UA / RU
Поддержать ZN.ua

Евгений Петрушевич: 226 депутатов в украинском парламенте – не для раскола, а для единения нации

Законодательная власть в ЗУНР должна была принадлежать парламенту - Государственной раде.

Автор: Игорь Галущак

В честь 155-летия со дня рождения президента Украинской национальной рады ЗУНР Евгения Петрушевича во Львове состоялись многочисленные мероприятия.

В частности, на Лычаковском кладбище представители местной власти, патриотических, ветеранских и молодежных общественных организаций, под музыкальное сопровождение оркестра Западного территориального управления Национальной гвардии Украины, возложили цветы к часовне, где похоронен Евгений Петрушевич. Священники различных конфессий отслужили панихиды. Но, как кажется, официальные юбилейные мероприятия мало что означают, если нынешнее поколение украинских политиков не сделает из короткого периода существования ЗУНР надлежащих выводов.

Молебен на Лычаковском кладбище во Львове по случаю 155-летия со дня рождения Евгения Петрушевича.

Евгений Петрушевич родился 3 июня 1863 г. в г. Буск на Львовщине в семье греко-католического священника. После окончания академической гимназии и юридического факультета Львовского университета переехал в Сокаль и открыл адвокатскую контору. Во время Первой мировой войны, в 1914–1918 гг., - член Главной украинской рады и Всеобщей украинской рады. В 1917–1918 гг. - глава Украинской парламентарной репрезентации в австрийском парламенте. 19 октября 1918 г. как президент Украинской национальной рады объявил о создании на украинских землях бывшей Австро-Венгерской империи Украинского государства. 4 января 1919-го в Станиславе (ныне Ивано-Франковск) был избран президентом Западноукраинской национальной рады. Правительство Петрушевича прекратило свою деятельность 15 марта 1923 года. До конца своей жизни Петрушевич находился в эмиграции, в Берлине. Сотрудничал с Украинским национальным объединением (УНО) и другими эмигрантскими организациями. Когда в сентябре 1939 г. нацистская Германия напала на Польшу, послал правительству Гитлера решительный протест. Умер 29 августа 1940 года. Похоронен на берлинском кладбище римо-католической кафедры Cвятой Ядвиги представителями УНО, которые со временем установили на его могиле памятник. 1 ноября 2002 г. перепохоронен на Лычаковском кладбище во Львове.

Евгений Петрушевич

Заметим, что в нынешнем году это событие совпадает со столетием образования 1 ноября 1918 г. Западноукраинской Народной Республики. К сожалению, в последние годы очередная годовщина ЗУНР побуждает к вовсе не праздничным размышлениям. Ведь мы, современные украинцы, продолжаем брать из прошлого не самое лучшее из того, что было в нашей контроверсийной истории.

А воспользоваться тем положительным опытом, который оставили нам прошлые поколения, не умеем. В частности, короткая, но яркая история ЗУНР подтверждает: ее наследие в государственном строительстве наши современники надлежащим образом не оценили. По крайней мере, украинский политикум. Например, нынешние историки до сих пор спорят, была ли ЗУНР априори обречена в тогдашних геополитических обстоятельствах? И смогла бы независимая Галичина реализоваться как государство, если бы, скажем, корпус Сечевых стрельцов под предводительством Евгения Коновальца своевременно вернулся на призыв Львова после наступления на него польской армии, а не принимал участие в киевских "разборках" 1918 г. между гетманом Павлом Скоропадским и лидерами УНР?

Плакат, посвященный «Листопадовому зриву» 1918 г.

Но история не знает сослагательного наклонения. Ценность в ином: президент ЗУНР Евгений Петрушевич все потенциальные внутренние угрозы для будущего Украинского государства видел. Поэтому в основу парламентаризма провозглашенной республики вместе с премьером ЗУНР Константином Левицким заложил такие конституционные основы, которые могли бы дать запас прочности и прогресса на многие десятилетия вперед. Например, законодательная власть в Западноукраинской Народной Республике должна была принадлежать парламенту - Государственной раде, избранной гражданами на пять лет через общее, равное, прямое и тайное голосование.

Нынешние же претенденты на роль лидеров украинской нации (равно как и действующий президент Петр Порошенко), которые заботятся в Верховной Раде только о магическом числе 226 (именно таким должно быть минимальное большинство верных им агрессивно-послушных "штыков" - конечно, по возможности с большим "довеском"), очевидно, даже и не подозревают, что такое количество - это вовсе не изобретение нынешних "конституционников". Поскольку именно в ЗУНР возникла идея сформировать высший законодательный орган из... 226 депутатов, так как согласно национальному составу населения Восточной Галичины граждане должны были избрать в Государственную раду 160 украинцев, 33 поляка, 27 евреев и 6 австрийских немцев. В соответствии с этими квотами образовывали и избирательные округа. Глава парламента (президент) должен был быть украинцем, первый вице-президент - поляком, второй - евреем. Таким образом, заранее отсекались попытки разыграть языковую или же этническую карту какой-либо политической силой. И это лишь один из ряда выразительных примеров того, в каких толерантных евроцивилизационных измерениях видели ЗУНР ее отцы-основатели.

Поэтому вместо того, чтобы каждый раз, с приходом каждого следующего украинского президента к власти, изобретать украинский конституционный "ровер", надо уже, наконец, воспользоваться политическим наследием Евгения Петрушевича.