В начале 2020 года Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства заявило о своих намерениях поддержать национальных товаропроизводителей путем активизации инструментов торговой защиты, в частности, проведения антидемпинговых расследований. В условиях всеобщего экономического спада и текущих международных трендов подобное внимание Минэкономики к национальным интересам и инструментам торговой защиты объяснимо. Но как быть в ситуации, когда национальные товаропроизводители злоупотребляют своим статусом и инициируют торговые расследования лишь для того, чтобы забрать у иностранных инвесторов долю рынка?
Инструменты торговой защиты: текущие тренды
К инструментам торговой защиты относятся антидемпинговые, антисубсидиционные и защитные (специальные) расследования, основная идея которых заключается в том, чтобы защитить национального товаропроизводителя от недобросовестного и/или чрезмерного импорта иностранной продукции.
Недавнее исследование ВТО показывает, что за период с середины октября 2019-го по середину мая 2020-го в условиях кризиса COVID-19 странами-членами было инициировано 177 торговых расследований и 62 прекращено, всего 239 trade remedy actions (TR-actions).
В исследуемый период, как и в предыдущие годы, наиболее распространенными инструментами торговой защиты остаются антидемпинговые расследования, составляющие 80% от всех инициированных торговых расследований, включая антисубсидиционные и защитные.
По данным ВТО, в Украине за 2019 год было зафиксировано 20 TR-actions, из которых 17 антидемпинговых (восемь инициировано и девять закончено) и три защитных (инициированных); антисубсидиционные расследования не проводились.
Однако в 2020 году в условиях объявленной поддержки Минэкономики ожидаем увеличения числа расследований. Так, за семь месяцев 2020 года зафиксировано уже 16 TR-actions, из которых антидемпинговых — девять (четыре инициировано, пять завершено), антисубсидиционных — одно (не инициировано), защитных — шесть (четыре инициировано, два закончено).
Процедура торговых расследований: три этапа
Условно процедуру проведения торговых расследований можно разделить на три этапа: подача жалобы; начало и проведение расследования; окончательное решение.
На первом этапе национальный товаропроизводитель подает в Минэкономики жалобу, которую в зависимости от вида торгового расследования обосновывает трема ключевыми элементами: недобросовестность/чрезмерность импорта, ущерб для национального бизнеса и причинно-следственная связь между ними.
Ко второму этапу Минэкономики переходит в случае, если жалоба достаточно обоснованна, и Комиссия приняла решение о начале расследования. В ходе расследования заинтересованные стороны регистрируются и подают много позиционных материалов, которые министерство оценивает и готовит предварительные выводы и рекомендации для Комиссии.
Третий завершающий этап предполагает принятие Комиссией окончательного решения на базе окончательных выводов и рекомендаций Минэкономики. На этом этапе Комиссия вправе принять решение о применении мер или об окончании расследования без применения мер.
Национальные интересы: на грани злоупотреблений
Украинские законы, регулирующие процедуру проведения торговых расследований, в первую очередь направлены на защиту национального товаропроизводителя. Поэтому Минэкономики при проведении торговых расследований во многом ориентируется на мнение национальных товаропроизводителей.
Несмотря на такую законодательную поддержку национальных товаропроизводителей, на практике добросовестным иностранным компаниям удается защитить свои интересы, как, например, в рамках антидемпингового расследования против импорта шприцов из Индии, Турции, Китая в 2019 году.
Но ситуация усложняется, когда национальные товаропроизводители, желая вытеснить иностранный бизнес, злоупотребляют своим правом и подают в Минэкономики жалобы с искаженными данными.
Торговыми законами не урегулированы механизмы борьбы с подобными злоупотреблениями, поэтому Минэкономики при необоснованности позиции национального товаропроизводителя вправе (в зависимости от этапа расследования) вернуть жалобу или рекомендовать неприменение мер.
Иностранный бизнес: элементы защиты
Однако «фильтр» в виде Минэкономики не всегда срабатывает надежно, и в условиях злоупотребления национального товаропроизводителя иностранному бизнесу стоит не только рассчитывать на качество своей правовой позиции, но и использовать другие элементы защиты, направленные на неприменение мер.
- Поддержка дипломатических представительств
Одним из основных факторов, которые Минэкономики должно оценить в ходе торговых расследований, является фактор международно-экономических интересов.
Такое особое внимание к международному фактору вызвано тем, что Украина является стороной 16 соглашений о свободной торговле с 46 странами и продолжает выстраивать международные отношения с другими стратегическими партнерами.
Необоснованное применение мер может привести к нарушению условий соглашений, применению зеркальных мер к украинскому товару на экспортных рынках, международным спорам ВТО, которые пока заканчиваются не в пользу Украины: дело DS468 «Украина – специальные меры в отношении легковых автомобилей» в 2015 году и дело DS493 «Украина – антидемпинговые меры в отношении нитрата аммония» в 2019-м.
Поэтому иностранному бизнесу на этапе начала расследования важно не только озвучить международный фактор, но и обратить внимание дипломатов на начатое расследование, ведь, как показывает практика, они не всегда могут быть в курсе происходящего.
Участие дипломатических представительств в торговых расследованиях является хорошим противовесом позиции национального товаропроизводителя и помогает Минэкономики всесторонне оценить последствия от применения мер.
- Участие национальных потребителей
Еще одним немаловажным фактором, который Минэкономики должно учесть, прежде чем принять окончательное решение, является фактор национальных интересов.
Исторически под национальными интересами подразумевают не только интересы национальных товаропроизводителей, но и интересы национальных потребителей. Ведь на внутреннем рынке именно потребители определяют спрос, запускают механизм национального производства и иностранного импорта.
Как показывает практика, интересы товаропроизводителей и потребителей не всегда совпадают, так как первые, преследуя свои бизнес-интересы, могут не учитывать мнение вторых.
Именно поэтому национальные потребители все чаще и чаще вступают в торговые расследования и доносят Минэкономики свою позицию, ведь игнорирование процесса может привести к применению мер и, как следствие, к дефициту товара, росту цен, нарушению здоровой конкуренции, усилению локальной монополии на рынке.
В ходе торговых расследований иностранному бизнесу важно обратить внимание Минэкономики на необходимость оценки не только интересов товаропроизводителей, но и мнения национальных потребителей.
В истории украинского трейда своевременное вмешательство дипломатов и потребителей не раз становилось поводом для пересмотра мнения экспертов Минэкономики и членов Комиссии в пользу неприменения мер. Недавними примерами являются два специальных расследования по удобрениям: азотным и комплексным, которые были прекращены в 2020 году без применения мер.
Если же правовая позиция бессильна, а мнения дипломатов и потребителей для Минэкономики не убедительны, иностранному бизнесу для сохранения места на украинском рынке стоит подумать над добровольными обязательствами.
- Добровольные обязательства
Добровольные обязательства (undertakings) — это определенная форма уступки (как правило, по экспортной цене), на которую иностранные компании могут пойти, чтобы остаться на экспортном рынке и согласовать в Минэкономики приемлемые для себя условия торговли.
По процедуре добровольные обязательства подаются в конце второго этапа расследования — сразу после предварительных выводов Минэкономики, когда настрой ведомства уже понятен, и проходят согласование комиссии на третьем завершающем этапе.
На уровне международного и национального законодательства добровольные обязательства применяются только для антидемпинговых и антисубсидиционных расследований и не предусмотрены для защитных, так как идея первых двух расследований заключается в оценке добросовестности экспортных цен, тогда как в рамках защитного анализируется объем импорта и используются GR-переговоры.
Среди украинских партнеров добровольные обязательства распространены в Европейском Союзе — 11 и США — восемь (известны как suspension agreements), тогда как в Украине на сегодняшний день известно только о двух — в рамках антидемпингового расследования против импорта бесшовных труб из Китая в 2014 году и в рамках антидемпингового расследования против импорта соли кухонной из Беларуси в 2019-м.
Небольшое количество обязательств в Украине объясняется непростой процедурой согласования условий через Минэкономики и инициаторов — национальных товаропроизводителей, которые, как правило, настаивают на невыгодных для экспортера условиях или просто не идут навстречу.
Но, несмотря на такую непопулярность обязательств, иностранному бизнесу не стоит пренебрегать таким элементом защиты, ведь в случае их согласования торговая пошлина к такому иностранному экспортеру не применяется.
***
В условиях недавно объявленного протекционизма национальных интересов ожидаем, что уровень внимания Минэкономики к злоупотреблениям может снизиться, при этом может усилиться давление со стороны национальных товаропроизводителей на иностранный бизнес в виде попыток ввести торговые меры.
Для того чтобы противостоять давлению и злоупотреблениям со стороны национальных товаропроизводителей, иностранному бизнесу не стоит рассчитывать только на объективность Минэкономики и качество своей правовой позиции. Важно воспользоваться всеми допустимыми инструментами украинского трейда, которые помогут доказать добросовестность импорта и предотвратить необоснованное применение торговых мер.