UA / RU
Поддержать ZN.ua

Заостренный взгляд на коррупцию

На последнем мировом антикоррупционном конгрессе все внимание было приковано к деньгам. А точнее, к вопросу о том, как сделать так, чтобы они не решали все и вся в глобализирующемся мире, подменяя собой право.

Автор: Андрей Блинов

На последнем мировом антикоррупционном конгрессе все внимание было приковано к деньгам. А точнее, к вопросу о том, как сделать так, чтобы они не решали все и вся в глобализирующемся мире, подменяя собой право. В этом году особое внимание делегатов, собравшихся в одном из пражских отелей, - к участникам из Украины.

The World Forum on Governance собрался в апреле 2014 г. в Праге по инициативе американского института Brookings Institute в третий раз. В этот раз при поддержке чешской организации с говорящим названием Zaostreno. Дословный перевод на русский - Международный форум управления - не совсем точен. Дело в том, что когда на политкорректном Западе употребляют словосочетание governance problems (проблемы с управлением), имеют в виду коррупцию.

Мир по-прежнему словно разделен на три лагеря. По уровню коррупции. В одних странах коррупция заметна лишь в верховной власти, она направлена на подмену интересов избирателей интересами властной верхушки. В других к ней добавляется еще и бюджетно-коммерческая, возникающая во взаимоотношениях власти и бизнеса, например, при осуществлении государственных закупок и получении квот или лицензий. В третьих ко всем этим "радостям" добавляется еще и бытовая коррупция - она начинается со взяток полицейскому или врачу.

В ходе прений грани между видами коррупции проявились наиболее отчетливо. Так, делегаты из США и старых членов ЕС все пытались нащупать тонкую грань между верховной коррупцией и лоббизмом. Иными словами, где механизм принятия решений на самом высоком уровне еще остается конкурентным и правила заранее известны, а в каких случаях эти принципы нарушаются. Для Запада сегодня ключевым словом является "висслблоуэр", то есть человек, считающий своей гражданской позицией транслировать обществу и уполномоченным органам о случаях нарушения закона в той организации, где он работает. В украинском обществе не до того: нет даже точного перевода этого слова, а привычное "стукач" несет настолько негативный оттенок, что не может быть характеристикой борьбы с коррупцией.

При этом делегаты из Восточной Европы и Азии все больше говорили о коррупции при госзакупках и особенно на бытовом уровне. Попытки кого-либо из западных делегатов заявить, что где-то в развивающемся мире высока бытовая коррупция, чего нет на Западе, тут же порождали контраргумент, что система западных банков и неэффективных санкций позволяет политикам и их приближенным переводить свои коррупционные накопления в офшоры. "Запад - это часть общемировой проблемы, ведь он помогает отмывать коррупционные деньги, в том числе из Украины", - считает бывший заместитель министра юстиции, активист инициативы "Реанимационный пакет реформ" Дмитрий Котляр.

Почему форум прижился в Чехии? Наверное, потому, что СМИ этой страны регулярно сообщают о новых коррупционных скандалах, в которых замешаны видные политики. При этом скандалы не остаются без последствий. Дошло до того, что год назад были задержаны соратники действующего премьер-министра Петра Нечаса, которые были обвинены в коррупции и злоупотреблении госдолжностями. "Без взяток в Чехии невозможно было чего-либо добиться. Украина не уникальна: у нас тоже абсолютно непрозрачна система распределения госзаказов, где все решают связи, коррупция и кумовство", - заявил директор чешского отделения Transparency International Давид Ондрачка. По оценке этой международной организации, почти каждый пятый госзаказ в Чехии оформляется в обход правил. Ущерб для экономики оценивается в 3,5 млрд евро в год.

О том, что коррупция достаточно комфортно существует в западном обществе, говорит и резонансное заявление еврокомиссара по внутренним делам Сесилии Мальстрём. Изучив данные о коррупции в 28 странах - членах Евросоюза, еврочиновник пришла к выводу, что она обходится экономике ЕС ежегодно в 120 млрд евро. Позднее в колонке шведской газеты Goeteborgs-Posten г-жа Мальстрём написала, что "коррупция подрывает доверие к демократическим ценностям и осушает ресурсы легальной экономики".

Чтобы создать рамки для работы антикоррупционных активистов, в ноябре 2011 г. участники первого The World Forum on Governance выработали десять принципов построения эффективных обществ, согласно которым государственное управление должно быть одновременно эффективным и честным. Эти принципы стали ответом на волну протестов, прокатившихся по всему миру. Это не только "арабская весна" и ряд цветных революций и протестных движений в бывшем СССР, но и возникновение консервативно-либертарианского движения в США под названием "Движение чаепития", а также моды на движение Occupy. В основе всех этих протестов - низкий уровень доверия населения своим правителям, подозрения (регулярно подкрепляемые информацией из Интернета) о тотальной коррупции среди топ-чиновников и использовании ими власти исключительно для обогащения собственных семей.

Рецептов борьбы с коррупцией много, но главный и самый эффективный - прозрачность. Инициатива украинских делегатов ввести в практику онлайн-публикацию в Сети трансакций казначейств (кроме операций, связанных с национальной безопасностью) вызвала широкое одобрение, поскольку это позволяет обществу контролировать власть.

Особое внимание делегаты уделили обсуждению методологии новых инструментов, призванных отражать уровень коррупции в мире. Индекс восприятия коррупции, рассчитываемый с 1995 г. Transparency International, остается ключевым. Однако доверие к этому инструменту серьезно подорвал пример Исландии, которая долгое время занимала первые места в рейтинге. После финансового кризиса 2008-го выяснилось, что тамошние банки давно вступили в сговор с несколькими правящими семьями и двумя ключевыми политическими партиями. В результате долг банковской системы кредиторам вшестеро превысил ВВП островного государства. Страна была вынуждена объявить себя банкротом и осудить банкиров.

Форум посетили два топ-политика. Мирча Джоане, румынский сенатор, занявший второе место на президентских выборах в 2009 г., много говорил о том, что точечная борьба с коррупцией обречена на провал. Противодействие коррупции в Румынии, по его словам, ведется по частям, что очень раздражает людей. Пребывание в составе ЕС не позволило Бухаресту существенно улучшить качество корпоративного управления. В результате Румыния находится лишь во второй сотне стран мира по прозрачности публичной политики и системы принятия решений.

Президент Сената Италии Пьетро Грассо прибыл на конференцию с большим кортежем и строгими охранниками. Это неудивительно: Грассо уже несколько десятилетий известен в своей стране как борец с мафией, которая мечтает ему отомстить. В качестве судьи в 1980-х годах он председательствовал на первом массовом суде над сицилийской мафией. "Коррупция - это средства, используемые преступниками для проникновения во внутреннюю работу общества, политики и государственных учреждений", - считает Пьетро Грассо. На его взгляд, борьба с мафией сегодня все больше обретает черты правовых мер против незаконно приобретенных активов. А это породит пересмотр статусов офшоров и исчезновение такого понятия, как банковская тайна, резюмировали делегаты антикоррупционного конгресса.

10 антикоррупционных принципов

(утверждены на The World Forum on Governance)

1. Взяточничество. Получение мзды чиновниками в любой форме и любом размере должно встречать решительное сопротивление. Нации должны разработать и внедрить эффективную и скоординированную антикоррупционную политику, включающую как профилактику таких правонарушений, так и наказание за подобные деяния. Правительства должны гарантировать существование независимых и хорошо финансируемых органов, борющихся с коррупцией.

2. Раскрытие персональных финансовых данных. Политики и государственные служащие должны полностью раскрывать информацию о своих активах, доходах и других финансовых интересах. В отношении топ-чиновников такая информация должна быть доступна общественности посредством Интернета, для остальных - периодически проверяться уполномоченным органом.

3. Система права. Единство полиции, прокуратуры и судебной системы является важнейшим принципом эффективного управления. Никакое лицо не должно иметь иммунитет от расследований по коррупционным делам.

4. Открытое правительство. Каждому правительству следует придерживаться свободы на публичную информацию. Государственные бюджеты должны быть прозрачны и иметь систему онлайн раскрытия данных. Государственные закупки должны предусматривать прозрачные, конкурентные торги в режиме реального времени.

5. Корпорации. Правления компаний должны следовать внутренней политике, предусматривающей полное отсутствие толерантности к коррупции. Причем компании должны требовать придерживаться аналогичной политики от своих поставщиков, агентов и других партнеров.

6. Инвесторы. Инвесторам следует учитывать уровень коррупции в компании и стране при принятии инвестиционных решений. Долгосрочным инвесторам следует мониторить портфолио членов правления инвестируемых компаний на предмет соблюдения динамичной и устойчивой политики и практики, направленной на предотвращение коррупции. Инвесторам следует не реже раза в год раскрывать применяемые ими политики и практики, чтобы (а) мониторить уровни коррупционных рисков компании, куда они инвестируют или намереваются инвестировать; (б) при помощи специальных стюардов передавать лучшие антикоррупционные практики в инвестируемые компании.

7. Финансирование кампаний. Любые формы общественно-политических кампаний и финансирования политических партий должны быть прозрачны, в том числе должна быть доступна широкой публике информация о прямых и косвенных взносах в кампанию, а также интересах третьих лиц. Государства должны криминализировать официальные предложения от отдельных лиц, которые могут классифицироваться как "услуга за услугу".

8. Лоббизм. Услуги по профессиональному лоббированию должны подлежать регистрации и полному раскрытию информации об обращении таких лоббистов к политикам или чиновникам. Подарки государственным чиновникам от лоббистов должны быть полностью запрещены.

9. Висслблоуэры. Люди, занимающиеся разоблачением преступлений, совершаемых по месту их работы, должны иметь защиту от возможного возмездия со стороны разоблачаемых. Также они должны иметь доступ к независимому государственному органу, который должен выяснить, насколько справедливы обвинения виссблоуэра, и иметь возможность организовывать публичные слушания и обращаться в суд.

10. Неправительственные организации и медиа. Свобода слова и собраний должна быть основой для деятельности таких организаций. Именно они призваны выступать общественным контролером за тем, как компании и инвесторы внедряют антикоррупционные принципы.