UA / RU
Поддержать ZN.ua

Конфуций. Властитель просвещения

Для китайской цивилизации Конфуций стал Сократом, Платоном и Аристотелем в одном лице.

Автор: Александр Рудяченко

Третьего сентября 2018 года, перед началом традиционного праздника "День первокурсника", на территории КПИ открыли памятник великому китайскому мыслителю Конфуцию.

Образ познавшего "веление Неба" каждый день будет провожать украинских студентов в страну Да Тун, молча наставляя на соблюдение Ли.

"Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный - в других", - да, это он сказал. И всю жизнь с этой мыслью прожил. Для китайской цивилизации Конфуций стал Сократом, Платоном и Аристотелем в одном лице, хотя иногда этого мыслителя называют азиатским стоиком или восточным эпикурейцем. Впрочем, в европейском понимании Конфуций не был философом, а кем-то сродни педагогу по этике, который в Поднебесной провел лабораторную работу для государства, пытаясь научить монаха - добродетели, а подданного - почтению.

"Не беспокойся, что люди не знают тебя, беспокойся о том, что ты не знаешь людей". Под этим углом зрения он сродни великим пророкам древности, в первую очередь - древнееврейским. Хотя формально Конфуций никогда не стремился в мессии, чем отличался от Будды, Христа и Мохамммеда. "Выберите себе дело по душе - и в жизни не придется работать ни одного дня".

Стройное учение Конфуция оказало глубокое влияние на жизнь Древнего Китая в частности и Восточной Азии в целом, со временем превратившись в стройную философскую систему, известной как конфуцианство.

Сегодня - только основные вехи: ведь о Конфуции за раз не рассказать.

Будущий мыслитель Конфуций появился на свет в селении Цзоу, близ г. Цюйфу в волости Чанпин провинции Шаньдун, в царство Лу, 28 сентября 551 до н.э. И никаких небесных знамений по этому случаю рождения не случилось. Будто мир заждался того, чьими собственными именами стали Кун Цю и Кун Чжунни. Это позже окажется, что на его теле обнаружилось 49 знаков будущего величия.

Конфуций был сыном 66-летнего военного офицера Шу Лянхэ и 17-летней наложницы Янь Чжэнцзай. Его отец начинал карьеру бравым солдатом, а дослужился до коменданта крепости Цзоу. Предания рисуют его богатырем огромного роста и необычной силы, прославившегося воинскими подвигами. Отец умер, когда Конфуцию исполнилось полтора года.

Отношения между матерью мальчика и прочими вдовами вылились в открытую вражду, и ей пришлось вернуться на родину, в г. Цюйфу. Жить молодая вдова решила отдельно, а не сидеть на шее у родителей. С младых ногтей Кун Цю много трудился, ведь их маленькая семья прозябала в нищете.

Рассказывают, что в детстве будущий философ любил играть с ритуальными сосудами и копировать увиденные церемониальные обряды. Неясно, где и сколько мальчик учился, но рос он любознательным и всегда стремился к знаниям. Бедность не позволила Кун Цю сдать экзамены и поступить в государственную школу, где готовили чиновников. Но в стремлении к знаниям его это не остановило. С 15 лет подросток брал частные уроки. Овладев иероглифическим письмом, изучал древнюю литературу.

В 19 лет Конфуций женился на девушке Ки Коанши из благородного рода Ци, жившего в царстве Сун. Спустя год у пары родился сын. По случаю радостного события правитель царства Лу Чжаогун поздравил молодого отца, послав со слугой живого… карпа. В знак признательности за оказанную честь счастливый Кун дал в 521 г. новорожденному имя Ли, что означает "карп", а впоследствии добавил прозвище Бо Юй (бо - старший из братьев; юй - рыба). Однако сыновей у Конфуция больше не было.

Обремененный семьей, в клане Цзи царства Лу молодой чиновник занимал незначительные должности - служил хранителем амбаров, затем заведовал полями и фермами, состоял под начальством владетеля Ки, в ведении которого находился г. Цзоу.

Семейная жизнь китайскому мыслителю, как и Сократу, счастья не принесла. По некоторым сведениям, вскоре Кун Цю развелся.

Наставления учитель Кун начал… с народа, ведь народ всегда начинается с тебя.

Ученик Цзыгун спросил об управлении государством. Учитель ответил: "В государстве должно быть достаточно пищи, должно быть достаточно оружия, и народ должен доверять правителю". Цзыгун уточнил: "Чем прежде всего из этих трех вещей можно пожертвовать, если возникнет крайняя необходимость?" Учитель ответил: "Можно отказаться от оружия". Цзыгун поинтересовался: "Чем, прежде всего, можно пожертвовать из оставшихся двух вещей, если возникнет крайняя необходимость?" -"Можно отказаться от пищи, ведь с древних времен никто не избежал смерти. Но без доверия народа государству не устоять", -ответствовал учитель.

В 528 году до н.э. умерла мать Кунцзы, и 23-летний юноша остался круглым сиротой. Согласно обычаю, в знак траура требовалось покинуть службу на три года. И хотя многие благородные мужи в то время забыли о ритуалах, молодой чиновник немедля подал прошение об отставке.

Решив строго соблюдать этикет, все свободное время Конфуций посвятил изучению китайской древности. В народных сказаниях и одах перед ним оживало идеальное царство, в котором властитель мудр и справедлив, войско преданно и отважно, крестьяне трудолюбивы и честны, женщины верны и нежны, земля плодородна и обильна. Словом, было так, как не было в жизни.

Учить народ молодой учитель стал в возрасте 23 лет, и вскоре прославился как самый знаменитый наставник царства Лу (Восточный Китай). В стихийно возникшей школе Кунцзы преподавались четыре науки, а от последователей требовали изучения четырех дисциплин, основанных на классических книгах: мораль ("Ши-цзин"; "Канон стихов"; "Книга песен"), язык ("Шу-цзин"; "Канон писаний"; "Книга документов"), политика ("Ли-цзи"; "Книга ритуалов"; "Записки о благопристойности"), искусство ("Юэ-цзин"; "Канон музыки" - не сохранился).

Что для Конфуция служило надежным, а главное - постоянным источником вдохновения? Сам он указывал на "Ши-цзин" ("Канон стихов") - в Древнем Китае мораль и поэзия считались одного поля ягодами. С другой стороны, наставник подчеркивал, что обладание знанием без его осмысления бесполезно: "Если заучившему все триста стихов поручили управлять государством, и он не справился с делами, если послали в соседнее царство, а там он провалил дела, - какой прок от того, что он зазубрил много песен?"

С годами в конфуцианстве окрепнет проповедь социальной утопии об обществе Да тун, так называемого "золотого века" в истории Поднебесной, когда прекратились войны и распри, воцарились жэнь (человеколюбие), равенство людей и подлинная забота о народе.

Огромное значение Конфуций придавал музыке. В ней учитель Кун видел идеал социальной системы, ведь музыка - духовная пища народа, искусство, которое воспитывает и утончает нравы: "Разрушение государства начинается с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и светлой музыки народ обречен на вырождение..."

Слава о наставнике давно разошлась по всему царству Ли. И в 518 г. до н.э., когда Конфуцию исполнилось 33 года, один из почтенных сановников на смертном одре настоятельно рекомендовал сыновьям отправиться в обучение именно к мастеру Куну. Только у него, по утверждению старца, они могли постигнуть правила Ли, так в Поднебесной именовали древнейший свод норм и ритуальных церемониалов.

С той поры педагог брал с учеников скромную плату. Впоследствии жил Кунцзы на средства нескольких богатых последователей, предоставивших в пользование здание для образовательной коммуны молодых аристократов. Когда Конфуция называли проповедником, он категорически возражал: "Я толкую и объясняю древние книги, а не сочиняю новые. Я просто верю древним, потому как их люблю".

Когда же мастера спрашивали о его главной цели в жизни, он неизменно отвечал: "Умиротворение народа". Правда, для этого, как полагал Кунцзы, требовалось повсеместное знание заветов святых людей.

Посетив царство Чжоу, наставник Кун не нашел правителя, который следовал бы его просвещенным советам и вел страну к процветанию. Как свидетельствуют "Исторические записки", некий Цзиньшу Наньгун из царства Лу вместе с Кунцзы отправились в 517 г. до н.э. к добровольному отшельнику, старцу Ли Эру - нам тот мудрец известен как Лаоцзы (прозвище означает "Старый младенец").

По преданию, когда пилигримы нашли пещеру даоса и туда с многочисленными расспросами ринулся молодой учитель, старый философ, бессмертный небожитель осудил самомнение и пустые мечты Кунцзы: "Оставь, о друг, свое высокомерие, разные стремления и мифические планы: все это не имеет никакой цены для твоего "Я". Больше мне нечего тебе сказать!"

Ошарашенный наставник Кун вылетел из пещеры и сообщил ученикам: "Я знаю, как птицы могут летать, рыбы плавать, дичь бегать… Но как дракон устремляется по ветру и подымается в небеса, - я не постигаю. Ныне я узрел Лаоцзы и, думаю, он подобен дракону".

Закрытая среда прижизненных учеников (человек 70 - не более) стала для Кунцзы подлинной семьей. Обычно последователи оказывались не намного моложе учителя. В подавляющем большинстве они были людьми знатными, подобно Конфуцию, из средних и мелких аристократических родов. Простолюдинов среди них оказывалось немного: Конфуций считал, что простой народ надо образовывать и воспитывать, но его священное Знание им вряд ли доступно.

В самом его Учении всё казалось простым, как плошка риса. Как свидетельствуют "Лунь Юй" ("Беседы и суждения"), "учитель учил четырем вещам: истинным письменам, правилам поведения, верноподданности и чистосердечности. Проще говоря, он не выходил за границы образования, истории и морали, предаваясь литературе, философии и этике".

В отличие от устремлений прочих книжников, Кунцзы понимал, что во всем люди должны видеть и подавать личный пример: в возрасте 50 лет он начал политическую карьеру и вскоре превратился в высокого сановника в царстве Лу. Именно так познают волю Неба.

В 497 г. до н.э. Конфуций вернулся на родину, в царство Лу, где его приняли с почетом, а в 501 г. до н.э. даже назначили губернатором волости Чжунду (западная часть уезда Вэньшан; ныне - провинция Шаньдун). В первый месяц губернаторства сановник оказался настолько гибким, что даже вернул смертную казнь и отправил на эшафот своего политического противника. Оправдываясь перед учениками, сраженными таким поступком, Кунцзы заявил. "Шань Чжэнмао собирал группы сторонников, а речами своими прикрывал зловредное, обманывая людей. Он упорно протестовал против правильного, выказывая своенравие. Как можно было такого не казнить?"

Теперь Конфуций мог на практике воплощать собственные идеи. Губернатор навел порядок в земледелии: ввел севооборот, отобрал у богачей нераспаханные земли, используемые для фамильных кладбищ, конфисковал имущество, добытое нечестным путем. За время пребывания в должности Конфуций многое сделал для жителей волости Чжунду, добившись больших успехов в управлении уездом.

Спустя год он превратился в образец достойного чиновника. Тогда Конфуция повысили до должности сыкуна (начальника приказа общественных работ, отвечавшего за соблюдение ритуала, церемонии жертвоприношений и нравственное воспитание), а затем до дасыкоу (советника по судебным делам, осуществляющего надзор за исполнением закона и судебных уложений). Последняя должность была сродни должности министра юстиции.

Главным для Конфуция во взаимоотношениях государства с народом являлась способность сохранять доверие народа. Ведь иначе стране не устоять. Найти такого человеколюбивого правителя, который бы доверился философу, было нелегко. В постоянных странствиях пролетали годы. Ци, Вэй, Чэнь, Цзай и другие уделы - Конфуций упрямо посещал царство за царством, княжество за княжеством, пытаясь найти мудрого правителя. И однажды удача улыбнулась ему. Странствующий с горсткой учеников мыслитель произвел впечатление на князя удела Ци, и монарх пообещал назначить учителя своим министром.

Опасаясь конкуренции, царедворцы настроили монарха против пришлого реформатора. Осознав, что невозможно человеколюбиво влиять на политику государства, Кунцзы вышел в отставку и, в сопровождении учеников, 13 лет путешествовал по мелким царствам. Во время странствий мастер легко доносил передовые идеи правителям различных областей. И… отправлялся дальше. Сами знаете, меньше всего князей интересуют мудрые наставления.

Познав "веление Неба", Конфуций искал иной способ служить народу. И такой вскоре нашелся: навсегда Кунцзы превратился в свободного учителя.

В 484 г. до н.э. Конфуций вернулся на родину, в царство Лу, где до конца жизни преподавал в собственной школе. Кроме того, мастер собирал, редактировал и распространял литературное наследие прошлого - классические книги, подчеркивая, что в собственных идеях опирается на мудрость старины: "Я передаю, а не создаю. Верю в древность и люблю ее". В этом заключалась огромная духовная сила Конфуция. Вместе с тем учитель творчески переосмыслил древние учения, что и сделало его Властителем Просвещения, а его наставления - живыми в течение тысячелетий. Проповедуя личное знание и борясь с суевериями, он демонстрировал новую логику.

На вопрос ученика Цзы Лу, как следует служить духам, Кун-цзы заявил: "Мы не научились служить людям, зачем болтать о служении гуй-шэнь" (духи и божества, а также - дух умершего человека).

Утром 21 ноября 479 г. до н.э. в г. Цюйфу провинции Шаньдун царства Лу мастер проснулся и, волоча за собой палку, направился к входной двери, а потом остановился и громко-громко запел: "Большая гора должна разрушиться, сильное течение должно пресечься, мудрый человек должен завянуть, подобно растению".

Услышав странную песнь, учитель Цзыкун вбежал в комнату, а учитель поведал ему сон, который предвещал смерть. Потом Конфуций все-таки слег в постель и спустя неделю тихо отправился на аудиенцию к Небесному Императору. Перед смертью 72-летний "учитель десяти тысяч поколений" не молился и не выказывал страха. Когда пробил смертный час, он попрощался вопросом: "Кто после моей смерти возьмет на себя труд продолжить Учение?"

Похоронили наставника Куна там, где он захотел покоиться, обустроив отдельное кладбище к северу от столицы Лу, на берегу речушки Сышуй. Место благоговейно отвели для Властителя Просвещения, его грядущих потомков, ближайших учеников и последователей. Дом же Конфуция в г. Цюйфу быстро превратился в конфуцианский храм, место постоянного паломничества. Три последующие года ученики Конфуция тщательно соблюдали траур, носили надлежащие одежды, а затем распрощались друг с другом и разъехались.

Раньше могила Конфуция находилась на берегу р. Чжушуй. Сейчас же вокруг шелестят многовековые кипарисы. Над усыпальницей высится плита с надписью: "Могила явившего Свершение Высочайшего мудреца, Властителя Просвещения".