UA / RU
Поддержать ZN.ua

Право на защиту (но без ущерба для экономики)

Сложные законы многосторонней торговли не позволяют поддерживать только выгодные торговые связи, защищаясь от товарных потоков, которые "давят" на отечественную отрасль. Реакция заинтересованных членов ВТО, как правило, заставляет искать баланс интересов.

Автор: Андрей Гончарук

В современном, открытом для глобальной торговли мире даже страны с либеральной моделью развития экономики применяют протекционистские меры, защищая своих производителей. Средства поддержки варьируются от применения пошлин на импортные товары до регулирования валютно-курсовой политики.

Нестабильная ситуация в мировой экономике подпитывает протекционистские настроения в мире, поэтому угроза протекционизма для глобальной торговли сейчас является наибольшей с момента начала последнего финансово-экономического кризиса.

По последним данным Всемирной организации торговли (ВТО), в 2013 г. объемы мировой торговли вырастут только на 3,3%, хотя прогноз организации составлял 4,5%. В 2012-м этот показатель составил 2%, что стало наихудшим результатом с 1981 г. (когда были начаты такие наблюдения), исключая 2009 г., когда объемы мировой торговли сократились.

2013-й может быть хуже, чем ожидалось, особенно из-за рисков, вызванных кризисом еврозоны, поскольку ее страны-члены продолжают попытки ограничить торговлю в стремлении поддержать экономический рост.

Генеральный директор ВТО П.Лами предупредил, что "угроза протекционизма сейчас может быть выше, чем когда-либо с начала кризиса, поскольку другие меры восстановления роста были применены и признаны неэффективными".

В денежном, а не в натуральном выражении в 2012 г. объемы мировой торговли выросли только на 0,2%, до 18,2 трлн долл. США. В значительной степени это произошло из-за резкого снижения цен на ряд сырьевых товаров, включая уголь (21%) и железную руду (23%). В ВТО отмечают, что кризис в Европе продолжит негативно влиять на глобальный импорт, ведь ЕС является одним из крупнейших торговых рынков для стран Азии и Америки.

Следовательно, и динамика внешней торговли Украины за последние годы определяется, прежде всего, мировыми тенденциями.

Вступая в ВТО, Украина системно решила вопрос защиты внутреннего рынка. Ключевые законы нашего государства о применении антидемпинговых, компенсационных и защитных мер были приняты в 1998 г. Они в значительной степени отвечали правилам ВТО, хотя отдельные их положения еще требовали внесения изменений для обеспечения полного соответствия. Мы даже обязались не использовать экспортные субсидии в сельском хозяйстве.

Подчеркиваю, что система правил ВТО позволяет применять меры стимулирования производства и защиты отечественных производителей, направленные на исправление ситуации, которая, по мнению члена ВТО, угрожает его национальным и торгово-экономическим интересам.

Так, последние решения Украины о защите отдельных отраслей промышленности носят временный характер и применяются на срок, позволяющий национальному товаропроизводителю обеспечить производство и восстановить прибыльность. Введенные меры по защите угледобывающей промышленности, в частности, соответствуют положениям статьи XIX ГАТТ-1994, предусматривающей возможность применения мер ограничения импорта во избежание серьезного ущерба отечественным производителям, который может быть вызван массовым импортом.

Отдельные члены ВТО (Турция и РФ), считающие, что столкнулись с неблагоприятными последствиями от введения защитных пошлин на легковые автомобили, воспользовались возможностью обратиться в комитет ВТО по защитным мерам с целью введения ограничительных мер в отношении отдельных видов товаров украинского происхождения.

Относительно этих шагов со стороны Турции и РФ хочу отметить, что в условиях преодоления последствий мирового кризиса и необходимости сохранения собственных производственных мощностей успешность применения членом ВТО мер защиты отдельных отраслей в соответствии с правилами организации зависит не столько от торговой дипломатии, сколько от экономического анализа последствий применения такой защиты. Сложные законы многосторонней торговли не позволяют поддерживать только выгодные торговые связи, защищаясь от товарных потоков, которые "давят" на отечественную отрасль. Реакция заинтересованных членов ВТО, как правило, заставляет искать баланс интересов.

В случае введения защитных пошлин на легковые автомобили встречи с отдельными заинтересованными сторонами - Японией, Кореей, ЕС, США, Турцией, другими членами ВТО, которые обращались к украинской стороне с просьбой провести многосторонние консультации в Женеве, подтвердили, что они обязательно воспользуются правом на внедрение мер возмещения.

Имея, к сожалению, недиверсифицированную структуру экспорта во все упомянутые выше страны, с высокой степенью вероятности можно прогнозировать списки товаров, составляющих группу риска ограничения доступа на их рынки. Как правило, это сельскохозяйственные и продовольственные товары, а также продукция отраслей, получающих государственную поддержку.

Сами по себе контрмеры полностью соответствуют системе правил ВТО и широко применяются членами организации. Но для Украины как инициатора применения защитного инструмента важен постоянный мониторинг баланса потерь экспорта и показателей автомобильной отрасли, который является индикатором экономической эффективности такого инструмента.

Подчеркну, защита отечественных отраслей должна быть экономически обоснованной, что означает не только соответствие правилам ВТО. Прогноз последствий возможных контрмер, направленных против других отраслей экономики, например, металлургической, химической, агропромышленной, должен быть неотъемлемой частью такого обоснования.

В связи с этим не в пользу Украины сыграло совпадение во времени вступления в силу решения о введении защитной пошлины на автомобили и подачи нашей широкоформатной заявки о пересмотре тарифных обязательств в рамках ВТО, в том числе по тем же авто и еще 370 товарным позициям. Очевидно, что отсутствие координации в отношениях с ВТО дало о себе знать.

Безусловно, следует использовать возможности ВТО для обеспечения национальных интересов во внешней торговле и содействия росту экономики. Но такая деятельность требует существования слаженного механизма формирования общегосударственной позиции относительно режима доступа товаров и услуг к внутреннему и внешним рынкам. В условиях значительной доли экспорта в формировании ВВП Украины этот вопрос чрезвычайно важен.

Определенным ответом на эти вызовы стал ряд решений президента Украины, направленных на усиление координации действий органов исполнительной власти в сфере взаимодействия с ВТО, прежде всего, путем восстановления института Комиссии по сотрудничеству с ВТО, но на самом высоком уровне, т.е. предоставив ей статус государственной.

Хочу отметить, что комиссия как консультативно-совещательный орган при президенте Украины не может и не будет подменять деятельность центральных органов исполнительной власти. Главным для нее является подготовка и внесение на рассмотрение главы государства предложений по вопросам обеспечения единого внешнеполитического курса Украины в отношениях с ВТО и ее членами.

В контексте обсуждения заявки нашего государства о пересмотре тарифных обязательств в рамках ВТО следует подчеркнуть, что Украина как член этой организации имеет полное право использовать положения ее основополагающих документов для модификации ставок по тарифам.

Наше государство должно адекватно реагировать на внешнеэкономические шоки, прибегая к дополнительной гибкости при осуществлении торговой политики путем использования легитимных инструментов ВТО. Одним из таких инструментов является положение статьи XXVIII ГАТТ-1994, которым мы и воспользовались.

Вместе с тем, как справедливо считают эксперты, встречные требования к украинской стороне, при условии сохранения объема товарных позиций, предлагаемых к пересмотру, могут создать существенные проблемы для доступа товаров отечественного традиционного экспорта на иностранные рынки.

Поэтому, исходя из своих полномочий, Государственная комиссия по вопросам сотрудничества с ВТО должна выработать соответствующие рекомендации с учетом интересов наших экспортеров и обязательств Украины по фундаментальным принципам Всемирной торговой организации.

Хотел бы отметить также, что взаимосвязанность внешнеэкономических и внешнеполитических отношений часто используется государствами как средство давления с целью принятия удобных для них решений или отказа от уже принятых.

Ни для кого не секрет, что защита прав интеллектуальной собственности в Украине сейчас является чрезвычайно актуальным вопросом, который носит системный характер и решение которого требует довольно много времени и финансовых ресурсов. С учетом этого мы принимаем комплексные меры по улучшению законодательства в соответствующей сфере, в том числе в рамках выполнения совместного с американской стороной плана действий по усовершенствованию системы защиты прав интеллектуальной собственности. Как один из последних положительных примеров работы в этой сфере можно вспомнить решение правительства о порядке использования в этом году бюджетных средств (в сумме 100 млн грн) на реализацию мер по легализации компьютерных программ, используемых в органах исполнительной власти Украины.

Как известно, в начале мая 2013 г. Офисом торгового представителя США Украине был предоставлен статус "Приоритетной иностранной страны" в рамках ежегодного, так называемого Специального доклада 301, который содержит информацию о странах, которые, по мнению американской стороны, не обеспечивают достаточный уровень защиты прав интеллектуальной собственности.

Подобная ситуация уже имела место в Украине в 2001–2005 гг., когда следствием предоставления нашему государству упомянутого "приоритетного" статуса стало применение американской стороной жестких экономических санкций, существенно ограничивших доступ ведущих товаров украинского экспорта, в частности металлургической и химической продукции, изделий легкой промышленности, на рынок США. По оценкам экспертов, потери экспорта Украины за указанный период составили от 170 до 500 млн долл. США, и это без учета повышения стоимости страхования кредитных рисков и снижения привлекательности нашей страны для иностранных инвесторов.

Все же, принимая во внимание решительные шаги по защите прав интеллектуальной собственности, которые применяются украинской стороной в этом году, надеемся на понимание нашими партнерами всех аспектов этого сложного процесса и объективное отношение к предоставлению доступа украинских товаров на рынок США. Эти вопросы постоянно находятся на повестке дня и наших контактов на площадке Всемирной торговой организации.

Подытоживая, хочу заметить, что при вступлении Украины в ВТО нами, конечно, рассматривалось возможное негативное влияние на отечественную экономику. Наряду с рядом преимуществ на первом этапе системного изменения внешнеторговых (и внутриэкономических) отношений существуют определенные риски, а именно - обострение конкуренции на внутреннем рынке, необходимость внедрения новых норм безопасности и качества продукции и т.п.

Уверен, мы должны использовать такие меры экономической политики, которые, в частности, влияли бы на ускорение инноваций в секторах конкурентных преимуществ украинской экономики, создание условий для формирования мощных украинских компаний, способных к конкуренции на мировом рынке. Без структурной адаптации отраслей к вызовам мировой экономики, без формирования с этой целью инновационной стратегии использование преимуществ международной торговой системы в полной мере невозможно.