UA / RU
Поддержать ZN.ua

Предтраншевый психоз

Транши от международных финансовых доноров дадут лишь временную передышку, в ходе которой необходима реализация кардинальных, жестких и непопулярных мер по оздоровлению финансового сектора.

Авторы: Юрий Сколотяный, Александр Дубинский

Форменная истерика. Именно таким словосочетанием будет правильнее всего охарактеризовать состояние, которое охватило на нынешней неделе не только банкиров и руководство их регулятора, но и многих граждан, беспокоящихся о динамике курса гривни к доллару.

Чаяния на стабилизацию ситуации на валютном рынке связаны с ожидаемым со дня на день получением валютных траншей от международных финансовых доноров. Однако они, очевидно, дадут лишь временную передышку, в ходе которой необходима реализация кардинальных, жестких и непопулярных мер по оздоровлению финансового сектора. Плюс хотя бы частичный пересмотр договоренностей с МВФ (благо, сигналы о подобной возможности поступают из Вашингтона), иначе психозов, подобных нынешнему, не избежать и в будущем.

Когда к полудню среды, 27 августа, котировки американской валюты в ходе торгов на валютном межбанке вплотную подобрались к отметке 15 грн (14,5–14,9 грн/долл. согласно информации "ИнтерБизнесКонсалтинг"), в НБУ шло специально созванное совещание его руководства с представителями крупнейших банков.

Главными пунктами повестки дня как раз и были стремительная девальвация гривни и поиск путей решения проблем валютного рынка. Надо сказать, что ситуация там действительно сложилась критическая, ведь динамика котировок и поведение рынков - как межбанковского, так и наличного - говорили о том, что банковский регулятор оказался очень близок к полной потере контроля над ситуацией.

И хотя в итоговом сообщении пресс-службы Нацбанка говорится лишь о конструктивности проведенного обсуждения, на самом деле разговор в стенах здания на ул. Институтской был далеко не простым и довольно часто переходил на повышенные тона. Сбор предложений со стороны участников рынка по поводу того, какие могут быть предприняты меры для стабилизации ситуации, для чего каждому из них было выделено по две минуты на выступление, был процессом, мягко говоря, разновекторным.

Увы, в числе высказанных предложений было слишком мало действительно резонных и действенных мер. В то время как, например, некоторые "страждущие" из числа банков с наибольшими объемами полученного от НБУ рефинансирования ставили под сомнение необходимость его возврата. И предлагали поступить по примеру россиян, переведших такой долг в многолетние субординированные ссуды, что позволило заодно и увеличить капитал воспользовавшихся такой привилегией учреждений. Правда, при этом почему-то было упущено из виду то обстоятельство, что размеры "государственных кубышек" воюющих нынче стран не выдерживают никакого сравнения. Да и получили такую льготу в России лишь госбанки, действующие в интересах своего основного акционера (государства), а никак не частные коммерческие учреждения, работающие на своих сугубо частных собственников.

Ну что ж, своя рубашка всегда ближе к телу. Поэтому выглядят хоть и очень трогательно, но достаточно наивно призывы как первого лица НБУ, так и некоторых авторитетных банкиров к своим коллегам проявить в нынешней действительно чрезвычайной ситуации цеховую солидарность и воздержаться от соблазна подзаработать, спекулируя на колебаниях курса. Большинство из них - "тертые калачи", за последние двадцать лет очень многое "перетершие" уже не с одним главой НБУ и его окружением. И законы выживания в "волчьей стае" диктуют им совсем другие нормы поведения…

Как бы там ни было, по итогам совещания в Нацбанке заявили, что вроде бы достигнутая "совместная позиция банкиров и договоренности о первоочередных мерах, которые в кратчайшие сроки будут приняты для максимально быстрой стабилизации ситуации на валютном рынке, позволила уже в среду максимально быстро вернуть курс к отметке 13,50 грн/долл.".

Более того, рынку и общественности был доведен и дальнейший курсовой ориентир. Как специально подчеркнул НБУ в своем сообщении, курсовые ожидания банкиров "находятся на уровне 12,5–13 грн/долл., поэтому можно ожидать такого уровня курса уже в ближайшие дни".

В подкрепление этому прогнозу прозвучали и напоминания об ожидаемом 3 сентября с.г. поступлении траншей от МВФ на 1,4 млрд долл., а также от Всемирного банка - еще на 500 млн, "что приведет к дальнейшему росту валютных резервов и стабилизации валютного рынка".

Успокоительную вербальную интервенцию решил провести и глава правительства, заявив, что ориентиром для госбюджета является еще более низкий ориентир - 12 грн/долл. "Для украинской экономики приемлемый курс - это 12 грн. Выше мы не выдержим, - отметил Арсений Яценюк, ничуть не смущаясь слабой реалистичностью этого значения в нынешних условиях. - Я убежден, что НБУ хватит профессионализма, чтобы стабилизировать ситуацию на валютном рынке".

Также премьер и со своей колокольни напомнил об ожиданиях укрепления гривни после решения МВФ 29 августа о продолжении кредитования Украины. Вскоре он решил подкрепить свои аргументы и сообщением о намерении Минфина продать Нацбанку 340 млн долл. для пополнения резервов. А впоследствии, открывая пятничное заседание правительства, провозгласил об ожидаемом 29 августа поступлении финансовой помощи из Японии в размере 100 млн долл. Как говорится, с миру по нитке…

На момент подготовки этого материала сообщение о решении совета директоров МВФ еще не поступило. Но с высокой долей вероятности можно рассчитывать, что оно окажется положительным. Так, буквально накануне в ходе регулярного брифинга в Вашингтоне спикер МВФ Джерри Райс заявил, что украинская власть выполнила все условия МВФ для получения очередного транша по программе stand-by.

Подтвердив намерение совета директоров МВФ рассмотреть вопрос о первом пересмотре кредитной программы для Украины, г-н Райс также сообщил, что, помимо обсуждения выполнения Украиной требований фонда, высший исполнительный орган этой организации рассмотрит также растущие риски программы.

"В случае усугубления ситуации в Украине программу необходимо будет пересматривать, включая возможность предоставления дополнительного финансирования. Степень неопределенности в Украине остается очень высокой, поэтому в настоящее время сложно что-либо сказать о характере возможных корректив", - отметил спикер МВФ.

И здесь необходимо подчеркнуть, что коррективы программе сотрудничества Киева и фонда действительно крайне необходимы. Ведь очевидно, что в нынешнем ее варианте программа нацелена в первую очередь на обеспечение платежеспособности украинских заемщиков перед внешними кредиторами, но зачастую жесткость ее ограничений работает в ущерб стабильности отечественной финансовой системы. При этом слишком слабо учитываются и реалии существующего полноценного военно-экономического конфликта с соседним государством, что значительно усложняет выполнение выдвигаемых условий.

И даже если не поднимать вопрос о таких серьезных пунктах, как кардинальное увеличение сроков и объемов финансирования, а также радикальное облегчение условий его предоставления, то речь должна идти хотя бы о пересмотре некоторых весьма спорных "маяков". В частности, о требовании к Нацбанку увеличить его золотовалютные резервы на 1 млрд долл. до конца текущего года, выкупив соответствующие объемы валюты на рынке. Как уже сообщало ZN.UA, согласно тексту обновленного меморандума еще до конца июля Нацбанку надлежало нарастить уровень чистых международных резервов, по меньшей мере, до 10,775 млрд долл., выкупив для этого на межбанковском рынке 200 млн долл. Это одно из так называемых предварительных условий, которое необходимо было выполнить до заседания совета директоров МВФ.

Нацбанк сумел за июль "наскрести" лишь 80 млн долл., что вынудило его активизировать операции по покупке валюты на рынке в августе. Таким образом, именно действия регулятора стали одним из факторов нынешнего усиления девальвационного давления на гривню. К тому же, если средства на оплату российского газа для НАК "Нафтогаз Украины" были аккумулированы на специальном счете в Нацбанке, то в отношении реверсных поставок этого не предусмотрено. Таким образом, "Нафтогаз" вынужден все-таки выходить на рынок через уполномоченные банки для покупок валюты под оплату соответствующих контрактов. Как выяснилось, приобретение на нынешнем чрезвычайно узком рынке даже десятка-двух миллионов долларов оказалось делом весьма проблематичным.

Опрошенные ZN.UA участники рынка свидетельствуют, что зажатый условиями меморандума Нацбанк вынужден был задействовать весьма специфическую тактику, продавая банкам валюту в рамках объемов, выкупленных им же у других учреждений. Этим регулятор добивается общего нулевого либо положительного для себя сальдо интервенций. С этой целью он "стимулирует" отдельные банки продать ему валюту с позиции (т.к. клиенты не хотят продавать по курсу НБУ), а затем 60–90% приобретенной валюты продает в рынок для успокоения курса, перераспределяя ее таким образом от крупных игроков к мелким. Так, в прошлый четверг НБУ выкупил на рынке около 90 млн долл., из которых 20 млн с позиции продал Ощадбанк.

Но в сухом остатке все равно продолжается вымывание и так дефицитной валюты с рынка, что приводит к усугублению ее дефицита, провоцируя дальнейший рост котировок и снижение ликвидности рынка.

Еще одна причина нестабильности - существование валютных свопов между рядом крупных банков. Рост курса приводит к постоянному дисбалансу валют у сторон сделки: банки, привлекшие валюту в обмен на гривню (должники), вынуждены с ростом курса постоянно докупать валюту, чтобы выровнять сделки.

Ну и, наконец, нельзя не упомянуть и такой фактор девальвации, как вызванная ею же (девальвацией) необходимость для банков постоянно пополнять резервы. Падение курса гривни приводит к росту неплатежей по кредитам и размыванию банковского капитала из-за необходимости пополнять резервы. Финучреждения вынуждены либо доформировывать их в валюте (покупая ее), либо пополнять капитал. Конечно, все предпочитают для этих целей покупать валюту (к собственникам за деньгами сейчас лучше не соваться), что тоже раскачивает курс.

Что касается политики НБУ и его административных ограничений, то далеко не все меры, предпринимаемые в попытках "хоть что-нибудь предпринять", можно считать даже условно эффективными. Так, введенный НБУ мораторий на валютное кредитование внутри страны (постановление №534), по мнению участников рынка, мало повлияет на спрос на валюту, так как в основном эти средства привлекаются для внешних расчетов.

Или, например, в четверг, 28 августа, банкам пришел циркуляр, запрещающий продажи клиентской валюты на межбанке день в день, с требованием их переноса на следующую торговую сессию. Сделано это было якобы для того, чтобы в Нацбанке знали баланс спроса и предложения валюты заранее.

Но этим регулятор обрек рынок на отсутствие заявок на продажу валюты в пятницу, 29 августа. Закономерно уже к обеду котировки подскочили до уровня 13,85–14,20 грн/долл., хотя регулятор угрожал жесточайшими санкциями "раскольникам", выставляющим котировки выше 13,5 грн/долл.

Таким образом, рынок окончательно "испарился" - желающих выставлять заниженные 13,5 грн/долл. нет, как и торговать "под угрозой расстрела" по более привлекательным 14 грн/долл. - тоже.

Повторное собрание банкиров в НБУ в конце недели оказалось пока малопродуктивным - способных обеспечить сиюминутный результат "прорывных" предложений, по мнению некоторых его участников, не появилось.

Так что в нынешней ситуации главе НБУ Валерии Гонтаревой можно не только вменять промахи и проколы, но и в какой-то мере посочувствовать. Ведь ей в условиях полноценного военного конфликта в стране приходится при полном отсутствии необходимого опыта аппаратных игр и управления мегаведомством не только противостоять спекуляциям и информационным атакам, но и столкнуться порой с откровенными "подставами" со стороны как подчиненных, так и вышестоящих "инстанций". Таких, например, как принуждение к выдаче 2-миллиардного рефинансирования далеко не самому благонадежному банку (очень хочется верить, что в этой ситуации главе НБУ пришлось действовать только по принуждению, но окончательного "нет" так и не прозвучало). А еще - пытаться разгребать наследие, оставленное предшественниками и их боссами.

В частности, немалую лепту в нынешний "мизерный" расклад внес и нынешний глава Кабмина, сейчас ратующий за курс 12 грн за доллар. Ведь это с его соизволения Нацбанк ввел невнятные ограничения на изъятие вкладов (проморгав возможность для введения полноценного всеобщего моратория), ставшие для системы миной замедленного действия, с которой соскочить в нынешней ситуации пока не представляется возможным.

Это именно он в спешке поскорее отрапортовать о получении внешней помощи подписал от имени исполнительной власти далеко не самые оптимальные условия меморандума с МВФ, в рамках которых на шее страны все теснее затягивается долговая удавка.

Это для нужд финансирования госбюджета Нацбанк приобрел с начала нынешнего года уже около 90 млрд грн "напечатанных" правительством ОВГЗ, осуществив соответствующую непокрытую эмиссию.

Это с ведома премьера "ручной" Нацбанк раздал в том числе и финансово нездоровым учреждениям многие миллиарды рефинансирования, которые в итоге не особенно помогли системе, растворившись на счетах привилегированных частных лиц, попутно окончательно подорвав стабильность валютного рынка…

Сейчас, как свидетельствуют источники не только ZN.UA, эти средства весьма проблематичны к возврату, и должники взывают к необходимости их многолетней реструктуризации.

Между тем очевидно, что пока банковская система не очистится от "неизлечимо больных" в своих рядах (и здесь проект по оздоровлению финансового сектора от ВБ - весьма кстати), поиск полумер с надеждой на сиюминутный результат обречен на неудачу.

А вот украинскому политикуму необходимо хотя бы частичное очищение от патологических популистов и коррупционеров, иначе экономика страны и ее финансовый сектор обречены и дальше влачить подобное нынешнему жалкое существование.