В условиях войны с РФ единственным направлением поставок украинских товаров на экспорт остаются страны Евросоюза (почти 70% в общих объемах украинского экспорта) и Молдова. Собственно, поэтому безусловно положительным шагом являются недавние изменения законодательства об имплементации так называемого таможенного безвиза. В частности, с начала октября для Украины вступили в силу положения Конвенции о процедуре общего транзита, открывшие для бизнеса возможность международного перемещения товаров в рамках территории 35 других стран — участниц Конвенции (27 стран ЕС, Исландия, Норвегия, Лихтенштейн, Швейцария, Великобритания, Турция, Северная Македония и Сербия).
Присоединение Украины к Конвенции позволяет использовать электронную систему NCTS (new computerized transit system) и получить преимущества от упрощения таможенных процедур. NCTS способствует налаживанию обмена информацией по таможенному оформлению, унифицирует и ускоряет проведение процедур. Можно ожидать снижения уровня коррумпированности и расширения экспортных возможностей. Кроме содействия обмену информацией между таможнями стран-участниц, система NCTS позволяет внедрить соответствующие специальные транзитные упрощения (общая финансовая гарантия, освобождение от гарантии, авторизованный экономический оператор и пр.).
Понятно, что на начальных этапах внедрения украинским субъектам ВЭД следует ожидать роста уровня контроля таможни. Но после прохождения компаниями соответствующей авторизации (установление соответствия определенным критериям) уровень таможенного контроля снизится. То есть в случае подтверждения компанией соответствия установленным критериям к ней снижаются и требования со стороны таможенного органа. Именно статус авторизованного экономического оператора предоставляет субъекту ВЭД возможность упростить процедуры таможенного контроля.
Указанное важно, поскольку с применением «таможенного безвиза» появляется особенность при оформлении транзитной декларации — блокирование средств (блокируется сумма, эквивалентная таможенным платежам при импорте таких товаров). Альтернативой блокированию средств является финансовая гарантия. Финансовая гарантия в режиме общего транзита обязательна для всех групп товаров, ее могут предоставлять только компаниям, получившим статус фингаранта (это отдельная платная услуга банка, страховой компании, финпосредника).
Внедрение новой системы NCTS дает возможность украинским финансовым учреждениям оформлять гарантии на доставку груза. Понятно, что за время действия Конвенции о процедуре общего транзита компании стран-участниц уже приспособились к новым условиям, у них есть соответствующий опыт, позволяющий обеспечить доступность к гарантиям и низкую их стоимость. В то же время в Украине компании будут вынуждены переплачивать украинским гарантам, поскольку понятно, что, кроме конкуренции, в комиссию за предоставление гарантии будут включены риски, связанные с войной и девальвацией.
Вместе с тем внедрение в Украине института авторизованного экономического оператора (АЭО) способствует приближению таможенного законодательства нашей страны к европейским стандартам. Это не только упрощает и облегчает международную торговлю, но и обеспечивает участие украинских АЭО в формировании безопасных цепей поставки товаров и повышает их конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
АЭО — это особый статус, подтверждающий высокую степень доверия к субъекту хозяйствования и предоставляющий ему существенные упрощения при осуществлении таможенных формальностей.
Статус АЭО может дать компании такие выгоды, как упрощенное декларирование, экономия времени и средств за счет более быстрого процесса перемещения товаров через таможенную границу, снижение рисков в системе таможенного оформления, право самостоятельно накладывать пломбы на транспортные средства.
Предприятие-резидент, выполняющее какую-либо роль в международной цепи поставки товаров (производитель, экспортер, импортер, таможенный представитель, перевозчик, экспедитор, держатель таможенного склада), в случае получения авторизации получает статус АЭО. Авторизация АЭО признается на всей территории Украины, предоставляется бесплатно и действует бессрочно.
Для предоставления авторизации АЭО применяют следующие критерии:
- соблюдение требований таможенного и налогового законодательства Украины, а также отсутствие фактов привлечения к уголовной ответственности;
- надлежащая система ведения бухгалтерского учета, коммерческой и транспортной документации;
- устойчивое финансовое положение;
- обеспечение практических стандартов компетенции или профессиональной квалификации ответственного должностного лица предприятия;
- соблюдение стандартов безопасности и надежности.
При этом следует отметить, что в этом перечне, очевидно, наиболее проблемным для украинских компаний является критерий по подтверждению устойчивости финансового положения. Нормативы к этому критерию временно ослаблены (на период военного положения и на протяжении одного года со дня его прекращения), поэтому это ослабление может помочь компаниям пройти соответствующую авторизацию.
Следует также обратить внимание на соответствующие процедуры и формы документов, утвержденных постановлением Кабинета министров Украины от 27.09.2022 года №1092 «Некоторые вопросы реализации положений Таможенного кодекса Украины по предоставлению авторизаций» (форму заявления, анкеты, отчетов, заключений, порядок проведения таможенными органами оценки и мониторинга соответствия предприятия критериям авторизованного экономического оператора).
В целом законодательство позволяет заинтересованным предприятиям подать заявление о предоставлении авторизации АЭО, а таможенным органам — провести оценку и мониторинг соответствия предприятия критериям АЭО и предоставить авторизацию.
Вроде бы все просто, но согласно Единому государственному реестру авторизованных экономических операторов, за все время проведения оценки соответствия начиная с 2020 года авторизованным экономическим оператором было зарегистрировано всего лишь одно предприятие (Публичное акционерное общество «Джей Ти Интернэшнл Украина», г. Кременчуг). Остальные заявления предприятий по предоставлению авторизации АЭО были или отозваны, или Гостаможслужба отказала в проведении оценки соответствия.
Также нужно обратить внимание и на тот факт, что, кроме подготовки предприятия к проверке для получения статуса АЭО, которая может занять несколько месяцев (в зависимости от размера компании), сам процесс получения статуса достаточно продолжительный: предварительное рассмотрение заявления — 30 дней, проведение оценки соответствия — 120 дней. В случае отказа в предоставлении авторизации АЭО с повторным заявлением предприятие сможет обратиться только через шесть месяцев.
Актуальность получения статуса АЭО и получение соответствующих преференций сейчас особенно целесообразно, поскольку с началом войны подавляющее большинство импортеров работало по упрощенной процедуре (декларация типа ЕА), позволявшей ехать от границы прямо в пункт разгрузки, без заезда на таможню (дополнительная экономия средств). С внедрением «таможенного безвиза» декларация типа ЕА подлежит отмене, это приведет к некоторым дополнительным расходам и осложнениям (очереди на заезд авто на терминалы).
Также в рамках так называемого таможенного безвиза Кабмин утвердил обновленный перечень товаров, необходимых для обороноспособности государства, к которым не должно применяться обеспечение уплаты таможенных платежей в период действия военного положения и на протяжении одного года со дня его прекращения. Одной из причин этого стала возможность предоставить субъектам внешнеэкономической деятельности определенное время, чтобы адаптироваться к новым требованиям законодательства в части необходимости обязательного предоставления таможенным органам обеспечения уплаты таможенных платежей.
В целом «таможенный безвиз» и соответствующие изменения — это, бесспорно, шаг в направлении дальнейшей интеграции Украины в ЕС. Но украинским компаниям нужно учесть и ожидать на начальных этапах внедрения изменений усиления уровня контроля таможни. Только со временем, по результатам проведения авторизации, можно будет воспользоваться упрощениями от либерализации «таможенного безвиза».
Больше статей Андрея Терещука читайте по ссылке.