UA / RU
Поддержать ZN.ua

Страна по полочкам. ЗАПОРОЖЬЕ

Кто, как и для чего берет власть в областных центрах Украины 25 октября? Все ответы и реальные расклады — в предвыборном проекте ZN.UA.

Авторы: Александр Разумный, Инна Ведерникова, Юлия Самаева, Алла Котляр, Юлия Гриценко

Полную версию материала в формате лонгрида можно посмотреть по ссылке.

«Запорожский узел», завязанный на фоне разворачивающейся в стране децентрализации, подтверждает актуальный тренд: формирование в ряде крупных городов кластера местных элит в обход крупных финансово-промышленных групп.

Запорожье — четвертый город (после уже описанных в ходе проекта Днепра, Краматорска и Житомира), где мэр, придя к власти на политических и финансовых ресурсах крупного бизнеса, усилившись в ходе децентрализации и противостояния со слабым Центром, создает свою партию и идет на второй срок практически «в пику» ФПГ. Часто и действующей центральной власти тоже. Если стремительно теряющие рейтинг «слуги народа» вступают в сговор с олигархическими группами.

А в Запорожье произошло именно так. Действующий городской голова и кандидат в мэры Владимир Буряк в 2015 году пересел в кресло мэра из кресла главного инженера «Запорожстали». Естественно, под плотным патронатом ключевого акционера «Метинвеста» Рината Ахметова. К тому времени экс-куратор Партии регионов уже владел основным пакетом градообразующей «Запорожстали», а также успел приобрести Запорожский огнеупорный завод. Ахметов, потерявший Донецк, еще в 2015-м рассматривал Запорожье и область как новый опорный регион. И победа главного инженера Буряка на выборах мэра областного центра была тому хорошим заделом.

Однако история распорядилась иначе. Несмотря на то, что Буряк все это время руководил городом благодаря большинству на основе 20 штыков «Оппозиционного блока» (плюс «Наш край» и «Новая политика»), он, получив значительные деньги и полномочия в процессе децентрализации, постепенно отстраивался от Ахметова и уже весной 2020-го объявил о создании в городе новой депутатской группы «Єднання». (Партия под нее уже была куплена.) В группу вошли остатки ЕС, УКРОПа и все поверившие в силу Буряка депутаты «Нашего края» и «Оппозиционного блока», итого — 17 штыков.

Ахметов же, наоборот, оказался политически ослаблен после раскола ОПЗЖ и проигрыша на парламентских выборах 2019 года. Когда в ВР зашли лишь восемь его депутатов-мажоритарщиков, включая партнера по «Метинвесту» Вадима Новинского. Поддержка Ахметовым в Запорожье партии «Порядок», а также ее лидера — экс-гендиректора Авдеевского коксохима Мусы Магомедова подтверждает нашу версию о по меньшей мере публичном выходе Буряка из орбиты «Запорожстали» и «Метинвеста».

В то же время ставка Ахметова на Магомедова буквально до съезда «Слуги народа» шла дублем с возможным его выдвижением кандидатом в мэры от партии власти. Что с учетом достаточно теплых отношений бизнесмена с Банковой вполне могло случиться. Но и здесь — в молоко. В историю неожиданно вклинились коренные «запорожские» из власти, в числе которых заместитель главы ОПУ Сергей Трофимов и министр информационных технологий Михаил Федоров. Это крыло не хотело «сливать» родной город под Ахметова и планировало свою игру с кандидатом — известным в городе юмористом Русланом Ханумаком.

Однако Андрею Ермаку удалось передавить «хотелки» своего зама Трофимова, с которым у него давно плохие отношения. Но «помог» Ермак совсем не Ахметову, а второй ФПГ Запорожья — «Мотор Січ». Как, впрочем, глава предприятия Вячеслав Богуслаев (сделка по продаже предприятия китайцам заблокирована СБУ еще в 2017 году) финансово помогал «слугам» на прошлых парламентских выборах. В итоге непроходной депутат местной «Новой политики» Виталий Тишечко — бывший работник одного из подразделений «Мотор Січ» — стал кандидатом в мэры Запорожья от партии власти. А фамилии Мусы Магомедова вообще не оказалось в списке кандидатов в мэры.

Вряд ли в этой истории кто-то сможет помешать действующему мэру Владимиру Буряку сделать дубль и остаться в кресле градоначальника. Все финансово-промышленные группы Запорожья выглядят сегодня политически гораздо слабее. И если раньше и «Запорожсталь», и «Мотор Січ», и «УкрАВТО» (Тариэл Васадзе вообще отошел от активного лоббизма в политике) так или иначе составляли единый конгломерат с ПР, то сейчас они собирают себя заново.

Но мораль в другом: сложившийся расклад не отменяет дальнейшего сотрудничества «новой» (во главе с Буряком) и «старой» элит в городской раде. Куда, очевидно, пройдут ОПЗЖ вместе со «слугами», ЕС и «Батьківщина». Мэру предстоит очередной договор с большим бизнесом и представляющими его политическими силами. Однако уже совсем на других условиях. С учетом самостоятельно добытой победы и собственной партии в городской раде.

Уже сейчас очевидно, что происходящие на этих выборах процессы в масштабах страны могут сыграть как позитивную роль (громады на деле берут власть в свои руки), так и достаточно опасную. Если Центр не включит механизм четкого государственного контроля над деятельностью мэров. Речь о функции префекта и реформе правоохранительной системы. Чтобы, разбивая одни кланы, не порождать новые.

Как сложились отношения мэра и Центра

Время и обстоятельства сработали в пользу действующего городского головы. Децентрализация открыла новые возможности для приобретения политического и финансового капитала. Первый достигается реализацией масштабных национальных проектов, второй — осуществлением городских инфраструктурных.

Самый резонансный пример — строительство нового терминала аэропорта. Первую сваю строители вбили в декабре 2017 года. 28 декабря 2019-го объект принял городской голова Запорожья Владимир Буряк, инициировавший строительство нового пассажирского терминала. Площадь терминала — более 12300 квадратных метров. Пропускная способность — до 400 пассажиров в час. Из них 150 — на внутренних рейсах, 250 — на международных. С перспективой увеличения пропускной способности терминала до 500 пассажиров в час.

Однако на заключительном этапе строительства Киев заговорил о передаче аэропорта в концессию. Случился большой скандал. Мэр Запорожья заявил, что этого не произойдет, потому как терминал построен на деньги городской громады. В январе 2020-го из Центра пришла ответка: СБУ провела обыски в аэропорту Запорожья. Открыть объект планировали в марте. Но этого до сих пор не произошло.

Если копать еще глубже, то, по версии некоторых источников, аэропорт — бэкграунд Ахметова, а совсем не Буряка. Глава СКМ хотел сдать объект «под ключ» самому себе. Без помощи государства, которое, к примеру, построив полосу в Днепре, априори сможет контролировать грузопоток аэропорта. Ахметов же имел другой план и значительно опередил Днепр (там строят Коломойский с Ярославским) по срокам. Отсюда и проверки, заблокировавшие сдачу объекта. Так что это, скорее, история о конкуренции, когда на «одной улице» одновременно строятся две «закусочные» с идентичным меню. И тут уже кто ближе знаком с шерифом, тот быстрее и откроется.

Так или иначе, но в публичной сфере с центральной властью за аэропорт в Запорожье сражался мэр Буряк. Что обернулось для него дополнительными политическими дивидендами: мэр-патриот на самом высшем уровне бесстрашно защищает законные интересы города. Об этом сам городской голова постоянно напоминает запорожцам на своей официальной странице ФБ: «Еще один проблемный вопрос — давление со стороны правоохранительных органов на местные власти. Его я на себе почувствовал лично. Испытали за последние несколько месяцев почти все городские головы, которые сегодня собрались на заседание. К тому же аэропорт Запорожья попал под многочисленные проверки со стороны различных служб. Поэтому сегодня все вместе подготовили еще одно обращение к центральным органам власти — с призывом прекратить это давление».

Однако серьезных уголовных дел против В.Буряка не открыто. Во всяком случае, в публичной сфере об этом информации нет. Налоговая декларация мэра также не поражает воображение: в 2019 году он заработал 1 млн 182 тыс. 30 грн (в 2018 году — 840 тыс. 609 грн).

Как изменился и используется бюджет города в ходе децентрализации

Экономика Запорожья опирается на металлургию, машиностроение, пищевую промышленность и нефтепереработку. Среднемесячная заработная плата одного штатного работника Запорожья превышает 11 тыс. грн. Для сравнения, она выше, чем средняя зарплата в Днепре, Харькове или Одессе. Несмотря на то, что производство продукции городскими предприятиями снижается (как и в целом по Украине), они все равно обеспечивают Запорожье достаточным уровнем налоговых поступлений в бюджет. В 2019-м эти поступления составили более 66% доходной части бюджета, или 5,6 млрд грн.

Соответственно на государственные субвенции приходятся только 30% доходов бюджета, или 2,5 млрд грн. При этом если 65,6% налоговых поступлений — это ожидаемые «зарплатный» налог (НДФЛ) и налог на прибыль предприятий (3,7 млрд грн), то почти 30% (или 1,6 млрд) — это местные единый налог и налог на имущество. То есть, кроме тяжелой промышленности, в городе активно развито малое и среднее предпринимательство, обеспечивающее город дополнительными средствами.

Конечно, финансовая децентрализация содействовала увеличению бюджета Запорожья с 3 млрд грн в 2014-м до 8,5 млрд — в 2019-м. Но в ходе реформы город получил и много новых полномочий, расходы на которые приходится теперь искать в городской казне. Учитывая, что город большой, эти расходы значительные. Например, на содержание 11 профессионально-технических учебных заведений город с 2016-го по 2020 год направил 777 млн грн, а на возмещение разницы в тарифах на услуги тепло- и водоснабжения населению только в 2019-м потратили почти 600 млн. На компенсацию льготного проезда в транспорте с 2016-го по 2020-й — более 1,1 млрд грн.

Поэтому вполне естественно, что три года подряд расходная часть городского бюджета превышает доходную, и бюджет сводят с дефицитом. В 2019-м он составлял 320 млн грн.

Наибольшими расходными статьями прошлогоднего бюджета были финансирование образования, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и транспорта. Несмотря на то, что государство частично финансирует и медицину, и образование, город берет на себя часть дополнительного финансирования этих сфер. В частности, по капитальным расходам на ремонты, реконструкции, закупку оборудования, создание учебно-практических центров, выплату стипендий ученикам профессионально-технических учебных заведений и т.п. В прошлом году за счет городских средств ремонтировались инженерные сети, кровли, лифты и сами дома — свыше 80 ОСМД получили от города финансирование на проведение капитальных ремонтов.

Из бюджета в 790 млн грн, выделенного на благоустройство в 2019-м, 430 млн были потрачены на ремонт городских дорог, 247 млн — на озеленение, установку освещения, содержание парков и общественных туалетов, на текущий ремонт.

На развитие муниципального транспорта в 2019 году Запорожье израсходовало 474 млн грн и немного больше — на восстановление городского аэропорта, завершив капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы и реконструкцию навигационного комплекса аэропорта и достроив пассажирский терминал.

Так что дефицитность бюджета Запорожья объясняется значительным количеством проектов, реализуемых городом и предусматривающих в основном капитальные расходы.

Конечно, несмотря на это, Запорожье является городом-донором и, чтобы обеспечить горизонтальное выравнивание между бюджетами украинских городов, ежегодно переводит в государственный бюджет часть своих доходов. В нынешнем году эта доля составила 5,6% от городского бюджета, или 477,4 млн грн (в 2019-м — 375 млн).

Какие обещания за пять лет мэр выполнил, а о каких — забыл

Оценивая уровень услуг в городе, жители Запорожья в муниципальном опросе IRI, выполненном группой «Рейтинг», отправили местную власть «пасти задних» — 2,7 балла из 5 возможных. Как и в большинстве украинских городов, запорожцы недовольны дорогами, работой коммунальных служб и медицинских учреждений, развитием промышленности, экологией.

При этом интересно, что мэр Запорожья Владимир Буряк успел выполнить большинство своих обещаний, а их было немало — 80.

Помимо уже упомянутого строительства нового терминал аэропорта, в городе все-таки активно ремонтировали дороги, существенно обновили городской транспорт — на линию выходят более сотни новых муниципальных автобусов и 300 троллейбусов. В Запорожье наладили реконструкцию старых трамваев, что позволяет не покупать новые в том же Львове по 24 млн грн за штуку, а ремонтировать в три раза дешевле. Обещанный на выборах льготный проезд в городском общественном транспорте власть сохранила.

В Запорожье за пять лет появилось четыре новых больших парка, два — в состоянии реконструкции. Заменены более тысячи лифтов, что составляет около 70% всего объема лифтового хозяйства города. Более чем в тысяче из 4 200 жилых домов был проведен капремонт.

По данным того же аналитического портала «Слово і Діло», городской глава сразу после выборов пообещал провести аудит всех коммунальных предприятий Запорожья. И через неделю после того, как чиновник дал обещание, кампания стартовала. А когда финишировала — полетели головы директоров КП «Основание», концерна «Городские тепловые сети» и КП «Водоканал».

Буряк выполнил и свое предвыборное обещание добиться открытия нового центра скорой помощи в городе. «Считаю, что в Запорожье должен появиться новый современный диспетчерский центр скорой помощи, чтобы люди могли без препятствий дозвониться по телефону 103 и своевременно получить необходимую врачебную помощь», — отметил он. Новый областной центр медицинской помощи и медицины катастроф открыли летом 2017 года. На его строительство выделили 8 млн грн. Кроме того, мэр справился с обещанием закупить до конца 2016 года 24 медицинских автомобиля.

Однако власть регулярно срывала сроки реконструкции тепловых сетей, что создавало проблемы с обеспечением горячей водой целых районов. Не сложилось как-то и с созданием Единого информационного центра реагирования на правонарушения. «В следующем году в Запорожье стартует масштабный проект «Безопасный город», на реализацию которого из бюджета выделяется 102 млн грн. К нам уже приезжали лучшие мировые специалисты в этой области. Это будет установка камер слежения за безопасностью и создание единого информационного центра реагирования на правонарушения», — рассказал Буряк. Но в сроки проект так и не был выполнен.

Не успел мэр за свою каденцию построить новый мост через Днепр. Большой проект стартовал еще в 2004 году, но до сих пор не завершен. Строительство моста на контроле держит уже третий по счету президент страны.

В чем видят коррупционный фактор горожане, медиа и правоохранители

Освоение бюджетных средств коммунальными предприятиями и «своими» подрядчиками на ремонтах школ, садиков и дорог, аренда и продажа земельных участков — стандартный местный «супнабор», с которого люди знающие всегда могут получить хороший навар. Лично Владимир Буряк не замечен в финансовых аферах, однако громкие истории, связанные с городскими инфраструктурными объектами, в Запорожье не редкость.

Отметилась запорожская мэрия с «мутной» приватизацией помещений. В Запорожье приватизация проходила через аренду и выкуп после так называемых неотъемлемых улучшений. По очень простой схеме, когда фирма берет помещение в аренду и делает в нем ремонт. А потом уже как ей не продать, столько-то вложившей?

«Запорожский центр расследований» писал о том, что мэр изменял уставы коммунальных предприятий, не имея на то полномочий. Таким образом, после изменения устава запорожского КП УКС было «узаконено» строительство жилого дома фирмы, связанной с «Запорожсталью», где Буряк когда-то работал.

В феврале 2020 года издание обнародовало факты нарушений закона и манипуляций с землеотводами со стороны мэрии. В частности установлено, что с нарушениями было выделено около 16 гектаров земли (4 участка). Кроме того, за 2019 год по заниженной цене продали 14 гектаров земли (23 участка общей стоимостью 12,7 млн грн).

Всего журналисты выявили 23 правонарушения в сфере земельных отношений.

При этом самого мэра напрямую не связывают с земельными скандалами. Вопросы возникают к главе земельной комиссии горрады Игорю Чумаченко, который год назад баллотировался вместе с Буряком в Верховную Раду от «Оппозиционного блока» в «команде Буряка».

Среди резонансных дел — передача городской земли «солнечной» фирме Ростислава Шурмы. По информации журналистов-расследователей, под СЭС отдали 245 гектаров городской земли. Все участки были переданы в обход закона без конкурса, некоторые — еще и в нарушение Генплана.

Проблемным объектом медиа называют и Центральный парк культуры и отдыха «Дубовая роща». Не менее резонансное дело, вызвавшее скандал и в громаде, и в медиа, — реконструкция Правобережного пляжа. Проект был разбит на три очереди. 1 июня 2019 года официально открыли реконструированную часть пляжа. А в этом году выполнили вторую и третью очереди реконструкции. Реконструированный объект вызвал возмущение: не работал подъемник для людей с ограниченными возможностями, а запорожцы, приехавшие сюда отдохнуть, нашли старые плиты с арматурой, торчащей из воды. Кроме того, общественники выявили существенное завышение стоимости материалов для реконструкции.

Показательно, что когда скандалы становятся достоянием общественности, мэр жестко и показательно разбирается с подчиненными. Случился «разбор полетов» и по Правобережному пляжу, когда кадровые решения последовали незамедлительно, с отчетом на странице в ФБ: «Освободил от занимаемой должности директора городского департамента инфраструктуры и благоустройства Владислава Коноваленко; отстранил на время проведения служебного расследования от занимаемой должности директора КП «Управление капитального строительства» городской рады Андрея Бушова».

Пять лет назад после своего избрания градоначальник заменил всех директоров коммунальных предприятий Запорожья и руководителей районных администраций, назначенных до осени 2015-го, а также подавляющее большинство начальников департаментов Запорожской горрады. Неугодными оказались 99% бывшего руководящего состава мэрии и структур городской рады. Такая вот кадровая политика.

Возвращаясь к фактору коррупции, отметим, что коммунальная тема также попала в специфический круг интересов городской власти. В данном случае речь идет о создании предприятий, обслуживающих жилой фонд. Денег на это тратится много, а на выходе получается мало. Впрочем, и здесь мэр белый и пушистый. Ибо сам регулярно высказывается об убыточности ряда коммунальных предприятий, наперед отсекая всякие обвинения.

Горожане винят местную власть в неэффективном решении экологических проблем. Модернизация промышленных предприятий осуществляется слабо, вследствие чего здоровье людей постоянно ухудшается. Но «привязать» мэра напрямую к экологическому геноциду, конечно же, невозможно. А вот уточнить, почему эта проблема для него не стала приоритетной, как и коммуникация с собственниками заводов, — вполне.

Кто спонсор местной власти, и какими интересами руководствуется

Поскольку изначально «самовыдвиженец» В.Буряк выдвигался от «Запорожстали» и был человеком Ахметова, то понятно, кто был его спонсором в 2015 году. Сейчас финансовая комбинация вокруг действующего мэра может быть немного пикантнее.

Среди тех, кого уже сегодня местные СМИ причисляют к владельцам «золотой карты» партии «Єднання», — инвестиционный фонд «Гелиос». Его руководителей — бывших топ-менеджеров «Запорожстали» экс-гендиректора Ростислава Шурму и экс-финдиректора Руслана Божко — называют в числе реальных спонсоров мэра и его политсилы.

Буряк был главным инженером «Запорожстали» именно при Шурме. И именно Шурма, будучи генеральным директором «Запорожстали» (2012–2019), помогал мэру удерживать большинство в городской раде и руководить городом. На этот фонд оформлены около 30–40 фирм, которые в последние четыре года активно получали участки земли и выигрывали тендеры. И история, о которой мы упомянули в предыдущей главе (о передаче местной власти 245 га земли под строительство солнечных станций), связана как раз с «Гелиосом».

Хотя некоторые источники утверждают, что за «Гелиосом» и солнечным бизнесом «стоит все тот же Ахметов». Откол же Шурмы от «Метинвеста» медиа комментируют по-разному. «Это может быть связано с различными коррупционными скандалами, в которые попадали топ-менеджеры «запорожсталевской» финансово-политической группы, направленными на присвоение средств местного бюджета», — писало одно из изданий. В то время как некоторые источники утверждают, что «вся эта история с независимостью Буряка — бутафория, сделанная руками команды Ахметова, для которого Запорожье давно стопроцентный базовый регион». Так или иначе, но отстроиться от Ахметова или какого-либо другого олигарха — тоже тенденция. Не важно, чьими руками ее шьют.

Да и весь местный бизнес сегодня повально лоялен к мэру. Поэтому история с непроходным кандидатом Тишечко от «Мотор Січ»/«Слуги народа» в этой части тоже сильно смахивает на блеф.

Какую партию ведет мэр и каковы его планы на большинство в городской раде

Партия «Єднання» появилась 16 января 2020 года, и возглавляла ее некая Анна Ранга. Позже партию переименовали в «Политическую партию Владимира Буряка «Єднання», и ее формальным руководителем стал редактор и ведущий авторской программы на муниципальном телеканале Z. Александр Коваленко. В числе учредителей партии, кстати, исключительно представители местных медиа. 29 января 2020 года на сессии горрады мэр Запорожья В.Буряк призвал депутатов объединиться в межфракционную группу-тезку, с которой и пошел на местные выборы.

«Именные» партии мэров — веяние времени. Их названия условны. Смысл в том, чтобы передать высокий личный рейтинг градоначальников новорожденным, а в отдельных случаях — и старым партийным структурам. Такая «партийная приватизация» получила распространение в крупных городах. В Киеве это партия УДАР Виталия Кличко. В Одессе усилиями Кернеса и Труханова появилась партия «Доверяй делам». В Днепре родилась партия «Пропозиція», которая формально объединяет нескольких мэров украинских городов, но подпитывается высоким личным рейтингом городского головы Днепра Бориса Филатова.

Вступить в «Пропозицію» предлагали и Владимиру Буряку, тем более что сам он родом с Днепропетровщины (родился в поселке Куриловка Петриковского района). Но Владимир Викторович разумно не стал делиться своей славой и не захотел примазываться к чужой. Зачем, если его план и так работает?

Под партийной франшизой в раде запорожский мэр объединил лояльных депутатов, партии которых утратили свою актуальность в городе: УКРОП, БПП, Радикальную партию Олега Ляшко, «Самопоміч». Зашли под зонтик Буряка и некоторые представители «Оппозиционного блока» и «Нашего края», с которыми он всю каденцию делил «кусок хлеба».

Социологи подтверждают, что «Єднання» уверенно проходит в городскую раду областного центра, хотя и не с первым результатом (по данным опроса Международного республиканского института (IRI), который проводила компания Info Sapiens, у партии мэра 14%), уступая лишь «Слуге народа» (25%) и неожиданно — ЕС (15%). ОПЗЖ постепенно сдувается и имеет такой же процент, как и партия Буряка. Проблемы ОПЗЖ в том, что партийные структуры она унаследовала от «Нашего края», а тот — от Партии регионов, что вызвало отток электората. В итоге у ОПЗЖ — существенный антирейтинг, связанный с имиджем этой партии.

В такой ситуации неожиданно могут выстрелить небольшие по влиянию в городе партии («Батьківщина», «Порядок», «Наш край», «Новая политика»), которые впоследствии могут стать золотой акцией в городской раде.

Существенно «подкорректировать» сложившуюся ситуацию способен и коронавирус. В условиях виртуализации избирательной кампании дополнительные преимущества, конечно, получат «Слуга народа» и Партия Шария (7%), которые не ведут работу «в поле» и имеют в лучшем случае номинальные партийные структуры.

Кто главные конкуренты хозяина города

До последнего момента ожидалось, что в борьбу за мэрское кресло наряду с неоспоримым лидером рейтингов Владимиром Буряком (55%) в пятый раз вступит экс-«регионал» и народный депутат, многолетний глава местной партийной ячейки ОПЗЖ Владимир Кальцев. Не выступил.

Итак, самый «мощный» кандидат-оппонент В.Буряку — 42-летний Виталий Тишечко — представляет партию «Слуга народа». С рейтингом в 6%. Тишечко почти 15 лет с ОАО «Мотор Січ». Действующий депутат Запорожской городской рады. Беспартийный. Входит в политическую фракцию «Новая политика». В качестве кандидата в мэры от «Слуги народа» Тишечко представил президент Владимир Зеленский. Однако очевидно, что ставка Банковой на непроходного Тишечко вызывает большие вопросы и похожа на игру в поддавки. Мол, главное пройти в раду, а там посмотрим. Тем более что свой поход «слуги» разворачивают двумя колонами: местная «Новая политика» «Мотор Січі» ожидаемо предпочла остаться самостоятельной политической единицей в погоне за мандатами. Но пока практически не видна в рейтингах.  

Виталий Рябцев, в 2020 году возглавивший городскую ячейку «Батьківщини», — тоже кандидат с 2% в запасе.

Есть свой кандидат Валерий Прозапас и у неожиданно выстрелившей ЕС. Почему не баллотируется руководитель фракции «Евросолидарность» в городской раде Запорожья Александр Константинов (имеющий пусть и минимальный, но хотя бы видимый рейтинг в 2%) — вопрос, похоже, риторический.

Потому что в Запорожье баллотируется исключительно Владимир Буряк. Все остальные потом с ним дружат.

Можно ли свободно дышать и развиваться в городе

Согласно индексу оценки возможностей и свобод муниципального опроса группы «Рейтинг», 3,3 балла среди всех областных центров имеют восемь городов. Запорожье из них — предпоследний в списке, который замыкает Одесса. Приблизительно такое же соотношение сохраняется и по отдельным позициям.

В верхнюю часть рейтинга Запорожье перемещается только по возможности свободно высказывать мысли — положительно оценивают ее 63% горожан, и свободе передвигаться всеми частями города — 73%. То есть митинговать и критиковать власть в Запорожье, похоже, можно, не оглядываясь по сторонам.

42% горожан считают, что дела в их городе идут в правильном направлении. Столько же — что в неправильном.

Согласно результатам исследования Фонда «Демократические инициативы» «Гражданское общество в условиях пандемии COVID-19: как общественные организации справляются с новой реальностью?», проведенного в апреле-мае этого года, уровень общественной активности Украины в целом оценивается как средний. В Запорожье он также находится во второй половине рейтинга.

Меньше активности — меньше преследований и нападений на активистов. Согласно данным докладов Центра гражданских свобод, Центра прав человека ZMINA, а также сообщениям местных СМИ, в Запорожье было зафиксировано три таких случая.

В июле 2017 года на главу организации «Антикорупційний Рух Запоріжжя» Константина Белова напали трое мужчин «спортивного телосложения». Константин связал это с активной критикой подрядчиков, которые строят дороги в Запорожье.

Главу запорожского «Демократического альянса» Сергея Лукина избили в августе 2018 года. До этого пострадавший критиковал в публикациях местную власть, в частности по поводу «экоцида» рыбы и отсутствия борьбы с наркоманией в регионе.

В ночь на 30 января 2020 года неизвестные сожгли машину его однофамильца Андрея Лукина — блогера и гражданского активиста. Угроз или других событий, предшествовавших инциденту, Андрей не помнит. Однако в интервью «Радио Свобода» заявил, что ранее критиковал незаконную торговлю алкоголем, и поджог связывает именно с этим. В тот же день полиция открыла производство по статье 194 УК (умышленное повреждение имущества).

Как настроены запорожцы накануне выборов

ZN.UA

ZN.UA

ZN.UA

Согласно данным опроса Международного республиканского института (IRI), проведенного компанией Info Sapiens, 55% жителей города считают, что Украина выбрала неверный курс (29% — с этим не согласны).

При этом почти половина запорожцев (47%) не поддерживают и направление движения местной власти (42% — готовы идти с ней дальше).

ZN.UA

07_IS_CitySurvey_report_round1_Zaporizhzhia_UA-22.jpg (232 KB)
ZN.UA

ZN.UA

ZN.UA

Однако, как только дело дошло до конкретных фамилий, а точнее — фамилии действующего мэра города, эмоции перевесили рацио — у Владимира Буряка 55% голосов. И, похоже, горожанам в ближайшую пятилетку придется разбираться в своих противоречивых чувствах и доводах. Иначе почему они поддерживают мэра, который ведет их не туда? Тем не менее реальной альтернативы В.Буряку нет: он точно останется мэром. И все партии согласились с этим еще на берегу.

ZN.UA

ZN.UA

ZN.UA

ZN.UA

 

ZN.UA

ZN.UA

ZN.UA

ZN.UA

ZN.UA

ZN.UA

ZN.UA

ZN.UA

ZN.UA

ZN.UA

ZN.UA

ZN.UA

Разве что только лидер «Батьківщини» Юлия Тимошенко традиционно выпала из общей картины. Ее недавний предвыборный визит в Запорожье оставил неизгладимый след в сердцах местных жителей. И не только. Выдвинув для проформы непроходного кандидата в мэры Запорожья, политик-интуит призвала страну к беспощадному местному бунту против политики действующей власти.

Но мы пока не замеряли, что по этому поводу думают запорожцы.

Опрос проведен социологической компанией Info Sapiens по заказу Международного республиканского института (IRI). Данные собирались в городе Запорожье 17–20 сентября 2020 года методом телефонного интервью (CATI). Размер выборки составляет n = 600 постоянных жителей города в возрасте от 18 лет. Выборка является репрезентативной. Статистическая погрешность не превышает 4%.

ZN.UA благодарит наших партнеров: Международный фонд «Відродження», Международный республиканский институт IRI и социологическую компанию Info Sapiens.

ZN.UA

Мы также благодарим за помощь в поиске информации и контактов «Центр прав людини ZMINA», «Громадський рух ЧЕСНО», «Громадянську мережу ОПОРА», проект USAID ПУЛЬС, КИУ, НСЖУ, «Український Журналістський Фонд» и всех, кто разговаривал с нами, помогая складывать пазлы проекта. 

*Материал написан в рамках проекта «Местные выборы-2020. Страна по полочкам», который осуществляется при поддержке Международного фонда «Відродження». Позиция авторов не обязательно совпадает с позицией Международного фонда «Відродження»