UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сможет ли Украина наконец надежно обуздать инфляцию?

Начиная с 2016 г. Национальный банк официально внедрил качественно новый подход в монетарной политике, называемый инфляционным таргетированием (ИТ).

Автор: Александр Петрик

Идея адаптировать ИТ в Украине появилась у НБУ в начале двухтысячных годов. К тому времени многие страны, уже не только развитые, но и развивающиеся, ввели этот режим и убедились в его эффективности. Именно тогда в экономическом блоке Нацбанка начали работать над созданием базисных условий, которые и позволили сегодня внедрить ИТ.

В те годы в НБУ была создана аналитико-прогнозная система, ядром которой стала современная прогнозная модель. Были разработаны и реализованы системы опросов бизнеса и банков об ожиданиях будущей инфляции, экономического роста и других показателей. Был разработан проект инфляционного отчета, который на сегодняшний день стал основным документом коммуникации НБУ с бизнесом и обществом, а также проведены фундаментальные исследования по оптимальному уровню инфляции для экономики Украины и определению основных технических параметров перехода к ИТ. Также были заложены основные подходы, в том числе и модельные, для осуществления мониторинга и контроля над финансовой стабильностью, которая со временем (как и ценовая стабильность) была закреплена законодательно в законе о НБУ.

Монетарный режим, действовавший в Украине ранее, базировался на де-факто привязке гривни к доллару США, хотя официально Национальный банк подчеркивал, что курс является управляемо-плавающим. Основным недостатком такого подхода было то, что наши внутренние цены росли быстрее, чем в странах - торговых партнерах Украины, в основном из-за экспансионистской фискальной политики со значительными бюджетными дефицитами. Таким образом, реальный курс гривни укреплялся, что приводило к ухудшению условий внешней торговли. То есть доходы от экспорта падали, тогда как импорт становился более дешевым в гривнях с соответствующими опережающими объемами его увеличения. Дефицит внешней торговли рос, что приводило к наращиванию внешнего долга и/или истощению валютных резервов. Это имело и существенные негативные последствия для ряда местных производств, которые не могли конкурировать с дешевым импортом. Как результат, Украина за последние 12 лет пережила два финансово-экономических кризиса, на протяжении которых экономика потеряла более четверти ВВП (10% в 2009-м и 17% в 2014–2015 гг.). С учетом убытков банковской системы потери для экономики будут еще большими (см. рис. 1).

Монетарное таргетирование также оказалось неэффективным, что и подтверждал опыт многих стран, как развитых, так и развивающихся. В результате, как правило, центробанки отказывались от этого подхода, идея которого базируется на наличии плотной и стабильной связи между предложением денег и инфляцией. Но на практике такая связь очень нестабильна как по амплитуде, так и по времени. Поэтому использовать как промежуточную цель любой монетарный агрегат при относительно низких целевых показателях для инфляции практически невозможно.

Так что именно идея инфляционного таргетирования оказалась эффективным подходом для обеспечения низкой и стабильной инфляции в среднесрочном периоде.

Для развитых стран, использующих режим инфляционного таргетирования, мейнстримом является, как правило, игнорирование временных изменений в ценах на продукты питания или на топливо, связанных с урожаем или резкими изменениями цен на рынке нефти. В целом их классифицируют как шоки предложения. После того, как такой шок перестает действовать, инфляция постепенно должна возвращаться к целевым показателям. Шоки предложения не генерируют у населения и бизнеса дополнительные инфляционные ожидания, когда они надежно заякорены вблизи от инфляционной цели. Такая ситуация возможна, когда к центральному банку и его монетарной политике уровень доверия высокий. И если центральный банк всегда выполняет свои намерения, одновременно объясняя причины временных отклонений текущей инфляции, он не должен в ответ на действие шоков предложения менять ставку политики (то есть менять стоимость денег).

Для развивающихся стран (как, в частности, и для Украины) реализация подхода ИТ, особенно на начальном этапе, связана с дополнительными трудностями (см. рис. 2 и 3).

Во-первых, структура нашей потребительской корзины (которая и определяет уровень инфляции) кардинально отличается от аналогов более развитых стран. В нем очень велика доля продуктов питания. Поэтому любой неурожай по отдельной группе пищевых продуктов может существенно влиять на ускорение инфляции.

На продукты питания и топливо приходится около половины потребительской корзины, а потребительская инфляция составляла более 40% в год до официального внедрения Национальным банком инфляционного таргетирования.

Во-вторых, украинская экономика очень энергозатратная, и повышение цен на топливо оказывает не только прямое, но и опосредствованное влияние на цены большинства товаров и услуг из-за роста транспортных и других связанных с топливом расходов.

В-третьих, Украина находится в процессе перехода к рыночным ценам на коммунальные услуги, поэтому повышение тарифов на газ и отопление для населения также добавляет инфляционное давление.

В-четвертых, инфляционные ожидания еще не плотно заякорены, поэтому повышение цен в отдельном секторе быстро переносится на другие сектора, хотя это не всегда продиктовано ростом затрат в этих секторах. Макроэкономические агенты ожидают, что ускорение цен, вызванное шоком предложения, может продолжаться и в дальнейшем. Это приводит к повышению цен в других сферах, а в результате и к увеличению зарплат. Таким образом, шок предложения может генерировать уже шок спроса.

Какие проблемы возникают при принятии решений по шокам для Правления НБУ?

Серьезная проблема с идентификацией текущего или будущего шока. Является ли он шоком спроса или шоком предложения, или же комбинацией обоих. Даже современные эконометрические модельные подходы не могут дать четкий ответ, и здесь очень важны квалифицированная экспертиза и знание структуры экономики и внутренних причинно-следственных связей и влияний. Решение проблемы идентификации усложняется быстрыми структурными изменениями в экономике.

Поэтому исследователи в центральном банке пытаются решать проблему идентификации с помощью комбинации модельных подходов, анализа широкого массива статистических данных и экспертной информации в процессе подготовки прогнозного сценария.

При шоках предложения, таких как рост цен на отдельные виды продовольствия или топлива, центральный банк, как правило, подчеркивает, что проинфляционные факторы лежат вне пределов действия монетарной политики. В таких случаях наиболее эффективен ответ со стороны реального сектора, то есть со стороны предложения. Национальный банк должен обращать внимание правительства на необходимость повышения предложения и усовершенствования регулирования на тех рынках, где возникают дефициты.

За 30 лет своего существования ИТ трансформировалось в более комплексный подход, чем просто таргетирование инфляции. Гибкое ИТ, используемое также и НБУ, фокусирует монетарную политику в большей степени на стабилизации экономического роста при одновременном обеспечении ценовой стабильности, чем на фокусировании только на инфляции. Именно такую эффективную политику позволяют проводить перечисленные ниже предпосылки:

- инфляционные ожидания надежно заякорены около инфляционной цели, и уровень доверия к центральным банкам довольно высок;

- отсутствие фискального доминирования, то есть такая фискальная политика, которая не имеет значительных дефицитов бюджета и не финансирует в больших объемах государственный долг.

У Украины короткая история использования ИТ как основы монетарной политики. Поэтому первоочередная задача Национального банка - это повышение доверия через систему коммуникаций. Это поможет надежно заякорить инфляционные ожидания населения и бизнеса вблизи инфляционной цели, позволив центральному банку не реагировать на временные шоки предложения повышением учетной ставки. А значит, не будет дополнительным тормозом для экономического роста. Важно также улучшить взаимодействие НБУ и КМУ по согласованию инфляционных целей и других аспектов макроэкономической политики в целом. При этом роль правительства заключается в реагировании мерами торговой, бюджетной политики на шоки предложения на товарных рынках с целью недопущения вторичных эффектов и превращения таких шоков в шоки спроса.

ИТ базируется на трех китах: прозрачности, гибкости и подотчетности. А совершенные коммуникации центрального банка помогают держать инфляционные ожидания хорошо заякоренными. Тогда население будет формировать собственные ожидания, понимая, что отклонение траектории инфляции от целевой временное и вызвано тем или другим шоком. А монетарная политика подчинена возвращению инфляции к целевым показателям.