"Вы не бывали в Новой Украине, в городе Пискатавей штата Нью-Джерси?" - спросила недавно моя знакомая Валентина Сизоненко. Я не бывал и принял приглашение посетить вместе город, где она выросла.
Ехали по дороге №287, которая во времена Валентининого детства просто не существовала, - автомагистраль строили в 1959-1969 гг. Не было и современной городской застройки. Моя спутница говорит: "Раньше здесь были поля и фермы, а дальше - аэропорт, куда начали доставлять почту. Я шла сюда от нашего дома до остановки автобуса, чтобы ехать в школу. Далековато".
С автомагистрали мы свернули на улицу Шевченко, затем поехали на улицу Франко, которая соединялась с улицей Богдана. Рядом - улицы Карпатская, св. Ольги, св. Михаила - словно где-то в Киеве или Львове.
"Эта местность называется Новая Украина, - объясняет Валентина. - Основал ее Лесюк, который жил в Пискатавее, а потом уехал в Калифорнию. Там дальше, в садике, высилась кирпичная стела, на которой была табличка с этим названием. К сожалению, стела не уцелела".
Сама Валентина родом из запорожского села Одаривка, где ее отец работал на железной дороге, а мама учительствовала в местной школе. Когда в 1943 г. фронт с Востока приблизился к Одаровке, отец послушал немецкую власть и выехал с семьей на Запад. В Германии родители Валентины работали в госпитале в маленьком городке вблизи Мюнхена. Позже американский солдат, который оказался украинцем, помог им с переездом в Америку...
В Новой Украине мы обошли "украинские" улицы, побывали возле бывшего дома родителей Валентины и у дома, где она жила после замужества и до переезда в Украинское село в Сомерсете.
"Вот там до 1980 г. жила сестра Леси Украинки Исидора Косач-Борисова, - рассказывает Валентина. - Ее внучка Ольга была у меня дружкой на свадьбе, ведь мы дружили со школьных лет".
Так просто в нашей жизни будничное переплетается с историческими событиями и личностями. У Ларисы Косач - Леси Украинки - было три сестры и два брата. Сама она прожила мало, но и братья не жили долго. Михаил умер в 1903-м в 34 года. Николай оказался в части Украины, принадлежавшей Польше, бедствовал и умер в 1937-м. Сестры жили дольше. Одна из них, Оксана, всю жизнь прожила в Праге. Ольга и Исидора в 1943 г. выехали из Украины, спасаясь от лишений при большевистской власти.
Первой арестовали в 1920 г. в Гадяче их мать Олену Пчилку, но не казнили. Потом она долго жила у своей дочери Исидоры в Могилеве-Подольском. Умерла она в октябре 1930-го, похоронена в Киеве. Муж Ольги Михаил Кривинюк, которого арестовали в 1929 г., погиб на Урале в
1944-м. Ольга умерла на чужбине в 1945 г.
Муж Исидоры Юрий Борисов был дважды арестован и после второго ареста в 1938 г. навсегда исчез в большевистских застенках. Исидору арестовали в 1937 г. Против нее свидетельствовали двое студентов Киевского сельскохозяйственного института, которые сообщили о ее украинских, то есть националистических, настроениях. 10 сентября 1937 года капитан НКВД Якушев выписал ордер на обыск и арест Исидоры Косач. Она не могла отрицать, что имеет родственников за рубежом, рассказала о сестре Оксане в Праге, брате Николае в Польше.
20 ноября 1937 года судебная тройка вынесла решение о лишении Исидоры Косач свободы на восемь лет с отбыванием срока в исправительно-трудовых лагерях. 4 февраля 1938-го ее выслали в Онежский лагерь. Но позже все-таки освободили.
Не последнюю роль в этом сыграло то, что ее сестрой была Леся Украинка, 70-летие со дня рождения которой должны были праздновать в феврале 1941 года. Исследовательница рода Косачей Тамара Скрипка описывает эпизод, который стал толчком для освобождения Исидоры: "Осенью 1939 г. представительная делегация советской Украины посетила Галичину, где кто-то из писателей поинтересовался судьбой сестер Леси Украинки. Выяснилось, что самая молодая сестра писательницы отбывает наказание в северном лагере. В ноябре 1939 года Исидору Косач-Борисову освободили "после пересмотра дела".
В 1949 г. дочь Исидоры Ольга со своей семьей выехала в США, а ей самой сначала отказали в визе по состоянию здоровья. И только через год она смогла встретиться с семьей в США. Исидора мыла посуду в небольшом ресторанчике, вышивала салфетки и подушки для украинского магазина в Филадельфии. Жила вместе с дочерью и тремя внуками чрезвычайно скромно и умерла
12 апреля 1980 г. на 93-м году жизни.
Я побывал у могилы Исидоры Косач-Борисовой на Украинском кладбище св. Андрея в Саут-Баунд-Бруке. Она покоится на почетном месте, рядом - могила бандуриста-композитора Григория Китастого. На обелиске упоминание о замученном в СССР муже и строки из стихотворения прославленной сестры: "Добраніч, сонечко! Ідеш на захід. Ти бачиш Україну - привітай!"
На тризне после похорон митрополит Украинской Православной Церкви Мстислав объявил о создании фонда, который займется сооружением памятника на могиле И.Косач-Борисовой, и первым сделал свой взнос в этот фонд. Был создан соответствующий комитет, в который вошли представители Объединения женщин Обороны четырех свобод Украины, Объединение украинских писателей "Слово", Объединение украинских православных сестринств, Всемирной федерации украинских женских организаций, Всемирного комитета по ознаменованию 100-летия со дня рождения Леси Украинки, Союза украинок Америки и Канады, Украинской вольной академии наук в США и другие. Скульптор Михаил Черешнёвский согласился сделать проект памятника, в качестве консультанта приглашен Петр Холодный...
Валентина Сизоненко не смогла рассказать мне о Лесюке. Сказала, что была слишком мала, чтобы интересоваться делами взрослых. На архивных страницах одной из газет я разыскал сообщение о многочисленных пожертвованих Емельяна Лесюка на благотворительные украинские дела. Наверное, это и был основатель Новой Украины в Пискатавее.