Вместо аллей раскидистых лип, кленов, каштанов появляются дизайнерские цветники со стайками туй. В нашем климате, который с каждым годом становится все засушливее, эти заморские принцессы быстро вянут, желтеют и умирают. В лучшем случае их заменяют другими вечнозелеными, часто, к сожалению, обреченными на весьма короткую жизнь.
При этом у людей будто бы вполне благородная цель: модернизировать, упорядочить территорию, использовать современные дизайнерские проекты. Именно так у нас в Кропивницком модернизованы квартал напротив площади Героев Майдана, территория вокруг городского родильного дома, около центрального офиса ПАО "Завод Эльворти", возле торгового центра DEPO't. Это только то, что сразу же приходит в голову и что близко к центру. Почему же нельзя было сохранить десятки деревьев, которые там росли? Ответов можно найти много: надо было освоить выделенные средства; ветки заслоняют фасад и рекламу, ее издали не видно и т.п. Некоторые предприниматели просто сознательно уничтожают деревья, чтобы освободить место под очередной магазин. А есть и такие, кто искренне считает, что так будет наряднее.
А эти высокие пеньки, торчащие по всему городу? Варварская обрезка, когда уничтожают фактически две трети дерева, словно с прицелом на то, что оно пустит новые ветви. Пускает, но слабые, тоненькие. У дерева уже нет той силы, стойкости, и оно уже никогда не подарит столько прохлады в летнюю жару, кислорода, защиты для птиц, как могло бы.
И причина этого - т.е. равнодушия, потребительского прагматизма и просто бездумья - очевидно, в том, что мы теряем ощущение и понимание природы как живого существа. Это фактически деформация нашей ментальности, ведь украинцы издавна одушевляли окружающий мир, на этом построен весь наш фольклор. Наконец, согласие с природой позволяло нам выживать.
К счастью, еще есть люди, не потерявшие этой глубинной спасательной связи. Можно только представить, как им трудно и горько смотреть на эту необъявленную войну. Доброй феей деревьев в нашем городе стала Надежда Паливода. Она первой в соцсетях призвала людей проверять разрешительные документы у тех, кто уничтожает зеленые насаждения, а при необходимости и выходить на акции протеста. Она все время призывает горожан поливать молоденькие деревца, которые, будучи недавно посаженными, плохо переносят жару и могут легко погибнуть. Маленькая, хрупкая, она сама упорно таскает ведра и баклаги с водой и сумела организовать вокруг себя целую группу добровольцев, составивших основу общественной организации "Озеленение Кропивницкий". Ее уже знают во всем городе, многие поддерживают и подражают ее примеру, но немало и тех, кто ненавидит и не уважает.
- Надежда, почему война с деревьями набрала такого размаха именно в последние годы, или раньше мы ее просто не замечали?
- Действительно, то, что происходит с деревьями в последние несколько лет, - массовое спиливание и обрезка до ствола, - иначе как войной не назовешь. Война - это там, где есть враг. Городская власть фактически объявила врагами все деревья в городе, постоянно втолкмачивая в головы жителей, что дерево - это что-то страшное и опасное, что его ветви угрожают жизни, и поэтому надо их все или спилить, или обрезать. Эту волну немедленно подхватили жители. "В соседнем дворе деревья обрезанные, а у нас - нет. Тогда надо и у нас". И вот уже звонят к коммунальщикам, шлют заявки - приезжайте и немедленно обрежьте. Отличие в том, что в соседнем дворе - высокие пирамидальные тополя, а у них - молодые орехи и черешни. Все равно. Воевать - так воевать.
Об экологической роли деревьев в городе все забыли. О том, что дерево дает кислород, а летом тень, никто не говорит. Меня поразила недавняя ситуация, когда дирекция и родители одной из школ города созвали собрание и постановили решить крайне "безотлагательную" проблему: обрезать под ноль аллею молодых лип, отделяющих школьный двор от заполненной автомобилями дороги. На когда-то роскошную зеленую аллею сегодня страшно смотреть: на голых стволах, лишенных кроны, висят нацепленные детками скворечники, куда уже не прилетит ни один скворец. Такое вот экологическое образование...
Ситуация набирает обороты бешеными темпами еще и по той простой причине, что это экономически выгодно. Считайте сами. Учреждение решает обрезать по периметру своей территории деревья. Зачем их резать? "Все обрезают - и мы обрежем". Они нанимают фирму-подрядчика. Платят этой фирме за 30 деревьев 39 тысяч гривен - это по 1300 за каждое дерево. Фирма, которая занимается строительными работами, и у которой нет ни одного специалиста в сфере зеленого хозяйства, приезжает и пилит все под голый ствол, не очень отличая тополь от клена. Они получают 39 тысяч гривен оплаты, а также 5 грузовиков дров, которые можно продать, и несколько грузовиков ветвей, которые можно перемолотить на пеллеты. Обрезка деревьев - это, как видим, золотая жила. Из бюджета коммунальным предприятиям выделяют не меньшие средства. Жители, получается, из собственных карманов платят за то, чтобы на улицах появлялись такие уроды.
- Как эта война началась лично для тебя? Как ты пришла к пониманию реальности и угрозы такой войны?
- Года три назад я, как и большинство жителей, была свято убеждена, что коммунальщики свое дело знают, и - "ну и что, что обрезали, это же дерево - отрастет". Рядом с моим домом есть школа, там вокруг стадиона три года назад обрезали белые тополя - красивые благородные деревья с белой корой, пух они не расбрасывают. Зачем обрезали - никто не знает, остались печальные белые стволы. Наступила весна, потом лето - и я увидела, что все они засохли. Теперь стадион окружен засохшими разваленными стволами. Начала разбираться - зачем уничтожили деревья? Оказалось, школа по требованию управления образования подала заявку в горраду: "Выполните санитарную обрезку деревьев". Городская рада передает заявку фирме-подрядчику. Фирма, в которой, как я уже говорила, нет ни одного человека, который бы знал, что белый тополь не терпит обрезки, и что санитарная обрезка - это всего лишь удаление сухих ветвей, приезжает и режет. Результат - 12 погибших деревьев. В этом году городская рада уже выдала разрешение спилить их как сухостой.
Мы начинали с Facebook, создали группу "Озеленение Кропивницкий", где постили все эти фото ужасной обрезки. Сотни людей приобщались к комментариям, было ясно, что проблема актуальная и волнует каждого. Писали жалобы, получали очередные отписки, снова писали, вновь получали, выходили с протестами. Со временем нас начали замечать. Уже на более серьезном уровне мы встречались с чиновниками, проводили разные круглые и квадратные столы. Самое эффективное - это разговаривать прямо на месте обрезки. Объяснять, что можно просто обрезать нижние ветви, если они кому-то затеняют свет, или наоборот - снять верхушку, а нижние пусть растут в ширину. Теперь во многих случаях коммунальщики так и делают, поскольку сами убедились, что через два-три года после их предыдущих обрезок деревья действительно гибнут. Но, кроме коммунальщиков, есть еще и просто подрядчики, которым нужны деньги и дрова.
- Чем угрожает глубокая обрезка, когда она больше всего вредит? Известно ли что-нибудь о подобном в других городах?
- Часто можно услышать: "Я столько раз видел, как дерево обрежут до самого ствола, а оно потом нормально себе растет".В принципе, если человеку отрезать руки и ноги, он тоже еще будет жить, но какая это будет жизнь? Для дерева ключевую роль играет баланс между кроной и корнями, они одинакового объема. Не только корни передают питательные вещества в листву, но и вся глюкоза, которую листва выработала в процессе фотосинтеза, направляется в корни и питает их.
Что происходит, когда у дерева срезали ветви? Точно такой же объем корней погибнет от голода. Погибшие корни гниют, их сразу обседают патогенные грибы (в здоровом состоянии дерево вырабатывает специальные вещества, чтобы им противостоять), они проникают в дерево и разрушают его изнутри. Оно уже обречено.
Об этом нам говорит и украинское законодательство. Оказывается, спиливать у дерева все ветви запрещено законом, - это административное правонарушение, которое наказывается штрафом.
У нас это варварство называют омоложением, а в действительности омоложение - это совершенно другое. В Правилах содержания зеленых насаждений в населенных пунктах (приказ №105 Минрегионстроя) четко объясняется: омолаживающая обрезка нужна только старым и полусухим деревьям, проводят ее постепенно, в течение двух-трех лет, в конце зимы. За один раз можно срезать не больше трети ветвей. И допускается эта обрезка только для деревьев, которые хорошо ее переносят. Это быстрорастущие породы: тополь, верба, акация. Медленнорастущие плохо переносят обрезку - каштан, липа, рябина, орех, фруктовые деревья. Вообще не переносят обрезки береза, клен, тополь белый.
К сожалению, это варварство, которое еще называют кронированием, происходит во всех городах Украины, поскольку там тоже поняли, что пилить - дело выгодное. Часто через Facebook пишут из других городов с вопросом: "Что делать?". Мы раздаем советы направо и налево, рассылаем готовые образцы обращений в городскую раду или специнспекции. Точно так же и мы когда-то не знали, что делать, а нам помогли активисты из Днепра, заплатившие деньги юристам за поиск всех этих упомянутых выше норм законодательства.
- Как реагируют люди на варварскую обрезку? Замечаешь ли ты сдвиги в их поведении? Принесла ли уже твоя борьба за деревья какие-то плоды?
- Здесь действуют две противоположные тенденции. Первая - это сделать "как у всех". Если все обрежут до ствола - то, очевидно, так и надо, тогда и я тоже так обрежу. Например, недавно был показательный случай. Около одного из городских учреждений работники вышли с пилами и давай пилить ветви лип. Люди заметили, подняли скандал. На следующий день мы со специнспекцией пришли штрафовать директора за самовольное повреждение зеленых насаждений. На что она говорит: "Ну вот же я проезжала около станции юных техников, и там обрезанные деревья, я показала на деревья своим ребятам - сказала, чтобы и мне сделали так же". И откуда же этой директорше было знать, что накануне мы точно так же штрафовали директора станции юных техников за варварскую обрезку нескольких десятков кленов.
С другой стороны, большинство адекватных людей уже через несколько лет видят последствия этого омоложения и понимают, какой вред оно наносит дереву. Те, кто еще вчера кричал: "Так это же липа, она великолепно переносит обрезку", вдруг замолкают, когда я приношу им фото этих же лип, засохших после обрезки. Постоянно объясняю людям и финансовую сторону ситуации. Сознание людей меняется, но только если для этого что-то делать. Распространять информацию, обсуждать, привлекать внимание. Мы за три года нашей деятельности, кроме заметок в соцсетях и протестов, печатали листовки, раздавали календарики, клеили на подъезды объявления с призывом: "Не пускайте в свой двор дровосеков!". Даже изготовили два билборда с таким лозунгом.
Это работает, только если прилагать много усилий. Ситуацию можно переломить, но не за день и не за два. Здесь поможет настойчивость и умение работать с людьми, постоянный поиск компромиссов. Ведь в действительности никто не хочет, чтобы в их дворах или около школы были сухие стволы. Иногда люди просто хотят, чтобы убрали какие-то аварийные ветви, но не знают, как надо правильно обрезать деревья.
Ежедневно люди гибнут под колесами машин. Но никто почему-то не требует уничтожить машины. В то же время каждый из автомобилей, в сущности, может стать убийцей, если мы выскочим на дорогу и будем по ней бегать. Но ведь мы так не делаем. Поскольку есть ПДР, в частности и для пешеходов. Мы научились мирно сосуществовать с машинами. Точно так же есть Правила содержания зеленых насаждений. Их написали для того, чтобы люди жили в миру и согласии с деревьями, а они благодарили красотой, прохладой, свежим воздухом, добавляя нам здоровье. И не только. Британские ученые посчитали, что когда деревьев в городе становится на 10 процентов больше, уровень преступности падает на 12. Видите, деревья помогают нам, людям, оставаться людьми. Давайте и мы поможем им оставаться такими, какими их создала природа.
Комментарий главного инженера КП "Благоустройство" Виктора Ивашины:
- Проблема в том, что в городе обрезкой деревьев занимаются много предприятий. Для этого не требуется специальное разрешение, поэтому встречается действительно некорректная обрезка. (По инициативе коалиции общественных организаций "Совет экспертов", куда входит и ОО "Озеленение Кропивницкий", городской раде предложен проект постановления о моратории на омолаживающую обрезку. - С.О.) С другой стороны, два года назад на нас подали в суд, когда ветка упала с дерева и повредила автомобиль.
Большинство деревьев в городе, это приблизительно 80 процентов, уже достигли возрастного предела, поэтому их постепенно надо заменять молодыми. И мы это делаем. На днях высадили 265 молодых деревьев. Но сейчас активность жителей очень выросла. Раньше на нас никто не обращал внимания, люди считали, что мы делаем то, что надо делать. Однако мы не варвары, как некоторые нас называют. Есть соответствующие правила, и мы должны их придерживаться, даже если это кому-то и не нравится. Но то, что есть такая Надежда Паливода и ее общественная организация, содействует тому, что мы эти правила теперь соблюдаем тщательнее.