UA / RU
Поддержать ZN.ua

От души к знаниям, а не наоборот

Нынешняя осень в наших краях проходит под знаком 100-летия Василия Сухомлинского.

Автор: Светлана Орел

Конечно, к этой дате начали готовиться заранее. В течение года из областного и районного бюджетов (Онуфриевский район) было выделено более 8 млн грн на реконструкцию музея и благоустройство территории Павлышской школы, в которой работал известный педагог.

По-новому устроены залы его музея, а также фактически открыта квартира-музей, где Василий Александрович жил с семьей (как известно, они жили при школе). Теперь сюда можно прийти не как на экскурсию, а как в гости. Посидеть в кресле или за письменным столом, полистать книги из домашней библиотеки Сухомлинских, дотронуться к старой плите, когда-то обогревавшей жилье, представить, как жилось здесь учителю, директору, мыслителю...

Противопоставить нелюбви любовь...

Некоторые учителя, критически настроенные к теоретическому наследию Василия Сухомлинского, считают, что его идеи и постулаты могли работать в тоталитарном обществе, в демократическом же ими воспользоваться трудно, а то и нереально.

Если окинуть взором его жизненный путь, то мы каждый раз будем наталкиваться на железные тиски, в которых ему пришлось провести всю жизнь. Педагогика, как известно, очень консервативная. Можно представить условия скованности и ограничений конца 1930-х, в которых Василий Александрович получал высшее образование. Разгул репрессий, доносов, стукачества. Очевидно, очень нелегко было сохранить себя в то страшное время. И вот образование завершено, пришла любовь, появилась надежда на отцовство. Но на пороге другой тоталитарный зверь: фашизм, война. Он на фронте, а молодую жену, проявившую советский патриотизм, вместе с маленьким ребенком зверски убили фашисты.

После войны уже другая тоталитарная система тоже ему доверяла, поскольку не был на оккупированной территории, ничем, с точки зрения тогдашней власти, себя не запятнал. А он вечерами после работы при керосиновой лампе (электрика в Павлыше появилась только в конце 1950-х) детально учил немецкий, чтобы бросить носителям фашизма в лицо, что о них думает.

Но! Любовь к малой родине, к цветам, к реке, к матери, к своему роду, которой пронизаны все его теоретическое наследие и практическая деятельность, - что это такое, как не страстное желание вырваться из оков условностей, тоталитаризма, унижения человеческой личности? Обучение - постижение окружающего мира с раннего возраста, начало инклюзивного образования. Любовь противопоставить нелюбви. Правду - лжи. Для многих и теперь это непросто. До сих пор работают стереотипы, страх, желание оглядываться на старших по должности, более богатых, влиятельных. Не каждый способен отстаивать обычную бытовую правду, не говоря уже об общественной.

Роман «Собор» с дарственной надписью автора

Сейчас в Музее Василия Сухомлинского в Павлыше можно увидеть первое издание "Собора" Олеся Гончара с дарственной надписью автора. Он прислал роман по просьбе директора школы в ответ на его письмо. Писатель получил книгу в октябре 1968-го, когда "Собор" уже изъяли из всех книжных магазинов и библиотек, а роман был назван идейно вредным и творческой неудачей. "Наш педагогічний колектив живе багатим духовним життям. Ваш "Собор прочитали всі. Роман став для нас немовби джерелом, з якого потекли струмки свіжої думки… Прошу Вас від імені колективу прислати для нашої шкільної бібліотеки з дарчим написом свій найголовніший - найдорожчий для Вас твір. У нашій шкільній бібліотеці є шафа з написом "Зберігати вічно". Тут ми зберігаємо (і хочемо, щоб і нащадки наші зберігали) твори найвидатніших сучасних письменників. Для мене особисто, якщо це можливо для Вас, пришліть "Собор". З повагою В.Сухомлинський". Полностью письмо цитирует литературовед Виталий Коваль в своей книге "Собор" і навколо "Собору".

"Новая украинская школа зарождалась здесь"

Школе в Павлыше - более ста лет. Точнее, старому ее корпусу. Его построили еще в 1909 г. фактически методом общественной толоки. Каждый, у кого была земля, давал на школу по два рубля с каждой десятины. Поэтому многое здесь, в частности и старый кафель, - еще с тех времен. Конечно, появились новые помещения, а к юбилею бывшего директора школа в значительной степени обновилась.

Здесь все было готово (чего не скажешь обо всей области, в частности и Кропивницком), чтобы начинать новый учебный год по концепции Новой украинской школы. Одноместные парты, оборудование, компьютеры, дидактический материал. А еще - здесь есть много такого, чего нет у других школ, особенно городских: большой сад, оранжерея, беседки, лужайка сказок, пруд-бассейн с водопадом и альпийской горкой. Основы этой среды заложены еще Сухомлинским, как и традиция, - первоклассники садят каждый свое плодовое дерево и потом в течение всех лет учебы ухаживают за ними. Заместитель министра образования Павел Хобзей, побывавший в эти дни в Павлыше, заметил, что именно здесь зарождалась Новая украинская школа.

Многое было сказано о теоретических и практических достижениях Василия Сухомлинского во время Х Международной научно-практической конференции и на ХХV Всеукраинских педагогических чтениях "Творческое наследие Василия Сухомлинского в отечественном и международном измерениях", проходивших во время празднования юбилея. На фасаде здания областного института последипломного педагогического образования была открыта мемориальная доска юбиляру, вручена областная педагогическая премия его имени.

О Сухомлинском написаны многие тома. Трудно добавить что-то новое и неординарное. Но заслуженный журналист Украины, ветеран краеведческого движения в области Юрий Мативос напомнил интересную, давно забытую деталь. Да и знали об этом единицы:

- В моем домашнем архиве хранится письмо Василия Александровича, присланное им в газету "Кіровоградська правда" в марте 1969-го. Это было время, когда вся коммунистическая идеология направлялась на ознаменование 100-летия своего вождя Ленина. Сеть образования ощутила эту помпезность подготовки на себе. Особенно старались руководители отдельных учебных заведений разного уровня, угождая высоким чиновникам. Надо было иметь мудрость Сухомлинского, чтобы оценить вредность такой "педагогики". А еще - мужество, чтобы написать об этом в редакцию газеты. Если бы письмо было опубликовано, то у Сухомлинского могли бы возникнуть очень серьезные проблемы. Конечно, письмо не напечатали, но его сохранил тогдашний заместитель редактора газеты (ныне покойный) Наум Добрин.

Вот что писал Василий Александрович: "Кировоградская правда" в конце марта опубликовала статью директора (называется фамилия и школа). Это хороший педагог, меня беспокоит, что в его школе есть вещи, вызывающие удивление. Из публикации в газетной статье, а также из программы "Ленинских педагогических чтений", присланных мне этим директором, видно, что в отдельных учебных заведениях воспитательная работа подменяется трескотней, которая по сути унижает наши идеалы. Так, в статье пишется о "ленинском зачете" - дети сдают зачет по биографии В.И.Ленина. Это вещь надуманная и явно не нужна. Ленинец не тот, кто встал и отрапортовал то, что заучил. Духовный мир ребенка, его идейное убеждение - это необычайно тонкая и нежная вещь, и формировать мир его убеждений надо совсем не так... Если зачет - значит делается вывод О МОРАЛЬНОМ ЛИЦЕ ЧЕЛОВЕКА (и еще какого человека - маленького) за тем, ЧТО он знает И ЧЕГО не знает. А этого же никак нельзя делать, это просто безобразие. Надо так воспитывать, чтобы у детей и юношества тянулись руки и души к книгам, а оценок и зачетов здесь, в работе с детьми - в этой удивительно тонкой и кропотливой работе, - не должно быть. Надуманной и вредной вещью является и то, что в этой школе называют "внедрением табелей успешности специального образца, которые заполняются на учеников, заканчивающих учебный год на "отлично". Эти табеля будут храниться в Ленинской комнате. (...)

Василий Сухомлинский

Для чего это делается? Неужели товарищи не понимают, что они этим своим "мероприятием" калечат юные души? Ведь как понимает учительский коллектив то, что, скажем, табель Петра хранится в Ленинской комнате, а табель Павла не хранится, поскольку в табеле Петра - пятерки, а в табеле Павла - одни только тройки? Понимать это, конечно, надо так, что Петр достоин называться настоящим ленинцем, а Павлу - далеко до этого. Но можно ли утверждать в юных душах такое понимание, не искалечив их? (...) Имеем сколько таких фактов, когда троечники становятся настоящим человеком, настоящим борцом за идеалы, а человек с табелем отличника - ни то ни се. Неужели воспитатели не осознают того, что, давая понять "троечнику", что его табель не достоин быть в Ленинской комнате, они этим самим утверждают у него мысль о том, что ему закрыта дорога к тому, к чему отрыта дорога "пятерочнику"? Удивительная вещь: взрослые люди, а занимаются игрой, только игрой нехорошей - играют детьми, играют святынями. Святынями играть нельзя. С удивлением и беспокойством узнаешь: чего только не выдумывают сейчас отдельные учителя: ленинские диктанты, ленинские дежурства по школе, ленинские пятиминутки на уроках литературы... Хочется сказать товарищам: вы имеете дело с высокими, святыми идеалами и именами. Надо беречь высокие слова, а не прибегать к штукарству. Мне кажется, что поднимать шум по поводу всех этих вещей не следует. Надо, по моему мнению, сейчас очень вдумчиво освещать вопросы, связанные с творческим подходом воспитателей и учеников при подготовке к отмечанию выдающихся событий и юбилеев. Прошу вас рассматривать это письмо не как официальный отклик, а как личное письмо. С уважением В.Сухомлинский".

Кухня семьи Сухомлинских

Как узбежать фальши и найти правдивый путь к детскому сердцу? Очевидно, это самый важный вопрос педагогики. Учительница украинского языка и литературы общеобразовательной школы №26 города Кропивницкий, заслуженный учитель Украины Вера Соколова обобщила его так:

Сухомлинскому удалось почувствовать и найти сердцевинную идею украинской педагогики, которая идет еще от Сковороды: от души к знаниям, а не наоборот. Каждый умный, достойный учитель идет к сердцу ученика именно по такому пути. Не надо делать из Сухомлинского икону, надо воспринимать его как живую практику.