UA / RU
Поддержать ZN.ua

Риски налоговой полуреформы

Когда частичные изменения хуже, чем отсутствие изменений.

Автор: Юлия Самаева

В прошлом году украинские компании уплатили немногим более 100 млрд грн налога на прибыль. А за границу вывели разными способами около 200 млрд грн. Введение налога на выведенный капитал уменьшит обе эти цифры, но правительство предпочитает упоминать лишь об уменьшении налоговых поступлений. Интересно, почему?

Конечно, к любым изменениям в налоговом законодательстве надо относиться взвешенно, особенно в Украине, для которой даже минимальный дефицит налоговых поступлений — это катастрофа, а бизнес откровенно устал от постоянных изменений в налоговом законодательстве. Именно поэтому многолетняя борьба между государством и сторонниками введения налога на выведенный капитал (НнВК) вместо налога на прибыль воспринималась как вполне понятное противостояние между теми, кто крепко держит в руке синицу, и теми, кто упрямо ожидает журавля. Но ситуация изменилась, и если два года назад опасения Минфина по поводу возможных рисков введения НнВК были понятны, более того, их разделяли и наши консервативные западные партнеры, то сейчас, во времена кризиса, именно радикальные шаги могут и должны стать для украинской экономики спасением.

По прогнозам МВФ, экономика Украины без изменения экономической модели развития после падения в 2020 году на 8% вырастет в 2021-м всего на 1% и даже к 2025 году не достигнет уровня 2013-го. Более того, по убеждению того же МВФ, для преодоления экономического кризиса странам прежде всего нужно обратить внимание именно на фискальные стимулы, то есть за счет налоговых стимулов поддерживать экономический рост, потому что монетарных мер недостаточно. Вместе с тем принятые во время кризиса парламентом налоговые стимулы в помощь бизнесу на сегодняшний день оцениваются на уровне 0,1–0,2% ВВП, то есть меры должны быть значительно более радикальными.

И вроде бы даже действующая власть услышала советы экономистов мирового уровня и вроде бы даже начала готовиться к введению НнВК, но, как оказывается, не в полной мере, не для всех, не по всей Украине, а главное, до сих пор непонятно, в каком именно формате. На самом деле происходящие сейчас процессы могут дискредитировать эту реформу еще о ее начала и нивелировать любые возможные экономические стимулы, на которые мы рассчитываем.

Чего мы ожидаем от НнВК?

Классическая модель налогообложения прибыли предприятий в сегодняшних экономических условиях в Украине неэффективна, и с этим мало кто сможет поспорить, потому что традиционно в нашей экономике около 20% экономически активных компаний — убыточны и вообще избегают уплаты этого налога; 77% от его уплаты обеспечивает лишь тысяча компаний, остальные свыше 300 тысяч предприятий — оптимизируют, оптимизируют и еще раз оптимизируют, делая все, чтобы не платить здесь минимум, а за границу вывести максимум. Мы уже упоминали, что в 2019-м за границу вывели около 200 млрд грн, а налога на прибыль уплатили немногим более 100 млрд.

Смысл налога на выведенный капитал, или налога на распределенную прибыль, как раз в минимизации сумм, которые компания захочет вывести из страны, и стимулировании реинвестирования средств. В классической модели НнВК облагает налогами лишь ту часть прибыли предприятия, которая не направляется на расширение или создание производства. Понятно, что по крайней мере в первые годы налоговые поступления будут меньше, но в перспективе они увеличатся, потому что деньги останутся в экономике и будут способствовать ее росту. И самое интересное — это ответ на вопрос: сколько мы потеряем сейчас, а получим потом? Его нет. Даже с определением того, сколько мы теряем от введения НнВК, несмотря на годы обсуждения, есть проблемы. Минфин считает, что речь будет идти о сокращении налоговых поступлений на 65 млрд грн в первый год и о минус 100 млрд — во второй. Расчетов, на которых базируются такие показатели, никто не видел, как и никаких предположений о том, а что мы получим взамен. Например, насколько сократятся объемы выведенных из Украины средств, когда они начнут подпадать под налогообложение. И странно, что Минфин ни разу не пытался это подсчитать, хотя само по себе введение НнВК существенно повлияет на сокращение этих объемов.

Классическая, предлагаемая экспертами модель НнВК предусматривает применение 15-процентной ставки налога к операциям по выведению капитала, 20% — к операциям, приравненным к операциям по выведению капитала, 5% — к средствам, уплаченным для выполнения долговых обязательств связанным лицам-нерезидентам. Также базовая модель предполагает создание Реестра налогоплательщиков на выведенный капитал и внедрение автоматизированного анализа налоговой информации. По расчетам Украинского института будущего и прогнозам МВФ по Украине, запуск налогообложения на выведенный капитал обеспечит фискальные стимулы предприятиям для восстановления и более быстрого роста экономики в размере 30–32 млрд грн (0,7–0,8% ВВП) на 2021–2022 годы. За счет своего более быстрого роста украинская экономика уже на четвертый год начнет приносить больше налогов в бюджет.

Однако классическая модель, которая действительно могла бы обеспечить экономический рост, ради которого имело бы смысл проводить такие существенные налоговые трансформации, устраивает далеко не всех. И власть начинает предлагать полумеры, введение которых даже реформой не назовешь.

Варианты налогового комитета и Минфина

Например, налоговый комитет Верховной Рады и его глава Д.Гетманцев считают, что вполне хватит введения НнВК для бизнеса с годовым оборотом до 150 млн грн в год и всего на два года, а там как пойдет. Плюс в том, что, по подсчетам Минфина, потери бюджета от недопоступлений налога на прибыль составят лишь 8,5 млрд грн в год. Минус в том, что положительного эффекта от такой частичной реформы не будет, и через два года, предсказуемо не получив эффекта, идею с введением НнВК просто похоронят навсегда как неработающую. Более того, по убеждению депутатов, одновременное существование НнВК и упрощенной системы налогообложения — это слишком большая роскошь для отечественного бизнеса, поэтому в случае введения НнВК нужно отказаться от «упрощенки». Стоит лишь представить, с каким сопротивлением столкнется такая инициатива в реальном секторе, — это слишком уж высокая плата за налоговую реформу, тем более что фискальное стимулирование должно было бы предусматривать налоговые льготы, а не усиление налогового бремени.

Союз украинских предпринимателей отреагировал на депутатскую инициативу, заметив, что введение НнВК только для отдельных субъектов хозяйствования, во-первых, не приведет к упрощению администрирования налогов для компаний, наоборот, у бизнеса появится необходимость дополнительного контроля между плательщиками НнВК и налогоплательщиками на прибыль, то есть лишних хлопот добавится. Во-вторых, частичное введение НнВК «не для всех» оставляет неравенство налогообложения за счет оптимизационных возможностей налога на прибыль и накопленных убытков, которые, по данным налоговиков, сейчас составляют 1,3 трлн грн. В-третьих, частичное введение НнВК повторит опыт Великобритании, которая уже вводила НнВК для малого и среднего бизнеса и отменяла эту реформу через год, потому что не получила никаких позитивов, кроме головной боли. Так зачем налоговый комитет хочет наступить на британские грабли, вообще не понятно.

Вариант, предложенный Минфином, тоже не вдохновляет. В ведомстве налог на выведенный капитал назвали «специальным налогом на прибыль». Будут облагать налогами прибыль предприятий при ее выводе из обращения предприятия. Вводить налог предлагают также временно — на 15 лет и не везде, а лишь в отдельных регионах Украины, собственно, только там, где поступления от налога на прибыль не превышают 0,4% от общих поступлений этого налога по Украине. Фактически речь идет лишь о депрессивных областях, для которых Минфин готов провести налоговую реформу, потому что и так ничего от них не получает, а соответственно, и не потеряет ничего.

Предлагаемые Минфином ставки: 18% — на выплату дивидендов и приравненных к ним платежей, 15% — доходы, полученные нерезидентом, с источником происхождения из Украины. Минфин убежден, что таким образом будет стимулировать развитие предпринимательства в депрессивных регионах, содействовать созданию рабочих мест, увеличению поступлений в местные бюджеты и т.п. Поскольку суть введения НнВК в том, чтобы бизнес реинвестировал средства в уже действующие предприятия, то получим ли мы эффект, внедрив льготные условия в регионах с минимальной бизнес-активностью, где низкие прибыли предприятий могут быть результатом реального отсутствия прибылей, а не налоговой оптимизации? Эффект будет все равно, но однозначно меньшим.

Но есть и другая сторона медали: если у вас в части страны действует льготная налоговая зона, какова вероятность того, что часть компаний, заинтересованных в налоговых льготах, начнет перерегистрироваться именно в этом регионе? А те, кто не заинтересован, наоборот, остаются работать в областях с традиционным налогом на прибыль. Конечно, многие оценят реверанс Минфина и налогового комитета перед представительствами западных компаний, которые хотят и в дальнейшем беспрепятственно выводить капиталы из Украины, минимизируя свои налоговые обязательства. Но получит ли государство максимальный положительный эффект от таких полуреформ? Ради этого ли мы готовы идти на налоговые риски?

Среди противников НнВК много представителей «крупного белого» бизнеса, того самого, который выводит из Украины по 200 млрд грн ежегодно. Они против, потому что классические пути вывода капитала из Украины — проценты, роялти, дивиденды и инвестиции за рубеж — становятся прямым объектом налогообложения при введении НнВК, что делает невозможным размывание налоговой базы и вывод средств из-под налогообложения в Украине рядом компаний. Их заинтересованность в том, чтобы эта налоговая инициатива никогда не увидела свет, очевидна, как и влияние на саму реформу. И когда профильный комитет или министерство предлагают вместо полноценной реформы половинчатый вариант введения НнВК «не для всех», они становятся на сторону этих компаний, игнорируя интересы остальных. Они не думают, что при такой модели получат наихудшие из возможных результатов, дискредитируют реформу как таковую, создадут неравные условия для работы бизнеса, усложнят администрирование и увеличат нагрузку на контролирующие органы. Они просто хотят угодить тем, кто годами предпочитает выводить из Украины деньги вместо того, чтобы платить ей налоги. Так каких еще нам налоговых реформ не хватает?