UA / RU
Поддержать ZN.ua

Работа над ошибками

Какими должны быть первоочередные шаги нового главы НБУ?

Автор: Виталий Ломакович

Сначала хочу всех успокоить: несмотря на смену руководителя НБУ, динамика курса гривни будет управляемой и предсказуемой. Но политика Нацбанка требует пересмотра. Пора начать кредитовать реальную экономику и смягчить монетарную политику.

Традиционно во времена любых политических пертурбаций или важных кадровых изменений спекулянты пытаются манипулировать обменным курсом. Я ответственно заявляю, что это типичные махинации на рынке заинтересованных лиц и структур, старающихся нажиться на эмоциях людей. Именно они сейчас разгоняют в средствах массовой информации панику об обменном курсе гривни. Однако у Национального банка есть достаточно инструментов и средств влияния, чтобы сглаживать курсовые колебания. Таким образом, считаю, что не следует бежать в обменники и поддерживать искусственно вызванную истерию. Через несколько дней курс гривни вернется к своим вчерашним значениям и войдет в коридор нормальных колебаний. У нас есть накопленные валютные резервы в объеме более 27 млрд долл. По расчетам специалистов, сделанным на основе сложных экономических моделей, текущий реальный курс гривни близок к равновесному. А значит, экономических оснований для ее девальвации нет.

Однако НБУ должен немедленно пересмотреть свою политику по развитию денежно-кредитного рынка. Первоочередной шаг, который нужно сделать после смены руководства Национального банка, — это восстановить кредитование реального сектора экономики. В 2015 году отношение предоставленных банками кредитов в экономику к ВВП равнялось 52%. А в начале 2020-го это соотношение уменьшилось более чем вдвое и составило 24%. Мы не должны своими руками разрушать нашу экономику и жить в параллельном мире относительно других стран.

Во всем мире банковское кредитование является важной движущей силой экономического развития. С начала коронакризиса ведущие центральные банки эмитировали триллионы долларов и евро новой ликвидности для удержания на плаву финансовых учреждений и поддержки кредитного процесса. Но наш Национальный банк проводит довольно сдерживающую монетарную политику, несмотря на коллапс банковского кредитования и массовое банкротство малых и средних предприятий. Если украинская экономика как-то и выживает в нынешних условиях, то не благодаря активной макроэкономической политике, включая монетарную, а вопреки ей.

Как положительный момент следует отметить, что начало правительством кредитной программы «5–7–9» стало правильным шагом в направлении поддержки малого бизнеса в Украине, но, очевидно, недостаточным. И причины здесь не только в объемах бюджетного финансирования программы или пассивности малого бизнеса, но и в нездоровой мотивации банков избегать таких кредитов и жестких правилах регулирования кредитной активности банков со стороны НБУ.

Что касается целевой направленности политики НБУ и дизайна монетарной политики, то нужно отойти от чрезмерного следования инфляционной цели, поскольку такая политика в нынешних условиях Украины подавляет совокупный спрос и тормозит экономический рост. Именно поэтому у нас были стагнация реального ВВП и падение промышленного производства еще до начала коронакризиса. Приоритетной целью деятельности Нацбанка должна быть поддержка устойчивых темпов экономического роста, важна также финансовая стабильность. А инфляцию надо рассматривать как один из показателей или параметров, формирующих стабильность макрофинансовой среды и играющих некоторую роль в достижении целевых темпов экономического роста. Но реализация таких основоположных изменений предполагает внесение изменений в Закон «О Национальном банке Украины».

Еще одно важное направление деятельности НБУ — это удержание макроэкономических балансов и развитие комплексной системы антикризисной диагностики. Например, в странах ЕС действует система мониторинга макроэкономических дисбалансов (Macroeconomic Imbalance Procedure), в рамках которой Еврокомиссия контролирует соблюдение странами-членами предельных значений 14 основных показателей и 28 вспомогательных, а также дает рекомендации для устранения зафиксированных отклонений. В частности, считается, что если в течение трех лет реальный эффективный обменный курс растет или снижается более чем на 11%, это сигнализирует о вероятности или фиксирует факт наступления валютного кризиса. В Украине только за 2019 год реальный курс гривни ревальвировал на 19,1%, а за первый квартал 2020-го — девальвировал на 7,2%. Такое состояние дел означает высокую курсовую волатильность, подрывающую основы финансовой стабильности и деформирующую ценовые сигналы для субъектов внешней торговли.