UA / RU
Поддержать ZN.ua

Начни с малого, но — начни!

Cекрет успеха Максима и партнеров прост: им нравится то, чем они занимаются, они правильно нашли товар и сегмент, а еще... Они просто хотят помочь украинцам понять, что такое настоящий сервис. Самый лучший в мире. Ведь мы можем, если захотим.

Автор: Владимир Малинка

Ваши представления об успешном бизнесмене могут кардинально измениться, когда увидите Максима Лукьяненко. Парня со всклокоченными волосами, в футболке, салатных джинсах и кедах. Они с братом Богданом и другом Евгением Шкарубским запустили несколько интернет-сайтов, три из которых - магазины, ныне успешно работающие и дающие неплохую прибыль. Их ставят в пример на тренингах для начинающих в этом бизнесе. Хотя когда эти "образцовые предприниматели" начинали, не умели даже программировать. Сегодня они входят в те 10% бизнеса, которых не зацепила волна кризиса. Однако секрет успеха Максима и партнеров прост: им нравится то, чем они занимаются, они правильно нашли товар и сегмент, а еще... Они просто хотят помочь украинцам понять, что такое настоящий сервис. Самый лучший в мире. Ведь мы можем, если захотим.

- Я точно помню, когда мы с братом подумали, что было бы круто открыть интернет-магазин, - рассказывает Максим. - Это был 2000-й. И если вы посмотрите на ландшафт интернет-магазинов, не увидите ни одного, который бы открылся именно тогда и сделал себе имя. Преимущественно выстрелили те, кто начал позже, но сделал это намного качественнее. Даже в 2009-м было не поздно открыть интернет-магазин. Да и сейчас тоже не поздно.

В 2001-м у нас не было денег даже на домен (имя в сети Интернет. - Ред.), мы не умели программировать, не знали, где брать товар. Ничего, по сути, не знали в этом направлении. Но запустив свой первый проект, начали общаться с людьми в этой сфере.

Я тогда вспомнил, как впервые что-то продал в шесть лет. Мы с приятелем шли в кино, и нам не хватало денег на билеты. Он тогда предложил купить газеты в киоске по четыре копейки и продать по восемь. Мы так и сделали - и все получилось.

А уже в старших классах реализовывал диски, которые оставила нам мамина подруга. Это был конец 1990-х, когда о нормальном Интернете еще и речи не было. Существовала сеть Fidonet, где я разместил объявление. Все было ужасно медленно, совсем не так, как теперь. Вы размещали объявление, на следующий день человек отписывался, через несколько дней вы договаривались встретиться. И договаривались очень четко, указывая цвет штанов и закоулок, где должна была состояться "операция".

Потом я поступил в КПИ, точнее, в институт энергосбережения и энергоменеджмента. Впрочем, в первый же день, посидев на лекции, понял - ну совершенно не мое! Однако пять с половиной лет ходил, ибо "надо закончить". Это ловушка последовательности: вы учитесь в школе, получаете хорошие оценки, чтобы поступить в институт... И уже не можете сломать ход жизни, который сами себе заложили. Мне не нравится наша система образования, она неинтересна. В институте с первого дня все было смертельно скучно. И меня уже на уровне специалиста таки выгнали. И правильно сделали.

Вместе с тем меня всегда интересовали различные виды знаний. Я всякий раз всем советую: учиться нужно постоянно. За годы учебы в институте я работал, ходил на курсы английского языка и ораторского искусства. На последних мне повезло встретиться с парнем, работавшим в рекламном агентстве. Ему понравились мои выступления, и он предложил мне работу.

Мне вообще в жизни везет - часто встречаю интересных людей, которые в будущем оказываются "правильными". В агентство я пришел в 2006-м помощником аккаунт-менеджера. По сути, это самое низкое звено - разве что кофе не носил. Но уже за три месяца стал аккаунт-менеджером - человеком, который реально общается с клиентами, работает с ними. Через девять месяцев - директором по работе с клиентами. До сих пор не могу понять, как это получилось. Я руководил людьми, которые были в рекламном агентстве еще до меня, и которые были старше меня.

В те годы у меня была куча интересных проектов, рутиной не занимался. Появились нормальные деньги, и я начал думать о дополнительном образовании. И к тому же чувствовал, что реклама - это тоже не мое. Как и в КПИ, мозг сверлили мысли: "Зачем мне все это надо!?". И это несмотря на то, что в рекламе крутятся неимоверно большие деньги, миллионы. Кстати, никто в агентствах наркотиков не курит и не нюхает. Все совсем не так, как люди начали представлять себе эту работу после книги "99 франков" Бегбедера.

Я верю в то, что человека постоянно влечет к тому, чем ему заниматься естественно, и отталкивает от того, что ему не подходит. Не могу сказать, что уж больно к себе прислушиваюсь, но мне повезло в определенных моментах в жизни... меня что-то подталкивало.

"Регистрируй дворники!"

От работы в рекламном агентстве у меня были деньги, которые, в общем, я не тратил, аккумулировал. Таким образом, было что вкладывать в интернет-проекты. Впервые такой идеей загорелся в 2007-м. Это был сайт "Пообедаем.com". Мы с братом встретились тогда с девушкой, которая каждый день находила в чате себе спутника, чтобы бесплатно пообедать. Тогда брат и предложил создать этот проект. Идея была в том, что люди не общались, а просто приглашали кого-либо на обед, просмотрев анкету. Если вы кого-то приглашаете и получаете согласие - вам высылают контакты друг друга. Сайт мы продали, недорого. Мы ничего толком не заработали, лишь набили свои первые шишки в этом бизнесе.

Через год я нашел в Украине программу МВА за адекватные деньги и пошел туда учиться. Было невероятно интересно! Это местный филиал Висконсинского международного университета. Все построено так, что вам не надо брать всю программу, вы можете выбрать несколько интересующих вас предметов.

После МВА идея интернет-магазина начала выкристаллизовываться все четче. Мы с Евгением Шкарубским теперь спорим, чья именно была идея создать сайт по продаже дворников для авто. Недавно я нашел письмо, из которого следует, будто я первый предложил. Но описал это первым Евгений. Все поместилось в обычную эсэмэску: "Регистрируй домены с названием "дворники". Я тогда спал и плохо понял, зачем. Но когда проснулся, до меня дошло: дворники - товар компактный, доступный и необходим почти всем. А главное - время от времени их надо менять. В тот же день я забронировал домены, для которых не нужна регистрация торговой марки. Так все начиналось.

Сегодня я советую молодежи не "греть стулья". Нужно постоянно что-то делать. В мире невероятно много информации о стартапах (недавно созданные компании, строящие свой бизнес на основе инноваций или инновационных технологий. - Ред.), об интернет-бизнесе. Хорошая стратегия - и просто погрузиться в эту сферу. Сейчас, по сравнению с ситуацией, которая была 15 лет назад, возможностей намного больше!

Недавно в Украину приезжал гость из Турции, у которого сначала был бизнес, но потом он обанкротился. И вот год назад он сделал игрушку для смартфонов. "Па" называется. Ее суть в том, что вы голосом руководите самолетиком... Ерунда ведь! Но за первые несколько часов эту игрушку скачали тысячи людей! И человек получил десятки тысяч долларов. А тем временем умников, способных сделать такую игрушку, куда больше, чем людей, делающих ее реально.

На сайт с дворниками мы потратили в общем тысяч 30 долларов. У меня оставались деньги еще от работы в рекламе, у Шкарубского - от автомобильного бизнеса. Помог мой брат. Можно, конечно, открыть такой магазин и с меньшими средствами, однако мы хотели иметь состав, покрывающий 99% машин. То есть мы не стартовали с какой-то части.

В общем, мы оборудовали место, где было приятное общение, и где не смеются над тем, что вы чего-то не знаете. Кроме того, у нас в сервисе были доставка и установка. Мы часами бесплатно объясняли, как установить дворники, если заказ был не из Киева.

Такое понимание сервиса - просто желание сделать что-то хорошо. У нас в стране непомерно много людей, критикующих плохое, и крайне мало тех, кто готов сделать что-то хорошее. В своем подъезде я меняю все лампочки. Делаю это, ибо хочу сделать что-то хорошее. С сервисом - то же самое. Нас крайне напрягало то, что в Украине с этим все уж больно скверно: своеобразный колорит хамства с вечной нехваткой остального. С интернет-магазинами - аналогичная история: вам могут не позвонить по телефону, товара не дождетесь вообще, цена на сайте не соответствует действительности. Мы сказали себе: хотим, чтобы этого не было, сделаем лучше, чем среднее по рынку. Поскольку среднее - крайне низкого качества. И это до сих пор так.

Быть может, у нас такая сфера услуг потому, что в Украине совсем мало людей, занимающихся чем-либо фанатически. Нам не хватает узких специалистов во многих отраслях и сферах деятельности. Наши люди посредственно "умеют все". А продавцы в магазине работают именно продавцами, поскольку для них это беспросветная безысходность. Уверен: если бы меня посадили за прилавок, я бы не скулил, а был лучшим продавцом в отделе.

Есть многие люди, открывшие свои интернет-магазины потому, что мы их вдохновили. Всем, с кем общаюсь, говорю: начни свое дело. Безразлично - маленькое или крупное, общественное или коммерческое... Начни хоть что-то! И когда в Украине возникнет тысяча "чего-то", даже сервис поднимется на ступень выше.

Очки и белые перчатки

В 2010-м наши друзья из Закарпатья приехали в Киев по делам и, в частности, чтобы купить очки марки Ray-Ban... Мы не могли поверить, что кто-то приехал из Западной Украины купить здесь очки. Со временем эту идею мы начали раскручивать. Хотя она была одной из тысячи. У нас тогда было зарегистрировано довольно много разнообразных доменов, много проектов в эскизах.

В конце концов, подумали, что Ray-Ban - это красивый бренд, дорогой сегмент. И еще не было достойного магазина по продаже этих очков в Украине. Мы также хотели сразу выйти с нереальным, самым лучшим, сервисом интернет-магазина! Идея самих очков была даже на втором плане после идеи сервиса. Мы представляли, как курьеры будут приезжать в белых перчатках, с зеркалом и несколькими парами очков, понравившихся клиенту на сайте.

Мы вышли в 2011-м с сайтом самих очков и отдельно - с оправами. И до сих пор никто нашего уровня не повторил. Почему? Потому что это сложно. И с финансовой точки зрения - тоже. Ведь, по сути, вы замораживаете миллион гривен в склад, который просто стоит или крайне медленно оборачивается. Но ведь уже 2014-й! Люди! У вас три года было, чтобы двигаться! Или просто скопировать это! Предприниматели почему-то думают, что это не то, что "продает", но они ошибаются. Сервис - продает!

Недавно вышла книга Тони Шея "Доставляя счастье. От нуля до миллиарда", и многие говорят, что мы похожи на ее героев. Там фигурирует реальная фирма Zappos, которая продавала обувь и до сих пор продает. Их теперь выкупил Amazon за 1,2 млн долл. В Zappos тоже была клиент-ориентированная идея. Они присылали несколько пар обуви, которые вы можете примерить дома, доставка бесплатная.

Для вдохновения и опыта я сам ездил в США, Францию, Дубай, Китай. Это разные миры, которые не могут не вдохновлять. Например, в Соединенных Штатах интернет-магазины работают на колоссально высоком уровне. Вы внесли предоплату - и через неделю у вас товар. Вы точно знаете, что обязательно его получите.

В Сан-Франциско я заразился идеей красоты. Своеобразной красоты. Сам я не весьма большой эстет и не лучшим образом одеваюсь и выгляжу. Я на такие вещи не слишком обращаю внимание. Но в том городе была красота в деталях. Когда на каждой двери номерки, которые можно рассматривать часами. Я уже молчу о том, что двери разные, дома разные, архитектура разная.

После этого я загорелся идеей поменять дизайн сайтов. Теперь наши проекты проникнуты идеей рандомности (случайности) в дизайне. В архитектуре, например, это невозможно. Нельзя сделать так, чтобы здание каждый день меняло цвет. Нельзя изменять форму балкона. На сайте же - 25 картинок на главной странице, которые при каждом обновлении меняются. То же самое - и со страницей очков и оправ. Они все время разные.

Мы не хотим быть просто примером. Было бы лучше стать тягачом, который будет двигать отечественный рынок. Украина сегодня на 100% включена в мировые информационные процессы. Я находил цифры, что наше государство входит также в Топ-30 аутсорсеров мира (когда мировые компании передают часть своих задач и процессов фирмам другой страны. - Ред.). В Украине есть около десяти компаний, в которых работают 500 и больше программистов. Это огромные масштабы. Но нам не хватает определенной самоидентификации. Чтобы каждый понимал, что мы в чем-то - лучшие в мире. У украинцев почему-то низкая самооценка. Люди не верят, что могут сделать что-то лучше всех в мире. А надо начинать верить, ведь мы это и делаем.