UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Голос Майдана" Евгений Нищук: "Две революции на одну жизнь — это много"

Только подумать... ХХІ век, одна из центральных стран Европы, 23-й год независимости... Чем люди заслужили этот страх, чтобы пережить его пускай хотя бы раз в жизни? Ведь в Украине нет никаких этнических принципов противостояния. Нет неприязни к русскому языку. Майдан поэтому и держится, что многие люди в гневе.

Автор: Екатерина Константинова

Его называют "голосом Майдана". И в таком статусе нет ни пафоса, ни иронии. Украинский актер Евгений Нищук, собственно его голос, действительно для многих идентифицируется с общественно-политическими событиями в центре столицы. В 2004 г. его голос (в качестве ведущего) на Майдане озвучивал всевозможные акции и мероприятия. И теперь, на Евромайдане, этот голос звучит постоянно - звонко и победоносно. На Майдане Евгению иногда приходится пребывать круглосуточно. Ведь акции проходят в режиме нон-стоп. К тому же, у актера есть еще и ответственный репертуар на сцене Национального театра имени Ивана Франко и театра "Сузір'я".

Собственно, с его театральной деятельности мы и начали разговор в центре сегодняшних евромайданных событий. Напомню, на драматической сцене Евгений задействован в спектаклях по произведениям Владимира Винниченко, Николая Винграновского, актеру также посчастливилось воплотить образ Тараса Шевченко, Павла Тычины, Сергея Есенина.

- Евгений, одна из последних премьер театра "Сузір'я" - "Прекрасний звір у серці" по произведениям Николая Винграновского. Вы - в центре спектакля. Какие мысли и ощущения сопровождают вас в связи с поэзией Винграновского, его фигурой?

- Наш спектакль "Прекрасний звір у серці" не является автобиографическим. Режиссер Алексей Кужельный и я (как исполнитель) не планировали показать на сцене Винграновского как реального человека. Эта фигура должна вырастать через его поэзию, творчество. И здесь должно быть все: рождение, познание, реалии, конфликты.

Как известно, Винграновский - это культовый украинский писатель-шестидесятник, актер, режиссер, сценарист, выдающийся поэт. Орбита его жизни вобрала в себя разные проявления этого таланта. И приближаться к такой фигуре можно лишь с пониманием, что этот материал - твой.

Конечно, мое знакомство с творчеством Винграновского состоялось чуть раньше (в спектакле "Заповітне" театра "Мушля"). А когда взялись за работу в "Сузір'ї" и начали выстраивать драматургическую канву, я очень много открыл для себя в этом человеке и в этой теме. Часто говорят, что Николай Степанович был гармоничным человеком, много чего получил за свое творчество в советские времена.

Но неоспоримый факт, что сам он зачастую словно "закрывал себя" на острове. Он уходил в своей лодке от социума. А к нему постоянно пытались добраться, достучаться. Возможно, именно такое его уединение - это бегство от реалий окружающей жизни. И в том была также сосредоточенность на себе как на художнике.

- Моноспектакль - особый формат. Это чрезвычайная ответственность актера перед материалом и аудиторией, которую нужно удержать в течение спектакля, не растерять ее внимание.

- Мы не сразу задумывали именно моноспектакль. Ведь это действительно формат сложный: просто "сдача крови". Например, когда с моноспектаклями выступают такие выдающиеся актеры, как Александр Калягин, то зритель, прежде всего, идет на имя звезды, а не на материал. И здесь у нас, в "Сузір'ї", - сверхсложный материал. Планировалось ввести в спектакль певицу - Иларию или Антонину Матвиенко. Они, к сожалению, были заняты. Потом появилась другая певица. Но тоже не сложилось.

Фактически, мой партнер в этом спектакле - музыка. На каждое стихотворение Винграновского - своя музыкальная тема. Следовательно, музыка помогает двигать действие. Первая попытка показать "Прекрасного звіра…" была за рубежом, на фестивале в Латвии. Эта премьера дала понимание, что язык поэзии, музыки, хореографии весьма современен и совсем не беден в плане сценической выразительности.

- Моноспектакль "Момент кохання" по произведению Владимира Винниченко вы играли раньше в "Сузір'ї", а теперь - на Камерной сцене театра имени Ивана Франко…

- Да, эта работа рождалась в "Сузір'ї". Она мне родная. Подредактировав в спектакле отдельные моменты, предложили ее в свое время Богдану Сильвестровичу Ступке. Припоминаю, как в его театре принимали спектакль. Такой почтенной и придирчивой аудитории, возможно, у меня никогда и не было: сам Ступка, один известный режиссер, один суровый критик… Почетно и символично. Были ценные замечания. И с тех пор спектакль начал жить на сцене франковцев.

Для меня Винниченко - один из авторов, открывавших Украину городскую, урбанистическую. Его творчество - это европейский вектор.

В "Моменте" старались двигаться линией философии, социальности, а не только отношений между мужчиной и женщиной. Что-то позволили себе расширить, через что-то старались переступить.

Я буквально "врос" в этот материал. В свое время спектакль объездил почти все большие города Украины. Были приглашения на театральные фестивали. В Тернополе получили награду. А в Ялте "Момент" пришлось играть даже на территории респектабельного отеля "Вилла Елена". Представьте роскошный отель и особую публику, приехавшую в Ялту из Москвы и Петербурга. И никто ничего не переводил! В целом спектакль объединил многих единомышленников - режиссер Тарас Жирко, хореограф Ольга Семешкина, музыку написал Роман Гринькив.

- Евгений, в фильме режиссера Олеся Янчука "Владыка Андрей" (байопик о Шептицком) многие надеялись увидеть вас в роли главного героя в молодости. А получилось так, что вы сыграли ученика и предателя митрополита. Почему?

- Раньше мы работали с режиссером Янчуком над фильмом "Железная сотня". Через некоторое время Олесь предложил сценарий о Шептицком. Было предложение - образ или молодого Андрея, или его ученика Степана.

Мне показалось, что молодой Шептицкий выписан в сценарии не так ярко. Это уже потом образ раскрывается. А вот Степан - другое дело. Это настоящая борьба: он не просто предатель, работающий на "кого-то". Степан был предан своему учителю, у него даже слезы на глазах во время предательства.

Это была ситуация ломки человека, сильно переживающего за свою семью. Трагедия человека, брошенного своими, чужими. В фильме есть моменты, когда он все же мучается изменой: пытается дать "не те" документы или намеренно не подсовывает определенные пилюли Шептицкому… Мне, как актеру, было непросто принять этот образ. Возможно даже из-за определенной гражданской активности.

- В Черкассах вы играете Тараса Шевченко в местном театре…

- Да, играю молодого Тараса, это петербургский период его жизни. Когда он внешне - успешный, модник, его любят женщины. А уже потом возникает момент выбора - когда разоблачают Кирилло-Мефодиевское братство, и он оказывается перед выбором… В то время у него в друзьях - влиятельные люди. Он мог бы обратиться к своим "благодетелям", чтобы не попасть в ссылку. Но поэт сознательно принял вызов судьбы. Здесь ключевой перелом: физически он себя уничтожал, но остался на веки вечные.

- Так сложилось, что вы стали весьма активным участником уже двух Майданов в Украине.

- На самом деле, две революции на одну жизнь - это много.

- А в чем, на ваш взгляд, существенное различие между Майданом, который был десять лет назад, и нынешним?

- В 2004-м у людей была обида из-за фальсификаций. Были реальные политики, герои. Были краски партий и цветов. Чего нет теперь.

Тот Майдан был величественным, но после обманутых ожиданий второй раз собрать людей было бы тяжело. 22 ноября люди вышли отметить события девятилетней давности. А 24 ноября на Европейской площади была организована акция в поддержку евроинтеграции. Все удивились, когда вышло 100 тысяч, и сама акция продолжилась в следующие дни.

Потом, как известно, произошло шокирующее избиение людей, спавших детей, и вообще никто не оказывал сопротивления. Девушек били по голове, бессознательных людей добивали.

И уже 1 декабря Майдан явил собрание людей, которого еще не было за всю историю Украины.

Люди вышли не за политиков. Там не развевался флаг определенной партии. Доминировал сине-желтый цвет...

Я же стал в некоторой степени заложником самого себя. Сказал себе: пойдут люди, пойду и я. Однако не хожу на Майдан "как на работу", только на общественных началах. Не планирую и каких-либо политических перспектив в жизни, хотя мне делали предложения. Впрочем, не зарекаюсь, что такого не случится.

- Сколько времени вы провели в центре столицы на Майдане, начиная с ноября 2013-го?

- Я здесь с 21 ноября. После 1 декабря был почти круглые сутки. Во время попытки разгона с 10 на 11 декабря тоже был ночью.

- О чем думали в ту ночь?

- Тогда у меня возникло ощущение, что снимаюсь в фильме о войне, где захватчики окружают Крещатик со всех сторон. Есть священники, женщины и дети, спрятавшиеся под сценой, все они плачут. И надо было найти какую-то силу, слова.

Мы пытались остановить "Беркут". В ту ночь я сорвал голос. За всю ночь нельзя было ни на минуту уйти со сцены. Говорят - стой, нужно, чтобы ты успокаивал людей, а мы будем держать оборону сцены.

Только подумать... ХХІ век, одна из центральных стран Европы, 23-й год независимости... Чем люди заслужили этот страх, чтобы пережить его пускай хотя бы раз в жизни? Ведь в Украине нет никаких этнических принципов противостояния. Нет неприязни к русскому языку. Майдан поэтому и держится, что многие люди в гневе.

- Евгений, в связи с Майданом: во "что" сегодня искренне верите, а "что" - веры не прибавляет?

- Знаете, в 2004-м была какая-то "картина", был суд, второй срок выборов. Теперь этого нет. У людей пока нет определяющей точки, к которой необходимо двигаться. Если идти к рубежу плановых президентских выборов 2015 г. - то это еще полтора года испытаний и траты времени. Конечно, люди устают как физически, так и психологически. Надо найти "момент выхода". С другой стороны, этот Майдан не приносит разочарования. В Украине с давних времен была рада. Следовательно, в нашей природе - демократические европейские ценности. У нас не выйдет поставить на трон царя, тирана. Поэтому лишь удивляешься безграмотности нашей политической власти. Ведь печально известные врадиевские события вскрыли очевидные проблемы в Министерстве внутренних дел. Там сами признали, что было превышение полномочий. И человек сам должен уйти в отставку. Так почему не успокоить миллионы граждан? Дальше - народ хочет евроинтеграции. А правительство "чего-то" там не подготовило. Выходит, есть проблема правительства. Нужна реакция на то, чего требуют миллионы людей. Вы или реагируете, или как?

Еще в 2004 г. у меня спрашивали, будет ли еще один Майдан? Говорил: будет, но уже с кровью.

К сожалению, это и произошло.

- Очевидно, вас неоднократно спрашивают, оплачивается ли деятельность на Майдане.

- Не оплачивается. Никаких цифр. Просто - приходи, потому что нужен людям. Пришел. Мероприятие Евроинтеграции 24 ноября я тоже модерировал, поскольку это совпадает с моим мировоззрением. Но это тоже безденежная история.

Как я могу не выйти? Люди спросят: а где Евгений? Может, с ним что-то случилось? А им скажут: не хочет, поскольку ему денег не дают. Да, на Новый год артистам платили. Ну а дальше - ситуация добровольная.

Конечно, все это изнурительно. Но есть момент обмена энергиями. Это гигантский творческий багаж. 1 декабря я сам стоял на большой машине, двигавшейся в колонне... А вокруг - люди, даже блеска асфальта не видно. Потом начали казаки на лошадях проезжать. У меня в душе вспыхнули картины из прочитанных историй о казаках. Здесь действительно никаких сценариев!

Например, в один из вечеров пришел мужчина с учеником 11 класса, больным ДЦП довольно в тяжелой форме. Говорит, что мальчик хочет прочесть свое стихотворение со сцены. Здесь есть пикантный момент - чтобы не расценили это как манипуляцию больным ребенком. С другой стороны - подумал: возможно, прибавлю ему силы ощутить, что он не отброшен обществом. Люди буквально замерли, не могли произнести ни слова. Потом его еще раз привели, и он прочел стих о милиции. Очень сильная поэзия. Вот такие события мне еще долго будут сниться.

- Как думаете, возможно ли сегодня согласие между двумя общественными эпицентрами - тем, что на Майдане, и тем, что в Мариинском парке Киева?

- В 2004 г. действительно был обмен между тем, кто честнее, кто лучше. Теперь - контакт односторонний. Наш Майдан - за человечность и честность. Надо показывать, что происходило, и спрашивать: неужели вы должны защищать власть? На антимайдане же стоят преимущественно за деньги... Поэтому сравнивать майданы невозможно.

- Кто из коллег-работников искусства проявляет себя самым активным общественным деятелем в контексте нынешних событий?

- Мне многие говорили - дескать, чего лезешь, занимайся своим делом! Но ведь 23-й год независимости, а Украину постоянно трясет. Мне кажется, миссия некоторых людей - быть на передовой общественного движения. Так расстраивались другие демократические государства. Вацлав Гавел был актером и писателем, он Чехию сделал Чехией. Очень активны также Сергей Фоменко, лидер группы "Мандри", Сашко Положинский, Ирена Карпа, Юрий Андрухович. Мне было приятно, когда на сцену вышла наша легенда - Ада Роговцева. Была Раиса Недашковская. Михаил Ильенко сейчас тут и днюет, и ночует. Снимаем "интерактив".

Поскольку "хронометраж" Майдана затянулся, мы пытаемся внести больше культурологического в эту революцию. Ведь теперь почти все фестивали рок-музыки отменены! Поэтому на нашей сцене можно выступить малоизвестным группам, поющим и на русском, и на украинском. Пусть повстанческо-революционное движение будет тоже культурным.