Полномасштабное вторжение РФ в Украину заставило словосочетание «житница Европы» звучать абсолютно по-новому. Миллионы тонн зерна в украинских портах, вселенский страх, что мир накроет голод, заставили отбросить в сторону изысканные формулировки и прибегнуть к сухому языку цифр. Нужно же, наконец, понять, сколько людей в мире кормит Украина, чем кормит, насколько мир заинтересован в возобновлении экспорта из Украины. А также кто от кого зависит — мир от Украины или наоборот? И, наконец, главное: в гонке за призовое место в обеспечении мира продуктами не забудет ли Украина накормить своих граждан.
О новых достижениях по количеству отгруженной кукурузы на внешние рынки трейдеры собирались писать книгу рекордов еще в январе 2022-го. Кроме того, Украина обеспечивает 10% мирового экспорта пшеницы, имеет хорошие позиции по ячменю. Еще мы №1 в мире по объемам поставок подсолнечного масла. Это, наверное, и все основные украинские продукты к глобальному столу. Правда, из этих нескольких позиций сложно организовать банкет. Более того, даже полноценный рацион сбалансированного питания не составишь. Но обо всем по порядку.
Пшеничная история
ZN.UA уже рассказывало, что трейдеры активно вывозят стратегические зерновые из Украины обычно в первой половине сезона. В прошлом году еще возникла горячая перепалка из-за продовольственной пшеницы между экспортерами и пекарями. Во второй половине сезона вывоз пшеницы из Украины традиционно идет на спад.
Очевидно и то, что на фоне эпидемии COVID-19 страны-импортеры пытались накопить огромные запасы зерна и будут продолжать такую практику. Китай последние два года только то и делал, что скупал пшеницу, потому что кто его знает, какие потрясения ожидают планету впереди.
В целом есть более 30 нетто-импортеров пшеницы, зависимых от двух стран — Украины и РФ. Интересный момент. Вы обратили внимание, что ни одна из стран, которые до 24 февраля активно покупали зерно в Украине, не начала выступать с протестами против войны или с чем-то другим, а тихонько поехала в другие государства договариваться.
Показательный пример — стремительный выход на внешние рынки Индии, которая выручила многих. В 2019/2020 маркетинговом году Индия продала за пределы страны всего около полмиллиона тонн пшеницы. А уже в сезоне 2021/2022 экспорт пшеницы из Индии оценивается на уровне 10 млн тонн.
Правда, в середине мая власть Индии подумала-подумала, да и запретила экспорт. Во-первых, надо посчитать, чтобы самим хватило. Смекнули, что это шанс дополнительно заработать и ряд других вопросов решить. В частности, Индия договаривается c Индонезией о встречных поставках продовольствия.
Можно даже не обращаться к мольфарам, чтобы прийти к выводу, что большинство стран, которые обычно импортируют из Украины, найдут другие источники пополнения закромов. Так, Египет — крупнейший мировой импортер пшеницы — будет «пастись» в Индии и Аргентине.
Как там говорят, что и надо было доказать. При глобальном производстве пшеницы 770–780 млн тонн в год и торговле в объеме свыше 200 млн украинские два десятка миллионов выглядят более чем скромно. Вывозом пшеницы больше озабочены сами украинцы, которые на волне страха из-за войны боятся, чтобы не опустели полки магазинов.
По данным Государственной таможенной службы, Украина в 2021/2022 маркетинговом году (по состоянию на 10 июня) экспортировала свыше 47 млн тонн зерновых. В частности, пшеницы продали 18,6 млн тонн, кукурузы — 22,6 млн, ячменя — 5,7 млн, ржи — 161,5 тыс. тонн.
Отметим, что в предыдущем 2020/2021 маркетинговом году Украина продала внешним потребителям 44,7 млн тонн зерна, из них пшеницы — 16,6 млн тонн.
Сейчас экспорта пшеницы практически нет. За десять дней июня трейдеры смогли отгрузить на внешние рынки 372 тыс. тонн, из них пшеницы — 28 тыс., кукурузы — 332 тыс. тонн.
Относительно нового сезона экспортные прогнозы осторожно пессимистичные — 9–10 млн тонн. Проблемы портов сейчас не решены, пути через порты Балтии, по железной дороге, автотранспортом просматриваются, но по сравнению с морскими маршрутами напоминают ручейки.
История другая — кукурузная
Приблизительно такая же каша заваривается в сегменте кукурузы. Один из крупнейших импортеров — Китай — уже договорился с Бразилией. Мир не стал ждать, пока разблокируют порты или закончится война. Страны-импортеры начали искать альтернативные источники для удовлетворения спроса своих рынков.
В это трудно поверить, но каких-то 15 лет назад Украина вообще отсутствовала в рейтинге поставщиков кукурузы, и ничего. Население планеты увеличивалось, так что все больше ощущалась потребность в продовольствии. Но мир существовал, торговал.
Заявления о голоде, кризисе и дальше по тексту — это заявления. Мир не может ждать: возникнут новые договоренности, соглашения, цепи логистики. Возвращать место под солнцем всегда труднее, чем просто удерживать его. Украине с общим экспортом 67 млрд долл. по результатам 2021 года терять аграрные медали никак нельзя. В переводе — речь идет о сотнях миллионов долларов, вложенных в элеваторы, портовую инфраструктуру, обновление технического парка хозяйств.
Что еще существенно — немалая копеечка в казну. В прошлом году аграрный экспорт принес почти 28 млрд долл. Сейчас все выглядит неопределенно. Поэтому, если разговоры ООН и ФАО о мировом голоде из-за заблокированных украинских портов могут остановить войну, то надо об этом говорить в режиме 24/7.
Еще одна история — масличная
Война остановила экспорт подсолнечного масла. Импортеры начали переходить на альтернативу — пальму и сою.
Чтобы сильно не углубляться в тему, заметим: глобальный сектор растительных масел тоже переобувается, как солдаты на марше.
Несколько слов о рапсе, потому что Украина является третьем в мире экспортером, а еще это первая культура для сбора, обеспечивавшая в мирные времена первые деньги аграрию. Канада и Австралия в теории могут компенсировать потенциальное сокращение экспорта украинского рапса. Но это покажет сезон 2022/2023, потому что весь прошлогодний урожай вывезли буквально за несколько месяцев. Цены на рапс зашкаливали, отечественные маслоперерабатывающие заводы отступили перед нажимом иностранных покупателей.
Посмотрим, какой будет отгрузка рапса в сезоне 2022/2023. Принимая во внимание заявления США и ЕС об обустройстве временных хранилищ на границе Украины с Польшей, появляются новые сценарии экспорта из Украины.
Сказка о голоде
Будем откровенными: до начала полномасштабного вторжения РФ в Украину мир испытывал, причем не один год, проблемы с достаточным количеством продовольствия. Причем число тех, кто страдает от неполноценного питания, у разных международных институтов разное.
По оценкам ФАО (Food and Agricultural Organization), в 2022 году до 181 миллиона человек могут столкнуться с обострением уровня продовольственной безопасности. Международный комитет Красного Креста говорит, что более 346 миллионов жителей Африки страдают из-за нехватки продовольствия.
Если война затянется, то количество недоедающих людей во всем мире может увеличиться на 8–13 миллионов в 2022–2023 годах, причем наиболее выраженный рост будет в Азиатско-Тихоокеанском регионе, за которым идут страны Африки на юг от Сахары, а потом Ближняя Восточная и Северная Африка.
Основная причина продовольственных кризисов — это конфликты. Добавим сюда участившиеся климатические потрясения. Постоянные ураганы, циклоны, наводнения, засухи, пожары влекут за собой разрушения фермерских хозяйств, сокращение локального производства, и вот уже у миллионов людей проблемы с продовольствием.
Директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли считает, что сейчас ситуация намного хуже, чем во время «арабской весны» 2011 года и продовольственного кризиса 2007–2008 годов, когда политические волнения, беспорядки и протесты сотрясали 48 стран.
Не исключено, что высокая активность и заинтересованность ООН и ФАО в истории о «планетарном голоде» обусловлены тем, что система поставок была налажена и отработана. Более того, цена украинской пшеницы вполне устраивала всех участников процесса. Еще и затраты на транспортировку были сравнительно низкие благодаря физической близости стран к бассейну Черного моря.
Сейчас международные организации выступают с неутешительными прогнозами о приближении новых многочисленных продовольственных кризисов. Это означает две вещи: 1) цены будут расти; 2) перебои с поставками продуктов возможны.
Согласно индексу продовольственных цен ФАО, котировки на основные продукты почти непрерывно росли со второй половины 2020 года. Эта тенденция достигла апогея в марте 2022-го, когда глобальные цены побили исторический рекорд. Хотя цены и снизились на протяжении апреля-мая, но остаются высокими. И ситуация из-за войны очень неопределенная.
На протяжении 2021 года глобальные цены на пшеницу и ячмень выросли на треть, подкрепляясь сильным мировым спросом и ограниченным экспортом из-за сокращения производства в ряде стран — экспортеров пшеницы и ячменя. А вот в сегменте рапсового и подсолнечного масла годовой рост цен, зарегистрированный в 2021 году, составил 65 и 63%.
Усиливает глобальную панику ограничение экспорта на уровне отдельных стран. За последние месяцы список тех, кто ставит на первое место собственного потребителя, расширяется. В переводе на простой язык это означает — времена дешевого продовольствия закончились. В том числе в Украине.
Накормить бы себя
Пока Украина продолжает искать возможности разблокировать порты и организовать новые маршруты поставок зерна на внешние рынки, чтобы накормить население планеты, рядовые украинцы, высунув язык, ищут (не поверите!) гречку, причем вынуждены покупать иностранную крупу по 80–90 грн за килограмм, потому что своей почему-то не хватает. Согласитесь, на фоне заявлений, что мы кормим мир, звучит как издевательство.
Однако это еще полбеды. Не лишним будет вспомнить, что, несмотря на гигантский прошлогодний урожай, с учетом низкого качества собранной пшеницы и быстрых темпов импорта именно пшеницы продовольственного сорта еще осенью 2021-го прогнозировали, что о дешевом хлебе для украинцев можно забыть, потому что печь его все равно придется из импортной муки. И это не странно.
Ведь если общий вал продовольственной пшеницы урожая 2021 года составил 13 млн тонн, то уже по состоянию на 20 октября 2021 года 10 млн тонн этой качественной пшеницы, пригодной для выпечки хлеба, покинули пределы Украины. Почему? Потому что квота на экспорт была установлена в 25 млн тонн, но почему-то без распределения пшеницы на продовольственную и фуражную. Можно себе представить, из чего придется печь хлеб для граждан Украины, если и в дальнейшем приоритетной задачей «житницы Европы» будет стремление накормить население всей планеты.
Между тем аграрии Одесской области, несмотря на войну и прилеты ракет, уже вышли в поля собирать ячмень. Понятно, что посеяли меньше. Ясно, что часть полей утрачена, а часть просто нашпигована металлом. Но даже на страшном фоне войны перспективы по урожаю неплохие. Еще бы вдобавок к этому — победа!
Больше статей Ларисы Гук и Сергей Следзя читайте по ссылкам.