UA / RU
Поддержать ZN.ua

Программы активизации кризиса: двадцать лет спустя

Креативного потенциала "младореформаторов" хватило только на то, чтобы извлечь из саркофага "хорошо забытое старое" и сделать программу, которая по сути максимизирует возможности для "большой" коррупции. Правительство подставилось под удар.

Автор: Владимир Дубровский

В украинском политикуме нынче витают призраки 90-х. И дело не только в прокуратуре, которая "вдруг" начала ворошить старые дела. И не только в криминализации. И даже не в экономическом спаде. Правительство и "объединенная" оппозиция как сговорились отряхнуть пыль с одиозных идей, казалось бы, давно выброшенных на свалку истории после того, что они тогда сделали со страной.

С одной стороны, правительственная программа: импортозамещение, протекционизм, государственная поддержка отраслей, государственные гарантии, государственный "банк реконструкции и развития" и т.д. Естественно, речь идет, в первую очередь, о "старых" отраслях - именно они, вопреки всякой экономической логике, получают поддержку всегда и всюду (не только в Украине!), когда речь заходит об отраслевой политике. Поэтому, как давно доказано, эффективность такой политики сомнительна (и обставлена многими, причем очень
редко выполнимыми, условиями) даже в странах на этапе индустриализации; и она всегда приносила только вред в странах с уже развитой промышленностью (см. "Последнее прибежище лузеров", ZN.UA от 28 сентября 2012 г.). Еще хуже с импортозамещением, где вообще не существует позитивных примеров. И не удивительно, если всем этим занимаются люди с мышлением советских экономистов, о чем убедительно свидетельствует воскрешение еще одного призрака из прошлого - понятия "базовые отрасли". Такое впечатление, что программу писали "красные директора".

Правительство, как и подобает людям, воспитанным планово-распределительной системой, исходит из "ресурсов", а под стимулами понимает… те же ресурсы, только даваемые как поощрение определенных действий, которые чиновники по каким-то своим соображениям считают благотворными для экономики. Хотя если брать реальную историю, то сколько ни "стимулировали" таким вот образом, например, нашу металлургию, сколько ни давали "ресурсов" "бедным, несчастным предприятиям", сколько ни боролись за энергоэффективность, никакого особенного улучшения не наблюдалось - разве что офшорные капиталы росли на глазах. А стоило подорожать газу, как собственники, ни слова не говоря, вернули из офшоров несколько миллиардов и всерьез занялись технологическим обновлением.

Конечно, им бы хотелось, чтобы за них эти деньги вложило государство. А кто бы на их месте отказался? То есть забрало в основном у всех нас (через НДС и акцизы) и, в меньшей степени, у других не столь милых власти бизнесменов (через налог на прибыль), чтобы отдать - нет, не сиротам и пенсионерам, а вполне самодостаточным, обеспеченным и работоспособным людям. Не стыдно клянчить "помощь", господа бизнесмены? Да, конечно, они делают большое и важное дело - производят продукцию, создают рабочие места, даже иногда платят налоги. Но почему за наш счет? И чем они лучше, чем их меньшие собратья? Разве что тем, что их интересы сконцентрированы, как и "рабочие места". Почему-то правительство настолько озабочено сохранением, например, нескольких десятков тысяч рабочих мест в автопроме, что готово из-за этого воевать со всем миром и грабить собственное население на миллиард евро в год. А вот реальная потеря почти двух миллионов рабочих мест в малом бизнесе только за 2010–2011 гг. его, похоже, не особенно волнует.

Ну и, конечно, интересный вопрос: где взять пресловутый "ресурс"? Даже не 209 млрд грн только в первый год - почему-то предполагается, что их вложит в основном частный сектор (хотя видели мы эти частные инвестиции на Евро-2012). А хотя бы 23 млрд, запланированные в бюджете, плюс пресловутые госгарантии. Это при том, что государство не может свести концы с концами! То есть на зарплаты бюджетникам, на дороги, армию, образование, медицину денег нет, а на силовые ведомства и "народное хозяйство" - находятся? Кажется, мы такое уже проходили лет двадцать назад. Одна надежда, что эти деньги выделить все-таки не удастся, и программа отправится туда же, где покоятся все ее многочисленные предшественницы. Иначе есть огромный риск, что экономика из вялотекущей стагнации сорвется в штопор, ведь ситуация, в которую попала "власть", в шахматах называется цугцвангом.

Похоже, что власть имущие действительно не знают, как выйти из тупика, в который завела их собственная политика. Ну не улучшать же в самом деле ситуацию с правами собственности, предпринимательский климат и конкуренцию. Ага, вы бы еще равные правила игры вспомнили! А, кстати, почему бы и нет? Именно этого требует, если кто забыл, программа президента. Но креативного потенциала "младореформаторов" хватило только на то, чтобы извлечь из саркофага "хорошо забытое старое" и сделать программу, которая по сути максимизирует возможности для "большой" коррупции. Правительство подставилось под удар.

Вот тут-то и должна была бы сказать свое веское слово оппозиция. Прекрасный момент, чтобы перехватить у идейно дряхлого (хотя и молодого, как никогда!) правительства инициативу, а на этой волне, чем черт не шутит, и саму власть. Вот и толстая пачка законопроектов наготове (в перечне их аж 42!). Но стоит заглянуть внутрь… и попадаем опять в те же
90-е, по крайней мере, в том, что касается экономики. Только теперь уже с другой, популистской, стороны.

Такое впечатление, что оппозиция ничего не имеет против запланированного правительством плана лечения диабета сладостями. Понятно, почему молчат социал-националисты (ВО "Свобода"). Их собственная экономическая программа предусматривает примерно то же, правда в сочетании с раскулачиванием "олигархов". Непонятно молчание УДАРа, вошедшего в Раду под лозунгом "экономика равных возможностей". Но даже ВО "Батьківщина", устроившее демарш в Кабмине, на самом деле, если судить по тем самым законопроектам, озабочено совсем другим. Там нет ни слова ни о равных правилах игры, ни о запрете патернализма по отношению к предприятиям. А ведь именно с этих элементарных шагов, предпринятых политическими предшественниками нынешних оппозиционеров, начался экономический рост в 2000-м. И именно благодаря этому им удалось победить четыре года спустя.

Зато популизм большинства этих законопроектов заставляет вспомнить все то же старое недоброе время, когда "хотелки" не только предприятий, но и населения закладывались в законы без всякой оглядки на реальные возможности. Пенсии - поднять, повышение пенсионного возраста - отменить, зарплаты - индексировать, тарифы на ЖКХ - заморозить, штрафные санкции за неуплату - отменить, ставки ЕСВ - снизить… За счет чего - непонятно, а значит, и шансов "провести через зал" тоже нет. Тогда неясно, зачем было огород городить: не догнать, так хоть согреться? Точнее, "попиариться"?

Газ внутренней добычи "объединенная" оппозиция предлагает направить населению по льготным ценам: пусть тот, у кого больше дом и кто не стал тратиться на его утепление, возрадуется! Вместе с теми, кто и сегодня якобы потребленный населением газ сбывает по ценам промышленности. Вместо того, чтобы продавать весь газ на рынке, а рентную плату направить на помощь действительно малоимущим (которым, напомним, перепадает не более 30% всех "социальных затрат"). Тогда, кстати, не потребуется никаких деклараций об энергоэффективности, поскольку она станет выгодным бизнесом - и рынок за пару лет решит проблему раз и навсегда. Как когда-то, если уж вспоминать 90-е, решил проблемы очередей и дефицита.

Конечно, повышение тарифов не может и не должно быть самоцелью: не существует такого понятия, как "объективная себестоимость". Поэтому с установлением рыночных цен на газ должна быть связана коренная реформа ЖКХ. Соответствующий законопроект в упомянутой пачке тоже имеется. Но, увы, декларативный и плохо проработанный. В частности, он не содержит ни квазирыночных механизмов (например концессий на конкурентной основе), которые могли бы привести к
более-менее объективным ценам; ни даже действенного механизма участия потребителей в контроле за монополистами. Не считать же таковыми Ассоциацию городов, при всем к ней почтении: она представляет власти, хотя и местные! А вот с настоящими представителями - объединениями жильцов - совсем плохо: законопроект отступает даже от программы президента, требовавшей (по опыту наших западных соседей) повсеместной организации ОСМД. Фактически вслед за правительством оппозиция принимает навязываемую отраслевыми лоббистами российскую схему с принудительным назначением управляющих компаний. То есть как у Жванецкого: "Жильцам. От начальника жэка…". Потому что с одного раза можно угадать, откуда возьмутся эти компании в подавляющем большинстве случаев.

На общем фоне выделяется разве что законопроект "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України" (щодо запобігання корупційним правопорушенням та нецільовому використанню державних коштів під час здійснення державних закупівель). Хотя там тоже есть спорные моменты, и, к сожалению, предлагаемых мер недостаточно, чтобы сделать закупки полностью прозрачными. Нужны, видимо, более радикальные, даже где-то экзотические: соразмерно ситуации.

Впрочем, нет худа без добра. Идейный вакуум, наглядно проявивший интеллектуальное банкротство "старых" политических элит (вкупе с выросшими в их недрах "молодыми командами"), дает возможность проявить себя новым силам и отдельным политикам как в Раде, так и вне ее. В политике, как и в экономике, кризис, убивая "динозавров", дает шанс "млекопитающим". Те, кто в этих условиях сможет предложить внятную, реалистичную, привлекательную и креативную программу выхода из цугцванга, может получить не меньшие политические дивиденды, чем Ющенко и Тимошенко в 2000-м. А, глядишь, и прославиться - как Эрхардт, Бальцерович или Саакашвили. Кастинг идей объявлен!