UA / RU
Поддержать ZN.ua

Потребительские цены и индексы в 2018 году: итоги и нерешаемые проблемы

В связи с предстоящей в марте индексацией пенсий повышаются требования к совершенствованию методики и практики расчетов Индекса потребительских цен (ИПЦ).

Автор: Андрей Ревенко

А в новой кредитной программе МВФ stand-by содержится положение, что одной из ее целей является подержание стабильной инфляции. И вполне вероятно, что МВФ будет более тщательно контролировать ее расчеты. Однако необходимость расширения информации о потребительских ценах и публикации данных о ценах на жилье обосновывается далеко не только этим обстоятельством.

"Скандальнi ціни"

После отмены с начала прошлого года социальных цен (точнее, отмены ограничения в 20% торговой наценки) по 23 продуктам питания, бензину А-95 и дизельному топливу, на сайте Госстата стали 14–15 числа каждого месяца публиковать средние цены по 53 продуктам по Украине и ее регионам. Была сохранена информация по всем 25 прежним социальным продуктам и дополнительно добавлены цены еще по 28 продуктам. А позднее появились аналогичные данные еще и за 2017 г. Это, безусловно, важный шаг в расширении ценовых данных. В прошлом году эта информация стала охватывать 36,1% весов (2016 г.) потребительского набора, в котором 328 продуктов.

Ограничимся лишь ценовыми комментариями по продовольственным продуктам. По ним включены цены еще по восьми позициям: хлебу из пшеничной муки высшего сорта, батонам, куриному филе, мороженой рыбе, яблокам. Это вполне оправдано, так как это продтовары с высоким "рейтингом" покупок (от 1,137% по мороженой рыбе и 1,081% по куриному филе в продуктовом наборе). Они пользуются повседневным спросом. Но вряд ли стоило добавлять манную и ячневую крупы и пшено (все три - всего 0,126% расходов).

Молоко и колбаса. Осталось "социальное" молоко с жирностью до 2,6%, но не включено молоко с более высокой жирностью, расходы потребителей на которое в 1,6 раза больше. Такая же ситуация с вареной колбасой. Осталась "социальная" первого сорта, но нет цен на такую же колбасу высшего сорта, вес которой в 3,5 раза выше, чем колбасы первого сорта.

А вот в ценовые данные, к сожалению, не попали более потребляемые (преимущественно детьми) конфеты шоколадные (0,986%) и сдобное печенье (0,935%), а также чай (0,732%), кофе растворимый (0,587%), сыры твердые типа "Эдам" (0,547%). Не мешало бы иметь представление, как изменяются помесячно цены на такие сезонные продукты, как виноград, арбузы. Ну и совсем обидно, что не приводятся цены на помидоры (0,518%) и огурцы (0,348%). Среднегодовые расходы на них больше, чем на "социальную" капусту (0,339%,), лук (0,255%), морковь (0,190%) и свеклу (0,075%). Цены на огурцы и помидоры в зимние месяцы выше, чем в летние, примерно в 8–10 раз. В начале февраля помидоры в Киеве стоили порядка 70–80 грн/кг, а огурцы - 60–65 грн. И они еще будут дорожать, как и другие овощи и картофель до нового урожая. А в некоторых сетевых продовольственных магазинах цены на помидоры и огурцы стали приводиться уже не за килограмм, а за 100 граммов!

Так что возможности расширения этого набора далеко не исчерпаны. И его можно без труда расширить, даже не с январских цен. Ведь нет каких-то ограничений на количество продуктов, по которым следовало бы приводить ценовые данные.

Тут можно привести аналогию с промышленностью. Помимо детальных данных об индексах промышленного производства, на сайте Госстата приводятся годовые данные о выпуске 2595 и ежемесячные - о выпуске 1572 промпродуктов в натуральном выражении (!).

Характеризуя изменение цен на основные продукты питания в течение прошлого года, нужно отметить, что на фоне роста цен на большинство продуктов они снизились в среднем по Украине за год (декабрь 2018 г. к декабрю 2017 г.) на гречневую крупу более чем на четверть - с 22,54 до 16,33 грн/кг. Но СМИ поясняют, что такое снижение ненадолго. Посевные площади под гречку в Украине сократились, валовой сбор уменьшится, а цены вырастут. Так что есть смысл сделать запасы гречневой крупы. Цены на яблоки снизились без малого вдвое - с 16,76 до 9,21 грн за килограмм. И невиданное дело - многие сорта яблок стали сейчас дешевле картофеля! На 9% за год снизились средние цены и на яйца - с 27,00 до 24,56 грн за десяток. Но по ним "резервы" снижения, видимо, исчерпаны. Оно закончилось в июне (20,11 грн за десяток), а с июля цены повысились на 22%.

Из продовольственных продуктов за год больше всего выросли цены на овощи - индекс 127,8%, а из них особенно на "борщовый набор". Индексы цен по картофелю - 131,9%, капусте - 205,4, луку - аж 308,4, свекле - 174,9 и моркови - 179,3%. Объясняется такой рост, даже Нацбанком, якобы существенным снижением их урожая в прошлом году. Но это не так. Больше всего (на 15%) сократился урожай лука, а капусты - всего на 4%, свеклы - на 2%. Урожай картофеля был даже чуть больше, чем в 2017-м (на 1,3%), а моркови - на 0,4%. А вот по яблокам он вырос на 35% (с 1076 тыс. т в 2017-м до 1457 тыс. т в 2018 г.).

Индексы потребительских цен по четырем группам продуктов

Помимо разрабатываемого еще с 1991 г. нынешнего индекса потребительских цен, существует возможность расчета еще одного варианта этого индекса по четырем основным продуктовым группам в зависимости от их функционального назначения. Он будет давать точно такой же результат, как и ныне рассчитываемый ИПЦ, и базироваться на используемом ныне продуктовом наборе (328 продуктов) и нынешней весовой системе.

Как и рассчитываемый сегодня ИПЦ, он основан на международной, евросоюзовской, и гармонизированной с ними отечественной "Класифікації індивідуального споживання за цілями" 2007 г. (КИПЦ), в которых заложены потенциальные возможности его расчета. Так что ничего иного, кроме несложной чисто технической перегруппировки позиций продуктового набора по другому принципу, для этого делать не придется. Но он значительно углубляет возможности мониторинга, анализа и прогнозирования изменения потребительских цен, в чем в первую очередь заинтересованы НБУ (как и в базовом ИПЦ) и Министерство экономразвития и торговли. Хотя для обычных граждан нынешний вариант расчетов ИПЦ будет более предпочтительным.

В привычном ИПЦ индексы рассчитываются по 12 основным группам - продуктам питания и безалкогольным напиткам (120 продуктов набора), одежде и обуви (57), здравоохранению (18), транспорту (23), образованию (4) и другим. А второй вариант расчетов предполагает разделение продуктового набора на четыре группы, в которые будут входить три группы товаров (179 товаров кратковременного пользования, 67 - среднесрочного, 27 - длительного), а также 55 позиций, которые КИПЦ относятся к услугам (services - S).

Здесь следует отметить, что если в обиходе понятия продуктов и товаров обычно не разделяются и употребляются как синонимы, то КИПЦ продукты четко разделяются на товары (материально осязаемые) и услуги (как альтернатива товарам).

Можно добавить, что подобный расчет индекса продукции в двух вариантах используется в статистике сельского хозяйства и промышленности. Индексы продукции сельского хозяйства в одном варианте определяются по продукции растениеводства и животноводства, а в другом - по сельскохозяйственным предприятиям и хозяйствам населения. А к чести Департамента статистики производства, ежемесячные индексы продукции промышленности в двух вариантах разрабатываются еще с 2014 г. Первый - по отраслям промышленности, а второй - по пяти видам промышленной продукции: промежуточного потребления, инвестиционным товарам, энергии и двум таким же, как для ИПЦ, - потребительским товарам краткосрочного пользования и потребительским товарам длительного пользования.

В нашей классификации сделан и первый шаг к расчету этого варианта ИПЦ. В ней (стр. 2–3) даются пояснения, заимствованные из евросоюзовской классификации, какие товары относятся к каждой из трех групп. А вот в отношении услуг подобное нужное пояснение, к сожалению, не приведено. И названия групп даны даже на английском языке.

Товары кратковременного пользования - это практически товары одноразового использования, с обычными сроками использования до года. Это все продукты питания, алкогольные напитки и табачные изделия, медикаменты, ручки и тетради, стиральные порошки, зубная паста. И из коммуналки, что, может, и несколько неожиданно, - электроэнергия, природный газ, отопление и горячая вода.

Товары среднесрочного пользования - это одежда, обувь, постельное белье, небольшие и относительно недорогие электротовары, как электрочайники и электроутюги, посуда, автомобильные шины, книги, игрушки, флешки, сумки, зонтики.

Товары длительного пользования - холодильники, кондиционеры, стиральные машины, легковые автомобили, электронные книжки, мобильные телефоны, ювелирные изделия из золота.

А к услугам, как альтернативе товаров, отнесены такие продукты, которые не имеют физического воплощения. К ним из продуктового набора относятся все позиции образования, все виды медицинских услуг (больниц, поликлиник, стоматологии), связи (почтовой, Интернета, мобильной и обычной телефонной), транспорта (все виды пассажирских перевозок), стрижка, маникюр и др.

Рассчитанный таким образом ИПЦ для 2018 г. представлен в таблице.

В товарах длительного пользования основу формирует, кроме части мебели, импорт. А в товарах среднесрочного пользования основная часть - импортные одежда и обувь.

Интересны и, видимо, весьма неожиданны получаемые результаты по четырем группам. Прирост индекса по услугам, в составе которых велика доля зарплаты и начислений на нее, почти вдвое (в 1,8 раза) больше, чем по общему ИПЦ. А по товарам длительного и среднесрочного пользования он в четыре с лишним раза меньше! Очевидно, что индексы по этим двум группам, как и общий ИПЦ, были бы другими, если бы в течение прошлого года курс гривни к доллару не оставался относительно стабильным, а шагнул бы, например (что отнюдь нельзя было исключить), за 30–35 гривен за доллар.

Поэтому значимость этого варианта расчетов ИПЦ не следует недооценивать. В октябре прошлого года он был изложен Департаменту монетарной политики и экономического анализа НБУ и вроде бы привлек его внимание. С учетом этого предложение было передано руководству Госстата для рассмотрения в Департаменте статистики цен. Но, как и можно было ожидать, никакой реакции до сих пор нет.

Нерешаемые проблемы

Наши 15,1 млн домохозяйств ежемесячно приобретают не менее полутора-двух миллиардов товаров и услуг. Для расчетов ИПЦ используется довольно сложная, теоретически вполне обоснованная и не вызывающая сомнений выборка, основанная на международных стандартах.

Но полностью отсутствует какой-либо общественный контроль по сбору первичных данных о ценах на местах.

Еще в августе 1990 г. не Верховной Радой, а избранным при советской власти Верховным Советом УССР, в условиях начавшейся инфляции был принят и вступил в действие Закон "Об индексации денежных доходов населения". Уже тогда существовало понимание необходимости обязательного участия общественных организаций в контроле за его осуществлением. Предполагалось (статья 11) участие молодежных, то есть тогдашнего советского комсомола и тогдашних профсоюзов (профсоюзы - школа коммунизма), в этом контроле. А определение порядка их участия было в той же статье возложено на тогдашнее правительство. На что ему был отведен трехмесячный срок. Но оно не было реализовано ни за три месяца, ни за три года, да и вряд ли будет осуществлено за 30 лет - к августу этого года. Ныне участие общественных организаций законодательно предусмотрено даже за деятельностью Министерства обороны Украины.

Но Госстат явно не заинтересован в каком-либо участии общественности в контроле за сбором цен. За 30 лет не было ни одного прецедента участия не госстатовских членов рабочей группы по ИПЦ (!). Хотя для специалистов, занимающихся этой проблематикой, в частности в НБУ, было бы полезно поучаствовать вместе с госстатовскими сотрудниками в сборе цен. Например, понять, как выбираются и учитываются цены по таким продуктам, как яблоки, которые представлены несколькими сортами, десятки видов конфет, вин, имеющих довольно значительные ценовые различия. Это способствовало бы повышению доверия к ИПЦ всех групп пользователей и в первую очередь обычных граждан. В чем прежде всего должен быть заинтересован наш Госстат…

Но основные проблемы по ИПЦ связаны с методикой и практикой его расчетов. Так, исходя из того, что в большинстве европейских стран потребительский набор включает 500–700 продуктов (т.е. он примерно вдвое больше, чем в Украине), было бы целесообразно ознакомиться с его составом, скажем, в соседних с нами Польше, Словакии, Венгрии, Румынии, Турции. И учесть, что в них есть полезного для формирования нашего продовольственного набора. Повышенного внимания требуют такие сложные для выбора цен продукты, как легковые автомобили, смартфоны, да и тарифы на разговоры по "мобилкам". Так, по легковым автомобилям стоило бы проконсультироваться с Укравтопромом, расположенным всего в двух кварталах от Госстата. С чувством затаенной гордости сообщается, что в нашем наборе нет бывших в употреблении легковых автомобилей и одежды. Хотя для нашего уровня доходов их следовало бы учитывать. И это положение содержится в документе 17-й Международной конференции статистиков труда "Индексы потребительских цен" МОТ 2003 г.

Наиболее серьезные проблемы возникли с расчетами ИПЦ в прошлом году, когда впервые с 1990 г. была тихонько изменена методика определения одного из двух основных его компонентов. Вместо весов, основанных на данных обследований условий жизни домохозяйств, она стала базироваться на системе национальных счетов. ZN.UA в июне 2018 г. (№24–25) подробно осветило эти изменения. По расчетам в 2018 г. при прежней весовой структуре, декабрьская инфляция была бы как минимум на 0,2–0,3 п.п. выше опубликованной. То есть вышла бы за пределы столь вожделенной для Нацбанка однозначной (менее 10,0%) величины.

Номинальная зарплата выросла за прошлый год на 20,5%. И премьер-министр В.Гройсман, говоря осенью прошлого года о росте зарплаты, с чувством гордости сообщил, что она у нас теперь уже 25 грн в час. Кстати, практически синхронно не удержался и президент США Трамп, проинформировавший чуть позже в своем твиттере соотечественников, что у них она даже еще больше - 27,46. Правда, он имел в виду доллары.

Необходимость перехода к весовой системе нацсчетов оправдывалась тем, что в прежней весовой системе, основанной на обследованиях домохозяйств, были недостаточно представлены группы населения с высокими доходами. Это действительно так, ибо участие попавших в выборку домохозяйств добровольное. И довольно большая часть более зажиточных домохозяйств не желает принимать в них участия. Эта проблема характерна не только для Украины, но и для других стран.

Но у нас еще с 2012 г. проводятся корректировки, направленные на устранение этих несоответствий. И то, что данные обследований корректируются в пояснениях к ним, к сожалению, не отражается. Так, с учетом корректировок в 2012-м была увеличена доля трех высших децильных групп домохозяйств (в восьмой - с 11,8 до 12,1%, девятой - с 13,8 до 14,7% и особенно в десятой с наибольшими доходами - с 20,6 до 22,3%). А доля домохозяйств с низкими доходами была уменьшена. В первой (с самыми низкими доходами) - с 4,5 до 4,2%, второй - с 6,1% до 5,5%, третьей - с 7,0% до 6,3%. Такие корректировки проводились и во все последующие годы обследований.

Следует отметить помощь в устранении этих серьезных несоответствий сотрудников Института демографии и социальных исследований НАНУ В.Сариогло и Н.Романчук. Разработанная ими методика может, видимо, использоваться не только в Украине, но и в других странах (включая Евросоюз), у которых существует аналогичная ситуация с "недопредставленностью" более зажиточных слоев населения. А в двух очень солидных по объему (680 и 264 стр.) международных изданиях по ИПЦ эта проблема лишь очень кратко упоминается, но не даются пути ее решения.

Переход на новые веса потребительских расходов для солидности представлен как переход на веса национальных счетов, в которых основной макропоказатель - ВВП. Он определяется параллельно тремя методами - производственным, по категориям доходов и по конечному использованию. Весовая система связана только с последним и лишь с одним, правда, наиболее весомым (порядка двух третей) из 12 компонентов его использования. В 2017-м это 1,921 трлн грн. Но для определения весов должны быть взяты не все, а лишь денежные расходы домохозяйств.

Определить ихдостаточно точно в гривнах сложно и вряд ли возможно. В нацсчетах в него включается (а в отличие от них, в денежные расходы домохозяйств не включается) такой достаточно сложный для понимания и особенно расчетов элемент, как "условно определяемые цены на жилищные услуги владельцев жилья, которые проживают в собственных (приватизированных, купленных, построенных владельцами), а не арендуемых у физических лиц жилых помещениях". Проще говоря, постараться оценить, во сколько обошлась бы ими аренда их собственного жилья.

В собственном жилье у нас проживает 90–93% домохозяйств. Арендуется жилье в основном в крупных городах. И около 90–95% арендуемых жилищ находятся в "тени". Только очень небольшая часть оформляется в агентствах недвижимости и может учитываться Департаментом статистики цен. Аренда однокомнатной квартиры в среднем по Украине без оплаты коммуналки в декабре 2017 г. - 2940 грн в месяц, в декабре 2018-го - 3553 грн, а в Киеве соответственно - 5551 и 6636 грн. А жилой фонд в Украине на начало 2018 г. - это 16997 тыс. квартир общей площадью 968,4 млн кв. м. Кто возьмется определить величину подлежащего исключению элемента?

Отсюда следует, что необходима информация об общей гривневой величине денежных потребительских расходов домохозяйств, которая используется для расчета весовой структуры ИПЦ. Сделать это элементарно просто. Достаточно поместить ее под заголовком таблицы "Весовая структура ИПЦ". Но вряд ли на это можно надеяться. А без нее весовую структуру, выраженную в относительных величинах (вся - 100,000), нельзя анализировать и комментировать. По более понятной аналогии с выборами: если бы ЦИК сообщала только процентное распределение кандидатов, но не приводила бы данных об их количестве.

* * *

В предоставленной недавно Украине МВФ возможности получения кредитов по новой программе stand-by одной из ее целей (более четких и обязательных, чем прежние) является поддержании стабильной инфляции. Надо полагать, что у МВФ будет повышенный интерес к контролю за расчетами ценовых индексов. Так что внимание со стороны Фонда, в аппарате которого существует подразделение очень квалифицированных статистиков, к аспектам методики и практики расчетов нашего ИПЦ может стать таким же жестким, настойчивым и обязательным, как в отношении формирования Антикоррупционного суда. Не стоит ли тогда попытаться решить вышеуказанные проблемы заранее?

Тем временем 13 февраля с.г. Госстат опубликовал январские цены по 53 продуктам. Надежда, что в январе число продуктов, по которым публикуются цены, увеличится, не оправдалась. Дозировка ценовой информации продолжится и в этом году.