UA / RU
Поддержать ZN.ua

В борьбе с коррупцией Украина балансирует между американскими стандартами и местными реалиями

Борьба с коррупцией является одним из ключевых направлений для программ международного финансирования, которое Украина получает из США, ЕС и Канады. Вот только даже самый тщательный контроль расходования выделенных средств не гарантирует достижения запланированных целей проекта.

Автор: Анна Вехалевская

Борьба с коррупцией является одним из ключевых направлений для программ международного финансирования, которое Украина получает из США, ЕС и Канады. Средства поступают на конкретные проекты по реформированию законодательства, повышению прозрачности государственной деятельности, созданию антикоррупционных институтов. Многие из них реализуются по программам безвозмездной международной технической помощи (МТП).

Первые подобные программы стартовали в Украине в середине 90-х годов прошлого столетия, и за это время, по оценкам экспертов, на них было выделено более 500 млн долл. Основными спонсорами борьбы с коррупцией выступают государственные агентства США - Госдеп, Агентство по международному развитию (USAID) и Корпорация "Вызовы тысячелетия" (Millennium Challenge Corporation, MCC). Одним из успешных примеров МТП стала программа Threshold, благодаря которой в Украине появилась система внешнего независимого оценивания, призванная снизить коррупцию при поступлении в вузы. На ее внедрение USAID в течение 2006-2009 гг. выделило 45 млн долл.

Сегодня флагманом международной поддержки борьбы с коррупцией в Украине является программа TAPAS - "Прозрачность и подотчетность в государственном администрировании и услугах". Этот проект продлится с 2016-го по 2021 г. Его основными донорами являются все то же USAID и UK aid (Департамент международного развития Великобритании). За пять лет на борьбу с коррупцией при оказании госуслуг Украина получит 19 млн долл.

Сама программа TAPAS не так известна, как одно из ее основных направлений - перевод госзакупок по всей стране в электронную форму. Для этого на регулярной основе проводятся тренинги, готовящие госслужащих к использованию при госзакупках автоматизированных процедур. Другим инструментом является поддержка платформы электронных государственных закупок ProZorro, которая стала обязательной к применению для всех государственных заказчиков при закупках товаров от 200 тыс. грн и услуг от 1,5 млн грн. К слову, в США, финансирующих перевод госзакупок в Сеть, система онлайн-тендеров используется на все закупки свыше 150 тыс. долл. А закупки начиная с 3,5 тыс. долл. уже требуют соблюдения скрупулезной процедуры отбора поставщика.

Следующим шагом международной технической помощи Украине в борьбе с коррупцией станет проект поддержки социальным институтам, лидирующим в этой сфере. На содействие государственным и негосударственным институтам, продемонстрировавшим свою приверженность борьбе с коррупцией, иностранные доноры предварительно выделяют 20 млн долл. Сейчас проходит отбор исполнителя этого проекта.

И здесь очень важно не ошибиться с выбором. Поскольку программы американской международной помощи предполагают возврат всей суммы, израсходованной нецелевым образом, в случае обнаружения нецелевого использования средств. Под это определение в Америке подпадают некоторые необходимые, с нашей точки зрения, расходы. Например, табу является приобретение какого-либо алкоголя. И совершенно неважно, с какой целью он покупался - пусть даже для празднования удачных результатов проекта. Сюда же относятся любые подарки и все расходы, которые можно классифицировать как расходование средств в личных целях. Даже коробка конфет за два доллара подрядчику, с которым проект работает, или химчистка костюма руководителя перед важной встречей являются нарушением. Особое внимание уделяется возможным конфликтам интересов при закупках. Любое личное знакомство заказчика с подрядчиком, даже если оно принесло скидку, считается неприемлемым.

Механизм отбора сам по себе является эффективным инструментом контроля. Исполнители проектов американской техпомощи, получающие более 750 тыс. долл., должны ежегодно проходить аудит по стандартам США. Поэтому проекты чаще всего достаются именно американским и международным некоммерческим организациям, а не местным НПО или госорганам страны-реципиента.

Вот только даже самый тщательный контроль расходования выделенных средств не гарантирует достижения запланированных целей проекта. Для тех же электронных закупок можно приобрести необходимое программное обеспечение, выбрав лучшую систему по самой честной цене. Но где гарантия, что госслужащие смогут и будут ее использовать? В рамках проекта для чиновников можно организовать тренинги без алкоголя и излишеств. Но значит ли это, что все госслужащие придут на тренинг и будут его слушать?