UA / RU
Поддержать ZN.ua

Искусство как щит. Пилар Кинтерос

Искусство часто называют оружием. Произведения же Кинтерос скорее напоминают щит, который защищает людей от потери дорогого и в то же время неоценимого.

Автор: Ольга Герман

"Они устроили молчаливый протест. Взялись за руки и окружили здание старого кинотеатра, который хотели снести. Меня это тогда возмутило и пленило. Ведь рядом было немало других моих соседей, которые не хотели поддерживать акцию и принимать в ней участие. Тогда я поняла, что хочу чем-то помочь, а не стоять в стороне", – вспоминает о своем ключевом толчке к тому чтобы стать художником молодая чилийская художница Пилар Кинтерос, одна из номинантов премии Future Generation Art Prize 2014 от Пинчук арт-центра.

Сейчас в галерее находятся работы номинантов конкурса. В одном из залов работает и Пилар. Она сидит на полу босиком, рисует. Рядом ходят посетители, а художница работает. Однако для разговора прерывается с радостью, надо только обуть ботинки.

Вокруг много кусков бумаги, с которой так любит работать художница. Пилар всегда работает с городом, в который приезжает. И хотя об Украине девушка слышала немного, берется за "реконструкцию" фонтана на Майдане.

Альбом для рисования... себя

Мать Пилар - архитектор, отец - инженер. Дом будущей художницы похож на библиотеку, ведь все члены семьи увлекаются литературой. Маленькая девочка и сама все время придумывает небольшие истории. Позже юная чилийка берется рисовать еще и иллюстрации к этим рассказам.

Теперь Пилар много путешествует. Традиция, которая тянется с первых лет ее жизни. Родившись в Сантьяго, столице Чили, уже через год с семьей переезжает в южный город Пуэрто-Монтт. Маленькой девочке интересно даже в этом, казалось бы, ничем непримечательном городке: она увлечена созерцанием прекрасной природы.

Во время каникул все возвращаются в Сантьяго. А когда Пилар стала подростком, отец меняет работу, и столица вновь становится постоянным домом. Четырнадцатилетняя девушка заново открывает для себя город: ее поражают его неоклассические здания.

Пилар взрослеет, со временем начинает замечать, как безжалостно разрушаются строения вокруг. Старые и вечные, историческое наследие. Это те же сооружения, к которым она так привыкла и которые рисовала. Поворотным в жизни юной художницы становится протест против сноса небольшого кинотеатра, организованный ее соседями. "Уже тогда я поняла, что свой протест в жизни буду выражать через искусство".

Сначала она учится рисованию в обычном колледже. Учительница живописи недолюбливала девочку, возможно за ее необычный стиль или страсть к рисованию комиксов. Но, несмотря на это, среди учеников у девочки есть единомышленники и даже поклонники.

14 летний возраст - сложный, все надоедает и возмущает. Пилар продолжает рисовать, но еще не знает, более того, не задумывается над карьерой художницы. Говорит, что в Чили это воспринимается несколько странно. Но, в конце концов, Пилар решается изучать искусство профессионально, а родители с радостью ее в этом поддерживают.

Сначала частная художественная школа в Сантьяго, затем - Папский католический университет Чили. Да, именно там царит дух свободы: "Я начала открывать себя во многих сферах, не только в рисовании, но и в другом: скульптура, акварель, другие визуализации ощущения".

Художественный ручеек пробивается все дальше и дарит Пилар новые творческие просторы. У художницы появляется привычка снимать видео процесса работы над тем или иным проектом. Эти ленты показывают определенную историю. Все как в книгах, которыми зачитывалась девушка в детстве: начало, развитие, результат.

Но это только часть способа "высказаться". Пилар также играет на скрипке. И не в комнате в свободное время, а на сцене с друзьями в группе с символичным названием "Молодожены" ("Recien casados").

Одновременно Пилар Кинтерос участвует в различных выставках и конкурсах, устраивает персональные и групповые экспозиции в Чили, Аргентине, Испании, Америке. Среди особых достижений - выставка в Музее современного искусства в Сантьяго (2010) и Centro Social La Tabacalera, Мадрид, Испания (2011). Пилар постоянно что-то реконструирует, придает вещам новую оболочку.

- В Чили люди посвящают жизнь искусству чаще на собственный страх и риск. Там очень сложно организовывать свои выставки, тем более большая редкость, чтобы кто-то сам позвонил и предложил тебе принять участие. Поэтому у многих людей есть параллельная работа. Это не обязательно плохо. Если иметь работу, которая позволит обеспечить себя, то человек остается в контакте с социумом. А если человек только художник, то теряет с ним связь. Думаю, это здорово, когда ты чувствуешь то, что и остальные люди, а не только витаешь в эмпиреях, - размышляет Пилар.

В 2012 девушка получает стипендию Жана-Клода Рейнау от Фонда Франции и Музея изобразительных искусств в Бордо. Она продолжает путешествовать, познает новые культуры и традиции.

Фонтан вдохновения

Что же вдохновляет Пилар Кинтерос? Все просто - жить среди предметов, таких нерушимых, но одновременно невечных: "Все как будто структурированное, но все время меняется, трансформируется, разрушается. Мы и сами такие. Все это меня очень пугает и одновременно мотивирует. Все вроде бы определено и понятно сегодня, но завтра - может измениться".

Участием в конкурсе в Украине художница обязана своему преподавателю Папского католического университета в Чили и художнику Родриго Галесио, который посоветовал ей перестать сомневаться, а попробовать себя.

Художница раньше никогда не была в Киеве, да и об Украине знает только из тревожных новостей. Когда она только собиралась сюда ехать, Майдан еще бурлил, и девушке не советовали соваться в "горячую точку на карте мира". Но Пилар отвечала: "Художник должен быть полон энергии и стремиться к приключениям, он не может бояться рисковать".

Когда Пилар узнала о Майдане больше, то поняла, как много о нем написано и насколько варьируются взгляды. "Это очень особое место", - убеждена девушка. Как-то она наткнулась на историю фонтана, построенного на Майдане еще в 1985 году. Чилийскую гостью удивило, как недолго он существовал - только до 2001 года. А снесли его ради возведения торгового центра. Нечто похожее происходит и в ее родном Сантьяго. Для Пилар - это сигнал исторической перемены, изменения сознания и интересов.

В Киеве художница уже около месяца, работает нон-стоп, по 12 часов, поэтому не имеет возможности погулять по городу. Правда, на Майдан ходит постоянно - для вдохновения. Ее проект "Фонтан дружбы народов" - это картонная реконструкция фонтана в центре Киева, которую она планирует представить 15 ноября.

Искусство часто называют оружием. Произведения же Кинтерос скорее напоминают щит, который защищает людей от потери дорогого и в то же время неоценимого.