UA / RU
Поддержать ZN.ua

Слабое звено: как Украине вмонтироваться в глобальные цепи добавленной стоимости

Международные цепи добавленной стоимости - феномен последних двадцати лет. Но только в течение последнего десятилетия этот процесс приобрел глобальное значение и влияние на общемировое экономическое развитие. Сегодня Украина как никогда должна "вгрызаться" в глобальные цепи создания стоимости и цепи поставок в международной торговле.

Автор: Игорь Гужва

Международные цепи добавленной стоимости - феномен последних двадцати лет. Но только в течение последнего десятилетия этот процесс приобрел глобальное значение и влияние на общемировое экономическое развитие. Сегодня Украина как никогда должна "вгрызаться" в глобальные цепи создания стоимости и цепи поставок в международной торговле.

Приблизительно 80% мировой торговли приходится именно на цепи поставок. По оценкам Всемирного банка и Всемирного экономического форума, уменьшение высокой стоимости трансакций и излишней бюрократии, с которыми сталкиваются торговые операторы, обеспечит существенный рост глобального ВВП. В частности, этому будет содействовать упрощение процедур экспортно-импортных операций, что, в свою очередь, может обеспечить рост мировой торговли на 3–5%.

Статистика ВТО свидетельствует о положительной взаимозависимости между участием в глобальных цепях и темпами экономического роста. Причем как для самых развитых стран, так и для развивающихся. Например, в 30 наиболее интегрированных в глобальные цепи развивающихся странах за последние два десятилетия (1990–2010 гг.) средний темп экономического роста был на уровне 3,3%. Вместе с тем экономики 30 стран, минимально интегрированных в эти процессы, росли ежегодно в среднем на 0,7%.

В этом смысле значительным прогрессом в развитии мировой торговли стало принятие в
2014 г. нового многостороннего Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли
(СУПТ). Оно призвано содействовать проведению экспортно-импортных операций в максимально сжатые сроки и удобным образом. Также можно ожидать сокращения торговых расходов на более чем 14% в странах с низким уровнем дохода и на более чем 13% - в странах с доходом выше среднего. Кстати, это первое многостороннее соглашение ВТО, принятое после создания организации в 1995 г.

Понятно, что упрощение процедур торговли важно для всех членов ВТО. Но на практике в каждой стране торговые процедуры довольно своеобразны, поэтому нуждаются в специфическом перечне документов и процедур для осуществления экспортно-импортных операций. Более того, достоверную информацию об этих требованиях не всегда можно найти в открытом доступе и понятном формате.

Украина является ярким примером необходимости и актуальности СУПТ. Отечественный бизнес сталкивается с чрезвычайно сложной, забюрократизированной, непрозрачной и коррумпированной процедурой экспортно-импортных операций.

Торговые аутсайдеры

Украина на пути имплементации СУПТ плетется в хвосте. Из 44 необходимых процедур мы выполнили только… одну. Локальный успех достигнут в рамках проекта "Единственное окно - локальное решение" в зоне деятельности Южной таможни и портов Одесской области. К локальным "победам" можно отнести учет большинства положений СУПТ в Таможенном и Налоговом кодексах Украины. Но эти успехи являются независимым достижением инициативных групп отечественных и международных экспертов, начавших эту работу еще задолго до появления профильного соглашения ВТО.

Эти наработки, безусловно, являются позитивом для бизнеса, а также с учетом необходимости подготовки к полномасштабной имплементации в Украине СУПТ. Соглашение станет обязательным для всех членов ВТО после внутренней ратификации 2/3 стран - членов организации. Кроме того, имплементация предусматривает три формата: (А) - все положения СУПТ будут реализованы сразу же с момента вступления в силу; (В) - имплементация отдельных положений соглашения в течение переходного периода; (С) - имплементация положений в течение переходного периода с использованием ресурсов международной технической помощи.

Правительство Украины в свое время сделало нотификацию о категории (А). Соответственно, с момента вступления в силу СУПТ упрощение экспортно-импортных операций должно проходить на национальном уровне и предполагать упрощение процедур пересечения границы и комплексный таможенный контроль на всех пунктах пропуска (морском, железнодорожном, автомобильном, авиационном и т.п.). Более того, Кабмин должен обеспечить стандартизацию и гармонизацию торговых процедур и сопутствующих информационных потоков, необходимых для движения товаров от продавца к покупателю, с другими странами - членами ВТО. К этому также необходимо добавить и автоматизацию торговых процедур.

Но в Украине есть ряд острых вопросов по упрощению экспортно-импортных операций. Существующих наработок недостаточно для полноценного выполнения обязательств в рамках соглашения. Вместе с тем невыполнение какой-либо страной - членом ВТО обязательств в пределах организации может привести к спорам и соответствующим санкциям в торговле.

Хотя для стран - членов ВТО, нотифицировавших о категории (А), предусмотрен льготный двухлетний период. До его окончания нельзя инициировать споры относительно невыполнения страной обязательств в рамках настоящего соглашения. Поэтому правительству следует занять более активную позицию в вопросах об упрощении процедур торговли. В частности, речь идет о необходимости создания национального комитета при участии представителей органов государственной власти, науки и бизнеса.

Домашнее задание

Очевидно, что одной из самых важных и сложных задач комитета должны стать, как этого требует СУПТ, разработка и реализация национальной стратегии по упрощению процедур торговли в соответствии с положениями настоящего соглашения. Документ должен содержать четко определенные меры и временные рамки их реализации. Поэтому для обеспечения успешной реализации СУПТ, в частности для реального упрощения процедур торговли, нужно как можно более качественно выполнить домашнее задание:

1. Усовершенствовать межведомственную кооперацию, в частности повысить уровень эффективности и прозрачности администрирования экспортно-импортных операций и устранить дублирование функций.

2. Наладить государственно-частное партнерство, что поможет совместно выработать практические решения о нормативно-правовых, институциональных и процессуальных основах реализации экспортно-импортных операций.

3. Наладить механизм сбора и обмена информацией о субъектах и объектах ВЭД, объемах, направлениях торговли и т.п. на национальном и международном уровнях.

4. Автоматизировать отдельные процессы экспортно-импортных операций, в частности создать автоматизированные базы данных субъектов ВЭД и персонализацию данных. Это позволит в условиях надлежащей регистрации получать разрешительные документы и предварительные решения.

5. Обеспечить прозрачность в проведении экспортно-импортных операций, в частности четко закрепить законодательно этапы и процедуры осуществления экспорта, импорта и транзита.

Думаю, реализация предложенных мер будет более продуктивной в условиях налаживания тесного сотрудничества с профильными международными организациями. Не следует забывать и о привлечении ресурсов международной технической помощи для обеспечения содержательной и финансовой поддержки.

Имплементация СУПТ на национальном уровне поможет расширить географию и номенклатуру международной торговли Украины, а также увеличить ее объемы до 10% независимо от конъюнктуры мировых рынков. Достижение этого показателя зависит от успеха устранения чрезмерной бюрократии и коррупциогенных факторов при осуществлении экспортно-импортных операций, сокращении времени и стоимости их проведения.

В этом контексте также важно указать инициативу по созданию Экспортно-кредитного агентства, гармонично вписывающегося в процессы стимулирования внешнеэкономической деятельности. В частности, его внедрение и развитие должны проходить одновременно с упрощением процедур торговли. Но параллельно с этим важно сохранять баланс между скоростью осуществления экспортно-импортных операций и безопасностью во внешней торговле.