UA / RU
Поддержать ZN.ua

Выжить на 3500 гривен

Как живут 11,5 миллиона украинских пенсионеров

Автор: Андрей Ревенко

В Украине более четверти населения — пенсионеры. Большинство из них живут в сложных материальных условиях. Но это далеко не однородная часть населения по размерам и категориям получаемых пенсий, социально-демографическим группам, величине и структуре расходов. От судей с пожизненным содержанием свыше 50 тыс. грн до не имеющих достаточного стажа получателей социальных пенсий в 1786 грн. Вот только судей-пенсионеров в Украине чуть больше трех с половиной тысяч, а получателей социальных пенсий — в двадцать раз больше. Мы постараемся объяснить, почему при огромном бюджете Пенсионного фонда в 490 млрд грн средняя пенсия не превышает 3,5 тыс., а сами пенсионеры остаются наименее защищенными гражданами Украины.

Наиболее полными данными о пенсионерах располагают Пенсионный фонд Украины и Госстат. Увы, несмотря на соглашение об обмене информацией между госорганами, их информация все еще разобщена, требует новых подходов, и до многих данных сложно, а то и просто невозможно добраться.

На 1 января 2020 года в Украине было 11335 тысяч пенсионеров, из них 4362 тысячи мужчин (38,5%) и в 1,6 раза больше женщин — 6973 тысячи (61,5%).

Средний размер назначенных (получаемых) пенсий составлял 3083 грн в месяц. У мужчин средняя пенсия 3851 грн, что существенно, почти в полтора раза (148,0%), больше, чем у женщин, которые получают в среднем только 2602 грн (см. рис. 1). Отметим, что по среднегодовой зарплате эти гендерные различия меньше — 129,5%.

Очень важно рассчитываемое Госстатом соотношение между средней пенсией и средней зарплатой. За последние 15 лет оно значительно менялось. С 2006-го по 2011-й пенсии (без военных и силовиков) в среднем были чуть больше половины зарплаты — 50,7%. С тех пор это соотношение неуклонно снижалось: 46,1% в среднем за 2012–2015 годы, 36,2% в среднем за 2016–2018 годы. А поскольку пару лет при премьер-министре А.Яценюке индексация пенсий не проводилась, оно резко упало до 28,3% на начало 2020-го (см. рис. 2). С проведенными в прошлом и этом годах индексациями соотношение может измениться лишь на десятые процента.

Пенсии у нас разделяются на шесть категорий. Пропорции получающих их пенсионеров более-менее стабильны. На начало 2021 года пенсии получали: по возрасту — 74,8%, инвалидности — 13,3, потере кормильца — 5,8, по выслуге лет — 5,4 (из них две трети военные), социальные — 0,7%. И отдельно пожизненные пенсии судьям — порядка 3 тысяч лиц (0,03%).

Размеры ежемесячных пенсий по этим категориям на 1 января 2021 года по отношению к средней в 3508 грн составляли: по возрасту — 101%, инвалидности — 82, потере кормильца — 93, по выслуге лет — 136, социальные — 51%. У работающих пенсионеров — 102% от средней пенсии. А шикуют лишь 3538 судей, у которых пожизненные пенсии почти в 20 раз (1937%) выше — 67961 грн. И если за прошлый год у всех пенсионеров средние пенсии увеличились на 425 грн, то у судей — на более чем 22 тысячи (см. табл. 1 и рис. 3).

Представление об условиях жизни большей части неработающих пенсионеров дают материалы проводимых по евростатовской методологии выборочных обследований домохозяйств Госстата. Это как семьи пенсионеров из двух лиц, так и одиночки. Обе группы находятся в наиболее сложных материально-бытовых условиях и включают 5,3 миллиона человек — это половина неработающих пенсионеров.

Семьи пенсионеров — это более «молодые» супружеские пары, одинокие — лица более старших возрастных групп, преимущественно женщины. Остальная часть пенсионеров старше трудоспособного возраста живут вместе с детьми или в семьях с работающими лицами, — это тоже около 5 миллионов. А 2,6 миллиона пенсионеров продолжают работать. Эти группы живут чуть лучше, хотя все равно в большинстве довольно скромно. На рис. 4 видна разница пенсионных выплат в разных областях Украины, лидируют, конечно, финансовые и промышленные регионы, в которых выше уровень зарплат, и индексация пенсий приносит пенсионерам большее увеличение выплат.

Доходы

По методологии Госстата учитываются совокупные — денежные и неденежные — доходы. Они в 2019 году (самые свежие данные) составляли 4567 грн на одного пенсионера в месяц (или 150 грн в день). Из них 4093 грн (89,6%) — это денежные доходы, в которых, естественно, основную часть формируют пенсии, в среднем 2689 грн (58,9%). В семьях из двух пенсионеров пенсии немного выше — 2868 грн на человека, а у одиночек пониже — 2510 грн. И прожить только на пенсию крайне сложно, хотя примерно у 90% она и выше нашего нищенского прожиточного минимума. Второй по значимости компонент их денежных доходов, требующий пояснений, — оплата труда: 708 грн (15,5%) на человека в семьях из двух человек и намного меньше у одиночек — 496 грн (10,5%). Работающие пенсионеры не должны попадать в эту категорию. Но годовая публикация базируется на данных в целом за год. Поэтому у лиц, которые еще какое-то время работали с начала года, а к концу года перестали работать, в доходах учитывалась зарплата. В них также входит денежная помощь от родственников, проценты по вкладам, а в селах еще и продажа сельхозпродуктов — картофеля, овощей, фруктов, яиц, меда, молочных продуктов с личных подсобных хозяйств. Но в целом, как видим, кроме пенсии, немного. Неденежные доходы — это в основном денежная оценка тех же потребленных продуктов: 8,3% в семьях из двух пенсионеров и 12,1% у одиночек. Также к доходам нужно добавить льготы и субсидии, в основном по ЖКХ. В семьях из двух человек поменьше — по 87 грн на человека (всего 2,2% доходов), а у более бедных одиночек больше — 250 грн, или 6,2% доходов.

Доходы у этих двух групп пенсионеров превышают расходы в среднем на 25,6% в семьях из двух человек и на 18,0% — из одного. Это позволяет делать совсем скромные сбережения на худшие времена, медицинскую помощь, неизбежные ритуальные расходы и проч.

Расходы

В расходах пенсионеров без затрат на приобретение продуктов питания и оплату жилищно-коммунальных услуг, как и у всех граждан, обойтись нельзя. Все остальные расходы приходится урезать (см. табл. 2 и рис. 5). Понятно, что в этих двух группах нет расходов на образование. У них намного меньше доля расходов на связь, транспорт, культуру, питание вне дома. А вот расходы на здравоохранение — третий по значимости компонент, естественно, он выше, чем у всего населения (7,1% по двум группам и 4,3% по всему населению).

Практически все пенсионеры этих двух групп имеют необходимую для современного человека бытовую технику, но приобретенную более десяти лет назад, то есть еще в допенсионные времена. Мобильные телефоны тоже есть во всех семьях из двух человек, но среди одиноких стариков, в основном женщин, живущих в сельской местности, около 10% мобильной связью не пользуются.

В семьях из двух пенсионеров автомобили есть у 21%, а у одиноких — только у 2,8%. Естественно, подавляющая часть этих автомобилей в эксплуатации тоже свыше десяти лет. И у пенсионеров-автомобилистов выше расходы на транспорт (238 грн против 51). Также семьи из двух пенсионеров больше тратят на алкоголь и табачные изделия. Впрочем, даже эти «дополнительные» затраты покажутся рядовому читателю удручающе низкими, ведь речь идет о без малого двух сотнях гривен в месяц.

Показательно, что, по самооценкам домохозяйств, в случае значительного увеличения их доходов они бы тратили больше средств в первую очередь на лечение: в 61,3% семей из двух и в 64,6% — из одного пенсионера. А на второй приоритет — улучшение жилищных условий, было бы израсходовано во много раз меньше — 6,4 и 8,5% соответственно.

Все приводимые выше данные о доходах и расходах относятся к 2019 году. Конечно, по пенсионерам была бы нужна и поквартальная информация текущего года. Тем более что ПФУ публикует форму 5-ПФ о численности всех пенсионеров и их пенсиях на начало каждого квартала года. А департамент домохозяйств Госстата тоже публикует в электронной версии информацию за первый квартал, полугодие, девять месяцев и за год. И было бы более чем оправдано включать в нее еще и имеющиеся данные о доходах и расходах пенсионеров.

О чем нам говорят приведенные цифры? Прежде всего о коллапсе нашей пенсионной системы, которая, требуя сотен миллиардов гривен, не в состоянии гарантировать защищенность миллионам украинцев. О том, что большинство из них живут за чертой бедности, и только неадекватно низкий прожиточный минимум в 1769 грн не позволяет им пересечь эту черту официально. О том, что качество жизни большинства работающих украинцев резко и сразу снижается в момент выхода на пенсию. О том, что зачастую у украинцев нет достаточных накоплений для безбедной старости, как нет и пассивного дохода, который бы позволил на пенсии жить, а не выживать. И очень хотелось бы, чтобы данными цифрами и показателями живо интересовались не только в Пенсионном фонде или Госстате, но и в Министерстве социальной политики, ища комплексное решение для проблемы тотальной бедности среди пожилых украинцев.

Больше статей Андрея Ревенко читайте по ссылке.