Когда на различных телевизионных ток-шоу или даже в среде экспертов возникает дискуссия о плюсах и минусах будущего Соглашения между Украиной и ЕС «О зоне свободной торговли», как правило, речь идет о количественных показателях, закрепленных в документах. В недавнем интервью ZN.UA с уполномоченным правительства Украины по вопросам европейской интеграции Валерием Пятницким, возможно, впервые подробно освещены положения будущего соглашения, которые дают возможность назвать его цивилизационным. К ним, в частности, относятся разделы «О торговле и устойчивом развитии» и «Транспарентность». В связи с этим необходимо подробнее остановиться на том, что такое «устойчивое развитие» и «транспарентность» в европейском понимании, да и вообще в понимании стран, относящихся к развитым.
Термин «устойчивое развитие» происходит от английского термина «sustainable development», впервые использованного так называемой комиссией Брундтланд в начале 80-х годов прошлого столетия. Эта Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавляла министр окружающей среды, а затем премьер-министр Норвегии Г.Брундтланд, была созвана в 1983 году «по поводу быстрого ухудшения состояния окружающей среды, человека, природных ресурсов и последствий ухудшения экономического и социального развития».
Комиссия Брундтланд ввела этот термин, чтобы с его помощью обозначить развитие для «удовлетворения потребностей нынешнего времени, которое не подрывает способность будущих поколений удовлетворить свои собственные потребности».
Первоначально принцип устойчивого развития был закреплен как экологическая составляющая во многих многосторонних международных документах и внутригосударственных законодательных актах. Однако очень скоро в кругах, принимающих политические решения, была сформирована триединая составляющая этого термина: экономическая, социальная и экологическая.
С точки зрения экономической составляющей, устойчивость может быть слабой. В этом случае природный и производственный капитал не должен уменьшаться. Сильная устойчивость требует, чтобы часть прибыли от продажи невозобновляемых ресурсов направлялась на увеличение ценности возобновляемых. В этом контексте, например, сам по себе рост добычи полезных ископаемых не является предметом гордости правительства. Здесь важны сокращение потребления традиционных источников энергии и увеличение - возобновляемых и альтернативных. То есть добывать больше угля - не предмет гордости, а производить больше энергии на основе солнечных батарей и ветровых электростанций - предмет.
Социальная составляющая устойчивости ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, на справедливое распределение благ. С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность физиологических и природных систем.
Для всего Евросоюза на саммите в Готтенбурге в 2001 году устойчивое развитие было оформлено уже как стратегия в виде документа, обязательного для выполнения всеми его членами. Однако в связи с пониманием того, что отдельные элементы развития, которое должно быть устойчивым, продолжают ухудшаться, в 2002-м, 2005-м и 2007 году ЕС пересматривал стратегию, сфокусировавшись уже на шести приоритетах, а именно: изменение климата и чистая энергия, общественное здоровье, демография и миграция, устойчивый (надежный) транспорт, управление природными ресурсами, глобальная бедность и вызовы развития.
С точки зрения триединого принципа устойчивого развития, в современных украинских реалиях наличие, например, «копанок», с помощью которых нелегально добывается уголь на Донбассе, не соответствует ни экономической, ни социальной, ни экологической составляющей. Наличие около ста полностью «левых» (то есть незаконных) заводов, производящих бензин, о которых на брифинге во время открытия футбольной «Арены Львов» сказал вице-премьер - министр инфраструктуры Б.Колесников, также нарушает принцип устойчивого развития. Все просто: эти заводы производят бензин из нефти, добытой, возможно, официально, но без соблюдения стандартов. А значит, страдает не только рядовой потребитель, но и окружающая среда. С другой стороны, такие производители не платят акциз, таким образом, бюджет не получает значительной части поступлений, которые могли бы использоваться на социальные нужды и на развитие.
Одной из современных составляющих принципа устойчивого развития являются «лучшие политические решения». Стратегия ЕС устанавливает, что «лучшие политические решения должны базироваться на том, что устойчивое развитие должно быть интегрировано в процесс разработки и принятия решений на всех уровнях».
В практике Украины это означало бы недопущение историй, произошедших уже в 2011 году в связи с принятием ряда важных законодательных актов. Двойной переход на «зимнее время» и обратно вследствие принятия Верховной Радой Украины соответствующего закона привел к негативным последствиям как в масштабах страны, так и за рубежом. С огромными менеджерскими проблемами столкнулись как украинские, так и иностранные железные дороги, вынужденные дважды изменять графики движения. Поезда, следовавшие из России и Беларуси в Украину, дважды попадают в «машину времени»: сначала оказываясь в пути на час раньше, затем на час позже. Российская и белорусская железнодорожные компании даже временно прекратили продажу билетов на поезда дальнего следования, курсирующие как в Украину, так и транзитом через ее территорию. Авиакомпании были вынуждены дважды согласовывать время прибытия в аэропортах мира. В этом случае мы показали себя как страна, способная легко нарушить принцип устойчивого развития в части «устойчивого транспорта».
Похожая история произошла с рядом принципиальных положений Налогового кодекса, принятого в явной спешке. Действующим Налоговым кодексом установлен принцип стабильности, согласно которому изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. При этом налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут меняться на протяжении бюджетного года. Однако сама же Верховная Рада очень скоро и нарушила эту норму. Сначала, например, услуги, оказываемые юридическими и консалтинговыми компаниями, были освобождены от уплаты НДС, а затем - в том же году! - была возвращена прежняя норма, в соответствии с которой эти же услуги снова подлежали обложению НДС.
Еще большее нарушение принципа устойчивого развития происходит с Правилами поступления в высшие учебные заведения. Изменения, будоражащие около двух миллионов граждан Украины (абитуриентов, их родителей, бабушек и дедушек), принимаются ежегодно последние лет двадцать, независимо от того, кто занимает должность профильного министра. Между тем, если приходится менять правила в этом году, то это означает, что правила, принятые в прошлом году имеют недостатки. А ведь так происходит каждый год! Не будем подозревать их разработчиков в непрофессионализме либо в намеренном внесении в правила поступления пунктов с изъянами. Просто обратим внимание на то, что нормативный акт, от содержания которого зависит психологическое состояние миллионов людей, должен быть принят на основе принципа именно устойчивого развития. Его текст должен быть продуман так, чтобы не приходилось его менять хотя бы в течение пяти лет. А ведь образование - это услуга, также подпадающая под регулирование будущего Соглашения о ЗСТ с Евросоюзом.
В последний раз Стратегия устойчивого развития была пересмотрена в 2009 году. В тексте документа, утвержденного Еврокомиссией, перечислены многочисленные и весьма конкретные документы, которые были приняты и осуществлены за время реализации Стратегии и которые придется учитывать при ведении торговли с ЕС. Среди наиболее важных документов - Европейский стратегический энергетическо-технологический план, предусматривающий уменьшение выбросов парниковых газов, «Белая книга» по адаптации к изменениям климата, Директива по возобновляемым источникам энергии, Директива по качеству топлива и многие другие.
Не менее важен и сформулированный в проекте Соглашения о ЗСТ принцип транспарентности. Речь идет не только о прозрачности принимаемых обязательных решений, но и о предсказуемости таких решений. В связи с этим обращаем внимание на то, что действия, предпринятые в конце 2010-го - начале 2011 года правительством и Верховной Радой, а также структурами МинАПК и связанные с квотированием экспорта зерновых и созданием государственного агента по экспорту зерновых, будут в случае повторения прямым нарушением соглашения после его вступления в силу.
Мы с удовольствием соглашаемся с выводами г-на Пятницкого о том, что «этот раздел, может быть, даже интереснее для нашего бизнеса, поскольку тот получает какую-то предсказуемость своего существования».
Самое свежее соглашение ЕС о зоне свободной торговли, вступившее в силу 1 июля 2011 года, заключено с Южной Кореей. На очереди Украина. Согласитесь, если нас принимают в приличную компанию наравне с таким экономическим монстром, как Южная Корея, то это действительно прорыв.