UA / RU
Поддержать ZN.ua

Полифония украинской песни

Среди хоровых дирижеров послелысенковской школы Нестор Городовенко занимает одно из видных мест. Он принадлежал к плеяде новой национально-культурной политики, которую впоследствии назовут "расстрелянным возрождением".

Автор: Анатолий Чернов

Среди хоровых дирижеров послелысенковской школы Нестор Городовенко занимает одно из видных мест. Он принадлежал к плеяде новой национально-культурной политики, которую впоследствии назовут "расстрелянным возрождением". Недавно исполнилось 50 лет со дня смерти мастера, которого нельзя не помнить и невозможно забыть.

Однажды, выпив рюмку "горькой", Городовенко рассказывал близким друзьям о том, как он со своим хором поехал в Москву, чтобы петь перед Сталиным и его опричниками в 1936 г.: "Сначала испугал меня Клим Ворошилов. Он сказал-крикнул мне в разговоре перед концертом: "Нестор, покажи кацапам, как украинцы поют..." Но на то, что сказал мне после концерта Сталин, я не мог даже во сне надеяться. Покуривая свою трубку, диктатор поздравил меня с успешным концертом и неожиданно спросил:

- А почему вы, Нестор, не поете тех славных церковных песен, так глубоко трогающих чувства человека?..

Я смутился, замялся и как-то успел пробормотать:

- Ведь это была бы религиозная пропаганда, которую советский закон не разрешает...

- Ну что ж, слова можно было бы заменить, а музыку - оставить. Старые пения звучат убедительнее, чем все то, что создают наши композиторы... - ответил Сталин и чуть улыбнулся в усы". Эта улыбка чаще всего предвещала нехорошее ее адресату, провокативные пазлы уже складывались в голове у "вождя"... В 1936-м за спиной Городовенко все больше укреплялся мифический ярлык националиста.

Один из тысячи

Родился будущий музыкант в ноябре 1885 г. у Василины Марченко, которая служила горничной у врача Якова Адрияшева, от которого, поговаривают, и привела сына Нестора. Впрочем, замуж врач ее не позвал, так что позже Василина связала свою жизнь со столяром Феофаном Городовенко.

У матери был красивый голос, она знала много песен и хорошо пела. Городовенко о ней говорил: "Она была красавицей, а у меня только глаза такие - голубые". С образом матери связана песня "Тая червоная калинонька", записанная Нестором от нее еще в студенческие годы.

М.Антонович вспоминал, с каким восхищением рассказывал ему Нестор о своем родном селе, о детстве, о певучей Лохвице. Дух украинства, любви к казацкому прошлому, унаследованные от деда, поставили Городовенко на крепкую национальную почву. Учась в начальной школе, он поет в церковном хоре, где изучает ноты, привыкает к строгой дисциплине, которую позже ввел в своих хорах. После окончания двухклассного училища поступил в Полтавскую учительскую семинарию, хором которой руководил Иван Ризенко. Именно от него Нестор и перенял манеру дирижировать. Учась в семинарии, он посещает музыкальные курсы, поет в хоре Ризенко и уже на третьем курсе работает с этим хором.

По окончании семинарии в Глуховском высшем учительском институте берет уроки у профессора Петербургской консерватории А.Рубца, руководит студенческим хором. Потом работает в Лохвице, Переяславе, Ольгополе. Учил петь и учился сам. Вот как Городовенко вспоминает свою работу в хоре при Народном доме в Лохвице: "Это, наверное, был один из тех хоров, в который я вложил весь запал, всю любовь и экзальтацию и вместе с тем многому научился в интерпретации народной песни, поскольку певцы так правдиво и бесхитростно делали нюансы, что от песни всегда пахло землей и вековыми традициями украинского села".

В 1917 г. Городовенко приезжает в Киев. 22 января 1919 г., когда на Софийской площади в Киеве торжественно отмечалась Злука УНР и ЗУНР, в тысячеголосом хоре под управлением К.Стеценко звучал и голос Городовенко. Сначала он работает учителем пения во Второй украинской гимназии, потом руководит хором Пятой пехотной школы, сводным хором киевских учителей, одновременно читает лекции по методике пения в Высшем институте народного образования (Киевском университете). В 1920 г. его приглашают возглавить капеллу "Думка". Государственная украинская странствующая капелла была рождена украинской революцией.

"В 20-х годах доминировало хоровое исполнительство, в котором органично сочетались и динамично взаимодействовали традиции сельского быта, церковной музыки и концертной хоровой практики", - пишет искусствовед О.Бенч, и дальше с сарказмом отмечает: "Если бы в украинском государстве все дела шли так, как пение в хоре, тогда это было бы первое государство в мире". За первые три года капелла "Думка" дала более 400 концертов. Вершиной успехов капеллы в довоенное время стали гастроли во Франции. Участница капеллы Анна Шерей писала в воспоминаниях: "После поезда нас повезли на пробу... Дирижер Ансерме взял первый хор "Весны" Гайдна. Но мы не допели это произведение до конца, поскольку оркестранты встали и смычками приветствовали нас, а дирижер сказал: "Я вижу перед собой хор мировой славы и не боюсь без пробы дирижировать целым концертом..." Дальше Шерей добавляет: "Во время перерыва пришел к нам композитор Глазунов, который должен был дирижировать своей "Дубинушкой", и спросил, как его песня. Нестор сказал, что он не мог достать ноты и потому мы ее не подготовили. Поднялся большой скандал...Тогда Нестор попросил ноты и предложил Глазунову сделать сейчас же, в перерыве, пробу. И "Думка" с места спела эту песню так, что композитор сказал: "Я такого чуда еще не видел". Эту песню, под его дирижированием, мы пели трижды". Французская пресса отметила "Думку" как одну из лучших капелл в мире. Известный дирижер А.Кошиц писал о ее гастролях: "Украинская песня в их исполнении вызвала удивление, благоговение и огромное восхищение целого мира".

Государство лицемерия
и обмана

1930-е годы открыли совсем другую страницу в жизни "Думки". Тогда в СССР начинается фронтальное наступление на хоровую музыку, которую отождествляли с "церковщиной". Начались чистки хористов и хормейстеров с "сомнительным социальным происхождением", запрещались классические произведения, репертуар 1920-х годов заменяли "актуальными ударницкими одами", что привело к массовой ликвидации профессиональных и любительских коллективов. За сопротивление требованиям сменить в репертуаре "Думки" украинскую и мировую классику на "производственные" песни Городовенко, на то время профессора Киевского музыкально-драматического института имени Н.Лысенко, отстранили от работы и руководства.

На последнем концерте в Симферополе в августе 1937 г. в исполнении капеллы прозвучали произведения Леонтовича, Стеценко, Лысенко, Шуберта, других украинских и зарубежных авторов. Фольклорист А.Воропай отмечал: "С первых дней его работы Нестора Городовенко объявили националистом, а уже из-за этого капеллу лишили необходимой материальной и моральной поддержки... Только большое личное самообладание руководителя и всего ансамбля не разрушило работу капеллы, и несмотря на негативные влияния, исходившие от молодого тогда еще государства лицемерия и обмана, капелла росла и развивалась..."

Несколько месяцев дирижер был безработным, и только в конце 1937 г., когда в Киеве был создан Ансамбль песни и танца УССР, Городовенко возглавил его вокальную часть. Позже при ансамбле он создает хор, который вскоре уже мог конкурировать с "Думкой". Во время Второй мировой войны Нестор работает вторым дирижером Киевской Украинской национальной капеллы.

Перед вступлением советских войск в Киев в 1943 г. он с частью певцов "Думки" отправляется во Львов. Там, по инициативе Института народного творчества, в ноябре 1943 г. создан Украинский национальный хор имени Н.Леонтовича. Руководить хором пригласили Городовенко. За короткое время хор приобрел популярность не только во Львове, но и во всей Галичине. В 1944-1949 гг. Нестор находился в лагерях для перемещенных лиц в Германии, где организовал хор украинцев-эмигрантов "Украина". Коллектив позже стал известным на всю Западную Германию. Триумфом "Украины" было ее совместное выступление с капеллой бандуристов имени Т.Шевченко под управлением Г.Китастого во время Недели украинской культуры, проходившей весной 1948 г. в Мюнхене и Франкфурте. А.Воропай, который встречался с Городовенко в Германии, писал, что Нестор тогда был переполнен множеством планов, с неисчерпаемой энергией снова взялся за работу. И действительно, дирижер вместе с писателем И.Багряным, художником-монументалистом М.Дмитренко и другими активно участвует в налаживании украинской культурно-художественной жизни.

В 1948 г. открылась эмиграция в США и Канаду. Многие украинцы, жившие в лагерях для перемещенных лиц, в поисках лучшей доли решили податься за океан. Украинское Национальное Объединение Канады (УНО) тогда же приглашает Н.Городовенко и его жену Анастасию. В ноябре 1948 года 64-летний дирижер навсегда переезжает в Монреаль. Там специально для маэстро создали хор из украинской эмигрантской молодежи, прибывшей сюда из Европы. Хор назвали тоже "Украина". За короткий промежуток времени из этого сырого материала Городовенко удалось создать коллектив, который не уступал прежней "Думке". "Городовенко перенес на американский континент много хоровых произведений украинских композиторов, он старался подчеркнуть украинское присутствие, показать канадской публике все лучшее, чего достиг его талантливый народ в сфере хорового искусства, красотой и неповторимостью которого всегда отличалась Украина. Став, как и многие другие деятели культуры и искусства, вынужденным беженцем от сталинского террора, Нестор Городовенко в условиях нелегкой для него в моральном плане эмигрантской жизни все же смог на чужбине развить Богом данный ему талант и принести украинской песне мировую славу", - писал исследователь творчества и жизни мастера Георгий Шибанов.

Истосковавшееся по Украине сердце Нестора Теофиловича перестало биться 21 августа 1964 г. Его земляк Г.Китастый говорил позже: "Верим, что наступит время, когда и Нестор перестанет быть "политическим беженцем", и в Украине его признают как великого мастера хорового искусства".