На прошлой неделе ZN.UA опубликовало комментарии заместителя торгового представителя Соединенных Штатов, посла США при Всемирной торговой организации Майкла ПУНКЕ (Michael Punke) по поводу инициированного в прошлом году официальным Киевом обращения к странам - членам Всемирной торговой организации с предложением пересмотреть максимальные ставки таможенных пошлин на более чем 370 видов товаров, что вызвало "серьезную обеспокоенность" торговых партнеров, в частности Соединенных Штатов и Евросоюза.
Следует отметить, что полученные редакцией нашего еженедельника ответы господина Пунке оказались довольно жесткими и прямолинейными, в связи с чем мы обратились в Министерство экономического развития и торговли с предложением изложить собственную позицию по этому поводу.
Сегодня ZN.UA предлагает вниманию своих читателей ответы на отосланные нами вопросы правительственного уполномоченного по вопросам европейской интеграции Валерия ПЯТНИЦКОГО.
- Что вы можете сказать по поводу заявления посла США во Всемирной торговой организации, что Украина действует как настоящий возмутитель спокойствия в ВТО, поскольку, в частности, "статья 28 совсем не предназначена, чтобы ею пользовались для более широкого пересмотра обязательств, взятых страной-членом при вступлении в ВТО, способом, который, по сути, нарушает баланс тарифных уступок". Кроме того, как было отмечено, "стремление Украины сделать это может нанести вред условиям торговли для всех нас".
- Украина действует как суверенное государство - член международной организации, регулирующей 95% мировой торговли. Статья XXVIII появилась в ГАТТ еще в 50-е годы прошлого века. Со временем она была уточнена, были расширены и уточнены специальные регламентные процедуры по ее применению, которыми руководствуются все страны-члены в случае использования этой статьи. Она не содержит никаких требований или ограничений относительно количества тарифных линий, которые можно пересматривать.
История применения статьи знает случаи пересмотра нескольких, десятков, сотен тарифных линий или даже целых тарифных расписаний. США как раз из тех стран, которые неоднократно пользовались статьей и резервируют право на пересмотр практически каждый трехлетний период. Следовательно, то, что делает Украина, является нормальным применением норм ВТО для осуществления своей торговой политики.
Вероятно, это нарушает чей-то устоявшийся комфорт и обычный порядок вещей, который прикрывают термином "предсказуемость". ВТО погибнет, если будет наложено вето на изменения. К тому же не следует забывать, что ВТО - это прежде всего форум для переговоров, а не суд или собрание возмущенной общественности для поиска и назначения "виновных", "врагов" или "чужеземцев" (понаехали тут всякие!). Итак, воспользуемся основоположной функцией ВТО - проведем переговоры. Украине отказывают в этом? Или нам присылают сигнал - у вас есть права, но вы ими не пользуйтесь, потому что нам это не нравится. Уже на протяжении многих месяцев идут разговоры о "системной обеспокоенности" относительно последствий для многосторонней системы ВТО.
На вопрос, какие именно последствия применения одного из легитимных инструментов ВТО беспокоят страны-членов, мы ни конкретного ответа, ни объяснений так и не услышали, кроме того, что шаг Украины вызовет серьезные многосторонние и двусторонние последствия (с негативным подтекстом?). Но переговоры всегда нужны там, где хотят услышать, понять и достичь компромисса. В противном случае прибегают к политике давления. Но что является большей угрозой для системы, построенной на правилах, - давление и запугивание или уважение прав всех сторон и поиск компромисса?
- Насколько обоснованным, на ваш взгляд, является заявление, что потенциальными последствиями этого может быть то, что американские и другие компании просто не будут готовы инвестировать при подобном климате, предпочитая инвестирование в тех странах, где правительства четко соблюдают правила открытого рынка?
-Украина уже много лет соблюдает правила открытого рынка. И упрекнуть нас здесь не может ни одна страна, даже Соединенные Штаты. А выбор компаний, где инвестировать, вряд ли зависит от того, что относительно применения какой-то статьи ГАТТ отдельной страной сегодня идет дискуссия в Женеве. Неужели есть кто-то такой наивный, кто считает, что американские автомобилестроительные компании заберут свои инвестиции, например, из Китая, если последний воспользуется статьей XXVIII ГАТТ? Очевидно, компании больше интересует возможность получения наибольшей прибыли. В ином случае более "спокойно" и "предсказуемо" инвестировать у себя дома. Времена изменились, и мир уже живет глобальными проектами, которые бывает сложно приписать только одной стране.
- Господин Пунке заявил, что Соединенные Штаты вслед за Евросоюзом собираются требовать полной компенсации от Украины, причем "потенциально Соединенным Штатам будет полагаться компенсация по более чем 150 тарифным линиям". Как вы можете это прокомментировать?
-Вопрос так называемой компенсации - вопрос двусторонних переговоров и связан с возможным сокращением торговли вследствие перехода к модифицированным уровням связанных тарифов на отдельные товары. В случае, если страна не торгует определенным товаром, то о какой компенсации может идти речь? То есть желание США получить компенсацию по 150 тарифным линиям должно быть подтверждено реальными объемами торговли.
- Собирается ли Украина изменить свою позицию в нотификации с учетом вышесказанного?
-Изменить позицию в нотификации невозможно - это уже официально вышедший документ. Дальше все решается в процессе переговоров и консультаций. Украина здесь уже не одна, а будет работать с тремя десятками партнеров. Будут ли они проводить переговоры или же откажутся от них, им все равно теперь также придется взвешивать свои шаги и учитывать последствия для системы в случае отказа от переговоров или разных других аспектов, которые могут действительно поставить всю систему правил и принципов ВТО под угрозу.
- Как заявил американский посол по поводу намерений создать ЗСТ между США и ЕС, "американские соглашения о свободной торговле, благодаря всеохватывающему устранению таможенных пошлин и широте обязательств, по нашему мнению, предоставляют значительные выгоды нашим партнерам, в том числе и в форме стимулирования экономического роста". Полностью ли вы разделяете эту точку зрения?
-Не могу не согласиться со словами господина посла относительно ЗСТ между США и ЕС, что настоящее соглашение снимет таможенные барьеры, будет всеобъемлющим и предоставит значительные выгоды партнерам, и будет стимулировать рост. Только хочу подчеркнуть, что ЗСТ - это формат преференциальной торговли, являющийся определенным исключением из основоположных принципов ВТО (хотя и строится на нормах и положениях ВТО). Создание преференциальной зоны такими двумя партнерами, с такими объемами товарооборота, составляющего ежедневно миллиарды долларов, - это тектонический сдвиг в системе торговли. Вместе с тем это обострение конкуренции на рынках ЕС и США для других стран, прежде всего развивающихся и, как следствие, их вытеснение с этих крупных рынков. Потенциально это новые правила ВТО+, которые, не исключаю, со временем распространятся и на остальной мир. Поэтому сегодня более важно всем членам ВТО сконцентрировать внимание именно на таких глобальных процессах, и Украина должна действовать на опережение, приспосабливая свою торговую политику к новым вызовам.
- Как бы вы прокомментировали заявление господина Пунке, что существование антидемпинговой маржи, действующей сейчас относительно украинских товаров, в основном обусловлено тем, что "украинские экспортеры просто отказываются принимать участие в этих процедурах, которые могли бы напрямую решить их проблемы"?
-Сегодня мы имеем довольно печальную статистику применения Соединенными Штатами антидемпинговых мер по украинским товарам.
По состоянию на март 2013 г. в США действуют семь антидемпинговых мер по импорту из Украины стальных арматурных прутков, карбамида сухого, нитрата аммония, проката горячекатаного стального и изделий из него, прутка и проволоки из углеродистой и некоторых видов легированной стали, некоторых изделий из обрезного углеродистого проката плоского и ферросиликомарганца с объемами поставок до применения мер свыше 350 млн долл. США.
"Самая старая" из этих мер действует с 1986 г., "самая молодая" - с 2001-го. При этом уровень антидемпинговых таможенных пошлин составляет от 41 до 237%. То есть на десятки тарифных линий установлен запретный уровень таможенных пошлин, что привело к сворачиванию на десятки лет украинского экспорта. Время от времени украинские компании принимают участие в пересмотрах, но у американской стороны всегда находятся основания продлить действие мер. А требование обеспечить поставки на американский рынок с уплатой антидемпинговых таможенных пошлин для того, чтобы пересмотр имел хоть какие-то шансы на успех, вообще является весьма сомнительным как с точки зрения соответствия нормам ВТО, так и с точки зрения обычной коммерческой логики - какой бизнес будет платить 100–200% сверх цены поставки, не имея после этого ни единого шанса реализовать такой дорогой товар. То есть очень "прозрачно" и "предсказуемо" - антидемпинговые меры навсегда!