуры, подбор кадров и определение стратегии развития космической отрасли Украины. Это впоследствии не раз отмечали многие отечественные и зарубежные специалисты и эксперты.

Заложенная В.Горбулиным практика гармоничного сотрудничества ученых, гражданских специалистов и военных сохранялась в НКАУ на протяжении многих лет. Здесь плодотворно работали доктора и кандидаты наук, бывшие руководители предприятий и организаций, генералы и космонавты.

Очередной шаг, инициированный В.Горбулиным, - это определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности. Агентство, по его мнению, должно разрабатывать концептуальные основы государственной политики в сфере исследования и использования космического пространства в мирных целях и в интересах безопасности государства. С этой целью агентство должно заняться организацией космической деятельности в Украине и под юрисдикцией Украины - за рубежом. Для этого необходимо разрабатывать планы мероприятий на короткую и среднесрочную перспективу. Пришли к выводу о необходимости составления космических программ, рассчитанных на пятилетие и утверждаемых правительством или Верховной Радой страны.

Уже в сентябре-октябре 1992 г. началась работа по подготовке первый космической программы. Был создан временный творческий коллектив, в состав которого вошло около 30 экспертов из Академии наук, космического агентства, Министерства обороны и предприятий промышленности.

16 октября 1992 г. в помещении Главной астрономической обсерватории НАН Украины состоялось заседание группы экспертов, которая рассмотрела концепцию и материалы, поступившие в НКАУ и Комиссию космических исследований НАН Украины.

Эксперты пришли к выводу, что космическая программа должна состоять из трех разделов:

1) национальные космические проекты;

2) межгосударственные космические проекты (в рамках СНГ);

3) международная деятельность (со странами дальнего зарубежья).

Было рассмотрено свыше 600 предложений и проектов. Из них 225 - национальных, 343 - межгосударственных, и только 4 - международных.

Эксперты пришли к выводу о слабом развитии внутреннего рынка, недостаточном числе пользователей космической информации, малочисленной номенклатуре космических сервисов.

Глубокий анализ состояния Межгосударственной программы и предлагаемых по ней проектов указывали на то, что кооперационные связи с Российской Федерацией на долгие годы будут взаимовыгодными, и их надо поддерживать.

Последняя цифра (четыре предложения для международного сотрудничества) отображала в какой-то степени наследие закрытости отрасли в прошлом и говорила о необходимости значительно активизировать работу на международном рынке в будущем.

Владимир Павлович вникал в каждый проект, выделял первостепенные, встречался с исполнителями, уточнял объемы финансирования, консультировался с представителями кооперации.

Тревожило отсутствие отечественных заказчиков, что свидетельствовало о неготовности внутреннего рынка и руководителей различных ведомств к работе с космической техникой и технологиями. Предстояла сложная задача - поднимать эту "целину".

Главной целью программы были: анализ возможностей предприятий и организаций по реализации намечаемых мер; сохранение промышленного кадрового и интеллектуального потенциала; изучение возможностей расширения внутреннего рынка; выход на внешний рынок.

Через шесть месяцев проект первой космической программы был предложен правительству, и 25 мая 1993 г. она была утверждена постановлением Кабинета министров Украины.

В первую программу были включены перспективные проекты, которые обеспечили бы Украине лидирующие позиции в космической сфере. Среди них: создание национальной системы ДЗЗ (дистанционного зондирования Земли) "Сич" с запуском первого спутника "Сич-1" под юрисдикцией Украины; создание отечественного телекоммуникационного спутника "Лыбидь" для обеспечения работы спутникового телевидения и связи; сохранение кооперации с РФ; подготовка международных соглашений и другие космические проекты.

Однако бюрократизм, близорукость и недомыслие отдельных чиновников в то время были тормозом нестандартных инновационных идей и не позволили быстро реализовать эти проекты. Были утеряны стартовые возможности Украины, время и динамика развития отрасли. Например, к реализации проекта "Лыбидь" удалось вернуться только через 15 лет!

Многие страны, появившиеся после дезинтеграции Советского Союза, столкнувшись с рыночной экономикой, ее законами и правилами, не сразу поняли, что в этой экономике им отведена роль всего лишь рынков потребления, а сама рыночная экономика содержит подводные камни в виде периодических кризисов, захвата рынков, недобросовестной конкуренции, банкротств, безработицы.

В те годы мы стали свидетелями реформирования, вплоть до уничтожения, некоторых отраслей (электроника, приборостроение, легкая промышленность). Увлекшись модной "фишкой" - приватизацией - идеологи экономического переустройства государства довели до банкротства, разорили сотни успешных предприятий, снизили долю государства в экономике за 20 лет до 15%, значительно опередив по этому показателю ведущие капиталистические страны (США, Германию, Францию).

Насаждается культ потребления, мода на все импортное: автомобили, телевизоры, бытовую технику, мебель и другой ширпотреб. Таким образом, мы поддерживали экономику других стран, а сами становились еще слабее.

Но эти выводы придут, к сожалению, позже, со временем.

Вопреки этим тенденциям середины 1990-х космическое агентство, следуя выработанной В.Горбулиным стратегии развития, собирало в сферу своего управления стратегические предприятия и организации, связанные с разработкой и производством космической техники, обеспечивало их поддержку, а также создавало новые предприятия для решения конкретных специализированных задач (ГП "Укркосмос", ГП "Днепрокосмос", Национальный центр аэрокосмического образования молодежи, Институт космических исследований, Международный центр космического права и другие).

Такая позиция Владимира Павловича и его сподвижников не всегда находила поддержку или одобрение в среде чиновников других министерств и ведомств. Это проявлялось в сложностях, с которыми решались вопросы финансирования космических программ и объемов этого финансирования (менее 0,03% бюджета), прохождения законопроектов, согласования различных документов в высоких инстанциях.

Однако твердость, целеустремленность, настойчивость и умение убеждать оппонентов помогали Владимиру Павловичу и НКАУ преодолевать эти искусственные, а зачастую - и надуманные преграды.

Решительным и важным шагом в борьбе за отрасль было подготовленное и принятое 30 июня 1993 г. Постановление Верховной Рады Украины "О неотложных задачах сохранения и развития ракетно-космического потенциала Украины". Благодаря этому документу была обеспечена начальная поддержка предприятий и организаций, занимающихся космической деятельностью. Руководители этих предприятий все чаще стали обращаться в космическое агентство, т.к. здесь оперативно решались вопросы, связанные с лицензированием, финансированием, экспортным контролем и другими насущными проблемами их деятельности.

Руководство агентства четко ставило задачи, которые необходимо было решить на том или ином этапе. Разговор велся на понятном профессиональном языке.

В 1994–1995 гг. начинают детально изучаться возможности перевода ряда предприятий в сферу управления НКАУ.

Исходя из сложностей задач первой Национальной космической программы, правительство идет навстречу обоснованным просьбам В.Горбулина и увеличивает численность сотрудников космического агентства почти в два раза - до 75 чел. Благодаря этому выстраивается современная, эффективная структура управления, привлекаются к работе высококвалифицированные специалисты, менеджеры, управленцы.

Вопреки всем сложностям первых лет работы была сформирована ракетно-космическая отрасль, в которую со временем вошли 38 предприятий, организаций и учреждений (1998 г.).

Но это будет позже, а в далеком 1993-м В.Горбулин, понимая ограниченность внутреннего рынка для мощных предприятий, производящих ракетно-космическую технику, начал искать выходы на мировой рынок космических услуг.

Он был инициатором приглашения в Украину руководителей космических агентств ведущих стран мира (NASA, DASA, CNES, Роскосмос), представителей известных ракетно-космических фирм Boeing, Martin Marietta, Aerojet, Lockheed, Alenia Spario, Fiat Avio, AGARD, Spot image, делегаций из Польши, Венгрии, Индии, Китая, Японии, Канады, США, стран Евросоюза.

Самыми плодотворными были рабочие встречи в НКАУ с руководителем Роскосмоса Юрием Коптевым, руководителем NASA Даниелем Голдином, главой Космического агентства Казахстана Тенгатом Аубакировым.

В переговорах руководителей агентств формировалась общая точка зрения на многие проблемы, имеющие место в космической деятельности: финансирование, старение кадров, коммерциализация, прорывные технологии и проекты грядущего ХХІ в., рассматривались нестандартные подходы их решения.

Впервые как руководитель НКАУ В.Горбулин возглавляет делегацию Украины на заседании Научно-технического комитета по космосу в ООН, где с высокой трибуны выступает с докладом о космической деятельности Украины.

Наша страна открывалась для широкой мировой общественности как государство, обладающее уникальными космическими технологиями. И многие страны действительно впервые открыли для себя мощное космическое государство в центре Европы.

Владимир Павлович всегда понимал силу средств массовой информации, их влияние на формирование общественного мнения. У него были хорошие уважительные взаимоотношения с журналистами. Он, как один из авторов публикаций в "Литературной газете", понимал, что и как необходимо делать для создания позитивного имиджа новой для страны структуры, как открывать ранее закрытые страницы истории космонавтики.

Резонансным событием, организованным В.Горбулиным, была поездка группы журналистов и народных депутатов на космодром Байконур. Во время этой поездки участники познакомились с историей космодрома, образцами ракетно-космической техники, пусковым комплексом, с которого стартуют ракеты-носители украинского производства, а также присутствовали при пусках РН "Зенит" и МБР
РС-20 (SS-18).

Эта поездка, яркие и положительные материалы в СМИ об увиденном на космодроме послужили формированию на долгие годы позитивного имиджа отрасли и ее работников не только в среде журналистов, но и среди народных депутатов.

В период работы В.Горбулина в НКАУ закладывались основы проектов, реализация которых стала возможной спустя годы.

Уже в 1993 г. Владимир Павлович думал о необходимости для молодой независимой космической Украины иметь своего космонавта. Прорабатывались два варианта - либо полет в составе российского экипажа, либо в составе американского.

Консультации со специалистами этих стран, условия, выдвигаемые руководством космических агентств, склонили чашу весов в пользу американской программы полета.

Готовится ряд документов о совместной космической деятельности Украины и США, которые были подписаны во время визита Президента Украины Л.Кучмы в США.

По этим вопросам был подготовлен ряд совместных заявлений президентов Л.Кучмы и Б.Клинтона. В одном из них - "О будущем сотрудничестве в аэрокосмической отрасли между Украиной и Соединенными Штатами Америки", опубликованном 13 мая 1994 г., впервые было объявлено о возможности для украинского специалиста по полезной нагрузке принять участие в одной из миссий "Шатла". Были даны поручения Национальному космическому агентству Украины и Национальному аэрокосмическому агентству США - подготовить общие предложения по этому вопросу до 31 марта 1995 г.

Встреча президентов США и Украины Билла Клинтона и Леонида Кучмы, 1994 г.

А через три с половиной года такой полет стал реальностью. В миссии STS-87 (с 19 ноября по 5 декабря 1997 г.) с объемной программой научных экспериментов, подготовленных украинскими учеными, участвовал гражданин Украины Леонид Каденюк.

Это событие стало еще одной яркой страницей в истории космической Украины, к написанию которой самое непосредственное отношение имел В.Горбулин.

Понимая, что успешное начало дела есть более чем половина всего, что предстоит сделать, Владимир Павлович стремился в первые годы дать старт многим космическим проектам, установить договорные отношения с ведущими космическими державами, международными организациями, включить Украину в международные режимы и объединения, определяющие международную политику будущего.

В этот период заключаются стратегические соглашения с РФ и США. Подписываются договора о сотрудничестве с Казахстаном, Индией, Польшей. Всего за период с 1992 по сентябрь 1994-го было подготовлено и подписано 14 важнейших международных соглашений. Украина заявила о желании войти в состав стран режима по контролю над ракетными технологиями (РКРТ).

Таким образом, было положено начало формированию международной нормативно-правовой базы космической деятельности Украины.

Впоследствии появятся проекты с Европейским космическим агентством ("Вега"), США ("Морской старт", "Антарес"), Российской Федерацией ("Днепр", "Наземный старт", "Радиоастрон"), Бразилией ("Алькантара-Циклон-4").

Владимир Павлович весьма хорошо знал, какие задачи решали специалисты отрасли в области обороны и создания современных образцов военной техники. Оставшись без заказов, эти специалисты были отброшены на грань выживания. Был подготовлен и в октябре 1992 г. подписан правительствами Украины, Канады, США и Швеции договор об учреждении Украинского научно-технологического центра для мирной конверсии научного потенциала специалистов, занимавшихся ранее разработкой оружия массового уничтожения.

В этих действиях В.Горбулина ярко проявился его интеллект, умение просчитывать для успешного будущего сегодняшние шаги и решения, его талант предвидеть развитие событий в ближайшей и далекой перспективе.

Даже пессимисты и скептики вынуждены были признать, что за этот период произошло "настоящее чудо". Всего за два года состоялось объединение производственных, научных и эксплуатационных космических фрагментов в единое целое - космическую отрасль Украины. А законодательно это будет оформлено только в 1998 г.

С начала 1994 г. В.Горбулин часто привлекался для консультаций в предвыборный штаб будущего президента страны Л.Кучмы. В августе 1994-го он переходит на работу в администрацию президента Украины. Его назначают секретарем Совета национальной безопасности и обороны. Эту структуру надо было тоже создавать "с нуля"…

Впереди предстояла крайне сложная и ответственная работа.

В.Горбулин уходил из космического агентства на новый ответственный участок государственной службы, оставив после себя коллектив единомышленников, преданных общему делу, сформулировав идеологию этой организации на многие годы, заложив фундаментальные основы дальнейшего развития этой динамичной, развивающейся структуры в важнейшем стратегическом секторе высоких технологий - ракетно-космической сфере.

Прошедшие годы и достижения ракетно-космической отрасли полностью подтвердили правильность предпринятых в первые годы независимости страны политических и организационных шагов, генератором и реализатором которых был Владимир Павлович.

Эффективность и конкурентоспособность новой для страны отрасли на мировом рынке обеспечили Украине место в элитном "клубе" космических государств.

Задача, которую ставил Владимир Павлович Горбулин в далеком 1992-м, была выполнена. А для космического агентства Украины он навсегда останется "Первым Генеральным".

Л.Янгель, В.Горбулин и Э.Кузнецов на пресс-конференции, посвященной 100-летию М.Янгеля. Октябрь 2011 г., Киев