UA / RU
Поддержать ZN.ua

Станет ли новым прологом нынешний грустный итог?

Итоги двадцати лет независимости сложно охарактеризовать как положительные для украинской экономики.

Автор: Юрий Сколотяный

Итоги двадцати лет независимости сложно охарактеризовать как положительные для украинской экономики. Общеизвестные факты: рекордная гиперинфляция в первой половине 90-х и потеря почти 60% ВВП от его уровня 1990 года, который так и не удалось восстановить по сей день. Стоимость произведенных в Украине товаров и услуг, по итогам прошлого года, составила лишь 2/3 своего аналога двадцатилетней давности. Возможно, эти показатели и не были бы такими катастрофическими, если бы учитывали огромные обороты теневого сектора, на который, как известно, приходится около половины официального. Последний факт наряду с высочайшей долларизацией денежного оборота - еще одна из наиболее уничижительных характеристик отечественной экономической системы.

Двадцатилетней и значительно большей давностью до сих пор характеризуются большинство из используемых нами технологий, производственных мощностей, объектов инфраструктуры и т.п. Да и сама построенная за эти годы система рыночных отношений, как и управляющая ею госмашина, тоже еще хранит множество пережитков «совкового» периода.

Нужно ли считать прошедшие 20 лет полностью потерянными для экономики страны, или все-таки за этот период были сформированы предпосылки, позволяющие надеяться на улучшение ситуации в будущем? И что, наконец, украинскую экономику в этом будущем ждет?

Чтобы попытаться выяснить это, ZN.UA адресовало нескольким представителям госструктур и наиболее авторитетным экономистам ряд вопросов:

1. В чем состоят основные достижения и основные недостатки рыночных преобразований в Украине, осуществленные за 20 лет независимости страны?

2. В чем вы видите основные риски и вызовы текущего периода?

3. Какой должна быть роль государства на нынешнем этапе, каковы ее главные задачи?

Игорь ШУМИЛО, директор Генерального экономического департамента НБУ:

Если говорить о главных достижениях рыночных преобразований в Украине за годы ее независимости, то это, во-первых, наличие значительной прослойки людей, у которых есть дар к предпринимательской деятельности и которые способны быть успешными даже в условиях такого искаженного рынка, как у нас.

Во-вторых, хотя деятельность как государственных, так и негосударственных учреждений (неправительственных исследовательских организаций, ассоциаций предпринимателей, журналистов и т.п.) все еще далека от лучших международных стандартов, в их рядах уже есть люди, особенно молодые, которые хотят сделать их лучше и знают, как это сделать.

Основные недостатки, которые необходимо отметить, состоят в следующем:

- хотя власть и провозглашала, но крайне мало делала для обеспечения экономической свободы как для малого и среднего, так и для крупного бизнеса, для создания благоприятных условий ведения бизнеса и привлечения инвестиций (недостаточный уровень защиты прав собственности, выполнения контрактов и отсутствие конкуренции на значительном количестве рынков);

- остался тотальный контроль за экономической деятельностью, следствием чего является высокий уровень коррупции и наличие мотивации к нелегальной экономической деятельности;

- постоянный социальный популизм привел к несоответствию бюджетных обязательств государства реальным возможностям экономики;

- одновременно сохраняются неэффективность использования общественных ресурсов, низкое качество услуг, предоставляемых бюджетными организациями, ненадлежащая социальная защита уязвимых слоев населения (инвалидов, детей, пенсионеров) из-за неэффективной системы социальных льгот, распыляющей финансовые ресурсы.

Как результат - значительное расслоение общества на небольшое количество невероятно богатых людей, значительную долю малообеспеченных и подавляющее большинство тех, кто едва сводит концы с концами.

Вызовом текущего периода для страны является прежде всего угроза рецессии мировой экономики или даже дестабилизация на финансовых и товарных рынках и, как результат, их сворачивание для украинских товаров (уменьшение экспорта) и финансовых поступлений в страну (инвестиций, кредитов и т.п.).

Основной риск для страны состоит в усилении недоверия к власти и в потере надежды на то, что она способна реализовать крайне необходимые действия по удержанию финансовой стабильности и по развитию способности к высоким темпам устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе.

На сегодняшний день все бремя реформ ложится на плечи простых людей и малого бизнеса, и эти реформы практически не задевают богатых и самых богатых.

3. Главными задачами государства на нынешнем этапе являются:

- развитие экономической свободы (создание благоприятных условий для ведения бизнеса и на этой основе искоренение коррупции и вывод экономики из тени);

- распределение груза сложных решений на все общество: более богатые должны платить за реформы больше, чем наиболее уязвимые слои населения.

Ярослав ЖАЛИЛО, первый заместитель директора Национального института стратегических исследований:

Главные достижения бесспорны. Сформирована экономика, базирующаяся в основном на рыночных принципах организации, развивается предпринимательство, создана интегрированная банковская система, обеспечивающая функционирование национальной валюты.

Недостатки прежде всего возникают из-за неравномерности реформационных процессов. Во-первых, остаются практически нереформированными аграрный сектор, жилищно-коммунальное хозяйство, система социальной защиты и рынок труда… Это создает диспропорции, которые деформируют ресурсные потоки (вымывание средств из нереформированных секторов), провоцируют распространение «теневой приватизации», усиливают социальную дифференциацию и усиливают социальную напряженность. Во-вторых, экономика работает на новых рыночных принципах, однако унаследовала дорыночное структурное несовершенство - устарелость технологий, высокую ресурсоемкость, монополизацию, чрезмерную долю незавершенных производственных циклов.

Послекризисный мир изменился, это формирует новые вызовы и для Украины. Прежде всего это усиление конкуренции на традиционных для Украины товарных рынках. Следовательно, вызов относительно повышения конкурентоспособности, овладения ее современными рычагами, освоения новых рынков как в географическом, так и в товарном разрезах. Не менее важно в этом контексте экспортозамещение. Вызовы обусловлены и эволюцией мировой финансовой системы. Надо ориентироваться на снижение зависимости от внешних заимствований как для финансирования дефицита госбюджета, так и на корпоративном уровне. Для этого, очевидно, понадобится изменить подходы к налоговой и денежно-кредитной политике. Нужно ориентироваться на генерирование и аккумуляцию ресурсов прежде всего внутри страны.

Ключевой внутренний вызов - приведение в соответствие уровней экономического и социального развития. В некоторой степени для этого понадобится более умеренная социальная политика с ее концентрацией на тех, кто реально нуждается в помощи. Но самое главное в противоположном - достичь надлежащего социального эффекта от экономического развития: последовательного увеличения доходов работающих, наполнения госбюджета, предотвращения получения сверхприбылей, «вымывания» доходов у тех, кто непосредственно создает национальное богатство, расширения возможностей для прибыльной деятельности малого и среднего бизнеса и т.п.

Государство должно овладеть современными инструментами экономического регулирования и реализации экономической политики. Традиционные инструменты сейчас стремительно теряют действенность, и это присуще не только Украине, это глобальный процесс. То же касается не только регуляторной сферы, где администрирование уже в большинстве случаев отжило свое, но и внешнеторговой сферы, в которой средства тарифного регулирования заблокированы ВТО, сферы денежно-кредитного регулирования и влияния Национального банка на деятельность коммерческих банков, регулирования финансового сектора в целом и т.п. Как можно быстрее необходимо сформировать рынки в нереформированных пока секторах, прежде всего в агарном и ЖКХ. Без этого их управляемость будет стремительно теряться. Это же касается и рынка труда, который до сих пор фактически не действует как макроэкономический регулятор.

Вопреки все еще распространенным экстралиберальным иллюзиям, роль (и ответственность) государства по определению и реализацию стратегических приоритетов развития сегодня только усиливается. Сводить эту роль к «ночному сторожу» для бизнеса и социальному защитнику обездоленных - прямой путь на периферию мирового развития.