UA / RU
Поддержать ZN.ua

Следователи и аудиторы «Могучей тройки» против украинской коррупции

Объяснения для мошенников и коррупционеров, все еще не понявших, что происходит

Автор: Сергей Козьяков

США создали потрясающе мощный институт мониторинга и расследования незаконных действий мошенников и коррупционеров, которые незаконно использовали, используют или будут использовать помощь американского народа Украине во время полномасштабного вторжения России. Эта работа ведется с помощью уголовных следователей, как своих, так и привлеченных специалистов правоохранительных органов США и Европы. Обязанность собирать необходимую информацию также возложена на 17 организаций, входящих в Разведывательное сообщество США. Эта работа началась еще в июне 2022 года.

Об этом стало известно 18 января этого года, когда на сайте офиса генерального инспектора Агентства по международному развитию США (USAID) появился документ «Стратегический план надзора за помощью Украине» (Strategic Oversight Plan For Ukraine Response).

Читайте также: В Киев прибыли аудиторы США, чтобы проконтролировать использование помощи

Пояснения для мошенников и коррупционеров, все еще не понявших, что происходит

Огромный объем помощи, которую США вместе с союзниками оказывают Украине с момента начала полномасштабного вторжения России в Украину, является общеизвестным фактом. Но если в Украине эмоции украинских граждан возникают по поводу ассортимента и количества вооружений, которые могут предоставить США желательно как можно быстрее, то не только эмоции, но и мнения и дискуссии у граждан и особенно политиков США возникают в основном из-за эффективности использования не только оружия, но и финансовой, экономической и гуманитарной помощи в целом. Эти дискуссии вышли на наивысший политический уровень «обеспокоенности национальной безопасностью».

И теперь на том самом наивысшем уровне государственного управления США определено, что надежный независимый надзор за процессом предоставления правительством США поддержки Украине имеет важное значение для обеспечения эффективности и действенности этой поддержки и других мер реагирования правительства США. Такой подход является развитием Стратегии США по противодействию коррупции, утвержденной по инициативе президента Джо Байдена в декабре 2021 года.

Документ напоминает, что Конгресс США выделил помощь на сумму более 113 млрд долл. в поддержку Украине, осуществляемую через 11 различных государственных органов и учреждений.

В тексте документа представлен исчерпывающий перечень программ помощи в сфере обороны, предоставленной Соединенными Штатами Украине по состоянию на 21 декабря 2022 года с указанием названий и количества оборонных систем.

Обращаем внимание, что в тексте также упоминается гуманитарная, экономическая и другая помощь, оказываемая правительством США, в том числе прямая бюджетная поддержка украинскому правительству через Всемирный банк.

Читайте также: Волна коррупционных скандалов в Украине является здоровым признаком – Bloomberg

Отмечается, что в марте—декабре 2022 года Конгресс США принял четыре экстренные меры дополнительного финансирования для Украины на общую сумму более 113,4 млрд долл. По линии Министерства обороны помощь составила 62,3 млрд долл., правительства и USAID — 46,1 млрд, других институтов — 5 млрд долл. Между тем количество и масштаб случаев разоблаченной коррупции в Украине и примеров некачественного управления существующими ресурсами активизировали политические дискуссии между демократами и республиканцами в США.

А новая политическая конфигурация по результатам осенних выборов подтолкнула демократов ускорить создание механизма контроля над огромной военной, экономической, финансовой и гуманитарной помощью, что может в некоторой степени позволить нейтрализовать политические победы республиканцев и продемонстрировать избирателям заботу о надлежащем и прозрачном использовании денег налогоплательщиков.

Учитывая существующие правила тщательно подсчитывать бюджетные расходы, США решили воспользоваться моделью надзора, которая использовалась и продолжает применяться для зарубежных операций на случай непредвиденных ситуаций по всему миру.

В тексте прямо отмечается, что, планируя такой надзор, Соединенные Штаты стремятся «определить сферы наивысшего риска мошенничества, расточительства или злоупотреблений».

Сообщается, что для дальнейших действий создана Межведомственная рабочая группа по надзору в Украине, состоящая из офисов трех генеральных инспекторов (Минобороны, Госдепартамента и USAID — «могучей тройки»), а также других генеральных инспекторов надзорных организаций во всем правительстве США.

Подчеркивается, что общий подход будет реализован специальными командами опытных профессионалов по надзору, что позволяет осуществлять комплексный и стратегический мониторинг для обеспечения целостности и эффективности помощи США и привлечь к ответственности тех, кто склонен к коррупции или злоупотреблению этими жизненно важными программами и деятельностью.

В тексте отмечается, что будет обеспечено эффективное донесение планов и результатов совместной работы до Конгресса и общественности.

Дополнительно следует обратить внимание на то, что надзорный персонал офисов «Могучей тройки» начал проводить ежемесячные встречи для координации надзорной деятельности в Украине еще в июне 2022 года.

По состоянию на 31 декабря 2022 года в состав рабочей группы входят надзорные организации (генеральных инспекций): Министерства обороны, Государственного департамента, Агентства США по международному развитию, Агентства аудита оборонных контрактов, Министерства сельского хозяйства, Министерства торговли, Министерства здравоохранения и социальных служб, Министерства внутренней безопасности, Министерства юстиции, Министерства финансов, Экспортно-импортного банка США, Международной финансовой корпорации развития, Управления отчетности правительства, Агентства аудита, Армейского ревизионного агентства, Морской аудиторской службы.

Критически важно, что в этот список также входят 17 разведывательных организаций, определяемых термином «Разведывательное сообщество США», задачами которых являются сбор информации и ведение разведывательной деятельности в интересах США.

Команды «Могучей тройки» и других агентств вместе отправились в Украину, чтобы получить информацию из первых уст. Эти скоординированные визиты на объекты формируют совместное понимание проблем и играют важную роль в повышении осведомленности о рисках мошенничества и коррупции и обязанностях отчетности. Эти меры включают встречи с официальными лицами США в регионе, украинскими властями, НАТО, представителями других двусторонних доноров, Организацией Объединенных Наций и другими межправительственными международными организациями, участвующими в реагировании.

Обращаем внимание на ту часть документа, которая чрезвычайно интересна с учетом последних украинских новостей о разоблачении украинских и не только украинских топ-коррупционеров.

Расследования

Именно так называется раздел документа, в котором сообщается, что в офисах «Могучей тройки» есть уголовные следователи в США и Германии, сосредоточенные на делах Украины. Эти уголовные следователи сотрудничают друг с другом, а также с другими сотрудниками правительства США и международных правоохранительных органов для защиты гуманитарной помощи и помощи безопасности США и соответствующих контрактов для Украины от мошенничества, расточительства и злоупотреблений. Кроме того, эти следователи выявляют, координируют и сопровождают расследования мошенничества и коррупции и координируют активные меры по выявлению и сдерживанию преступников, которые будут незаконно использовать помощь правительства США Украине.

Лицам, которые все еще хотят поучаствовать в хищении помощи Соединенных Штатов Украине, будет интересно узнать, что, помимо того, Служба уголовных расследований «Могучей тройки» сотрудничает с военными уголовно-розыскными организациями, другими федеральными партнерами из правоохранительных органов и Министерством юстиции США, а также с международными партнерами из правоохранительных органов по поводу следственных действий, связанных с Украиной. Безусловно, это скажется и на скорости принятия решений в Украине, и на количестве желающих ставить свои подписи под какими-либо финансовыми документами, но что поделаешь — уже не отмахнуться.

На деятельность по обеспечению надзора за общими ассигнованиями на реагирование в Украине Агентства «Могучей тройки» и Управления отчетности правительства по решению Конгресса получили дополнительно 42,0 млн долл.

Как относиться к появлению в наших краях аудиторов и следователей «Могучей тройки» с лучшими качествами бультерьеров? Попробуем объяснить. Когда страна тратит на очень важное дело более 100 млрд долл. и привыкла не позволять воровать деньги налогоплательщиков и проверять, надлежащим ли образом управляют расходами, это правильно. А если эти деньги потрачены на нас, нам следует заинтересованно помогать в этой важной работе, учиться алгоритмам успешной практики. Это важно и в мирное время и еще более важно во время войны.

Если, кроме навыков аудита использования денег налогоплательщиков, мы дополнительно получим новый опыт надлежащего управления в сфере эффективного использования средств во время войны, то это не только приведет к более эффективному использованию международной помощи. Новый опыт профессионального и ответственного использования средств, идущих на финансирование экономики и социальных потребностей, нам понадобится еще больше после окончания войны, когда обязательно придет время для восстановления страны. Вероятно, в мирное время нам будут давать меньше оружия и больше денег на восстановление. Скорее всего, аудит надлежащего управления по использованию таких средств будет еще более жестким. И к этому точно присоединятся наши европейские союзники.

Что же касается наказания мошенников и коррупционеров, то институционально есть все необходимые средства. В случае юрисдикции Украины работает НАБУ. В случае юрисдикции США — Минюст США, ФБР и санкционные механизмы.

А сейчас важно, кто именно будет руководить работой «Могучей тройки» и будут ли действительно профессиональными и опытными все члены команды. Не менее важно и то, успели ли профессионалы из США извлечь все уроки из аналогичной деятельности в Ираке и Афганистане, где не обошлось без проблем. Создадим успешную историю вместе. ОК?

Статья подготовлена при поддержке программы Cara's Fellowship Program