К сожалению, в 2015 году цивилизованный мир недооценил важность поддержки Украины. Вместо адекватной программы инвестиционной поддержки ослабленной войной экономики, Украина получила незначительное долговое финансирование на текущие потребности и петлю в виде ВВП-варрантов, сдерживающую ее дальнейшее развитие. Поэтому важным элементом эффективного восстановления послевоенной экономики является адекватное сильное политическое лидерство людей, готовых отстаивать национальные интересы Украины. Нынче удивляет появление отдельных бывших топ-руководителей страны в шорт-листе кандидатов на руководство новым планом восстановления страны. Хочу напомнить международным партнерам, что дискредитированные политики не получат широкую поддержку у бизнеса и населения. Это будет подрывать доверие ко всему плану послевоенного восстановления.
Затем надо окончательно осознать, что поддержка экономической активности на территории, которой угрожают боевые действия, будет возможна лишь при активной роли государства, которое должно продолжать проводить политику поддержки бизнеса и населения. Военная безопасность как в период войны, так и после ее завершения окажет доминантное влияние на экономические процессы. Военные угрозы с территории России не прекратятся даже после успешного завершения нынешней войны за независимость Украины.
Хотим мы этого или нет, но повышение доли государства в экономике в таких условиях неизбежно. Для эффективного нивелирования военных рисков государству придется либо непосредственно стать собственником критически важных производств, либо же косвенно поддерживать частный бизнес через соответствующие программы. Часть критически важных предприятий (в частности, поврежденных во время войны) придется национализировать.
Принципиальными в программе послевоенного восстановления должны быть безвозвратность (грантовость) преобладающей части международной помощи и акцент программы на непосредственном восстановлении производственных мощностей и рабочих мест, а не на создании условий для рыночного привлечения инвестиций. Рыночное привлечение довольно масштабных инвестиций еще долго будет оставаться недостижимым для военноопасной территории Украины.
Грантовый характер восстановления Украины обеспечит долговую устойчивость будущей экономики и не будет подавлять крайне необходимый экономический рост. В плане Маршалла для Европы было 91% грантов, в плане восстановления Боснии и Герцеговины — 81%. Кредитную помощь следует направлять исключительно на самоокупаемые инвестиционные проекты.
Институциональные реформы в системе государственного управления надо продолжать, однако следует понять, что их значимость в военной экономике вторична по отношению к военно-политическим факторам национальной безопасности. А именно ими и надо руководствоваться в послевоенном восстановлении экономики страны, если мы хотим построить устойчивую, самодостаточную и обороноспособную страну (как только позволят условия).
Другим важным аспектом программы послевоенного восстановления Украины должен быть ее четкий вектор на европейскую интеграцию. Украина совместно с международными партнерами должна разработать план конвергенции ее экономики, финальной точкой которого должно быть предоставление полноправного членства Украины в Европейском Союзе.
Создание основ для долгосрочного устойчивого роста является конечной целью программы послевоенного восстановления экономики. Это предполагает макроэкономическую стабильность, адекватный уровень занятости, приемлемый уровень обеспечения социальными услугами, сильные институты власти.
Однако первоочередные задачи программы послевоенного восстановления будут более прозаичными:
- решение острых гуманитарных вопросов;
- восстановление разрушенных войной физических активов;
- быстрый запуск экономики на рыночных основах функционирования.
Это поможет вернуть на Родину беженцев и перемещенных лиц и адаптировать их к новым условиям жизнедеятельности.
Для того чтобы программа восстановления не превратилась в медленный бюрократический механизм, она должна иметь качественную структуру управления. Поступление международной помощи желательно направить в единый трастовый фонд, главный офис которого должен иметь достаточную степень автономности от доноров, но работать в тесном сотрудничестве с правительством Украины и его профильными министерствами. Отраслевые направления программы восстановления должны координировать представители ключевых доноров, учитывая их отраслевую компетенцию. Но общая координация программы должна иметь четкую вертикаль подчинения главному офису.
В процессе реализации программы восстановления придется осуществлять управление четырьмя типами потоков:
- гуманитарная помощь;
- промышленное оборудование;
- сырье и материалы;
- денежные средства.
Гуманитарную помощь (продукты питания, элементарные предметы быта, медикаменты) целесообразно финансировать исключительно по каналам грантовой помощи. Финансирование закупок промышленного оборудования и оборудования для восстановления и модернизации производства следует осуществлять в зависимости от типа проекта: для самоокупаемых проектов — займы; для других проектов — гранты. Закупку сырья, материалов, топлива на первоначальных этапах нужно финансировать по грантовым каналам, затем — за займы. Иностранную валюту для макроэкономической стабилизации экономики придется получать только на основе займов международных финансовых организаций.
Ориентировочные отраслевые направления программы послевоенного восстановления экономики могут выглядеть следующим образом:
- восстановление безопасной среды для производственной деятельности и проживания людей (разминирование и обеззараживание территорий, утилизация боеприпасов и т.п.);
- первоочередная гуманитарная помощь (предоставление приюта, продовольствия, медикаментов и медицинских услуг, топлива);
- восстановление критической инфраструктуры (транспортных путей, водоснабжения, электросетей, теплосетей);
- восстановление производственных объектов, содействие привлечению иностранных инвестиций и современных промышленных технологий;
- восстановление жилищного фонда и социальной инфраструктуры (медицинские учреждения, образовательные заведения, реабилитационные учреждения, а также социальные услуги);
- техническая помощь для усиления способности органов власти реализовывать проекты восстановления страны, поддержки развития гражданского общества, институциональных реформ, усиления верховенства права;
- решение проблемы долговой нагрузки (ВВП-варранты в совокупности с долговыми обязательствами государства могут спровоцировать долговой кризис, желательно получить достаточные объемы дешевого рефинансирования долга или провести его реструктуризацию);
- усиление обороноспособности страны, развитие отечественного ВПК.
Отдельно хочу отметить формирование принципиально новой системы научных исследований и научных институтов. Деятельность существующих научных структур типа академий должна быть существенно реформирована и направлена прежде всего на обеспечение обороноспособности и систем жизнеобеспечения страны. Аналогично надо модернизировать и систему образования с ликвидацией лишних паразитирующих структур, которые интенсивно начали формироваться в предвоенное время.
На первом этапе восстановления экономики отдельное внимание следует обратить на следующие аспекты:
- скорость предоставления помощи (для предотвращения гуманитарной катастрофы);
- предоставление преимущества восстановлению объектов с большим количеством рабочих мест;
- поддержка частных предприятий МСБ путем предоставления льготных кредитов на закупку оборудования, технологий, сырья и материалов, что будет способствовать широкому включению человеческих масс в экономический оборот страны;
- минимизация расходов на техническую помощь. На начальных этапах важно просто восстанавливать экономику, а не тратить время на обучение, которое к тому же может съедать до 20% проектного финансирования;
- установление минимальных требований к критериям эффективности освоения средств: на первых этапах достаточно подотчетности и видимости результатов.
На более поздних этапах восстановления отдельного внимания заслуживают:
- технологическая модернизация восстанавливаемых предприятий. Это позволит создать более производительную экономику, способную легко интегрироваться в мировые (в частности, европейские) рынки;
- предоставление преимущества восстановлению экономики индустриального типа (какой была национальная экономика до войны). Опыт восстановления Боснии и Герцеговины доказал, что развитие сферы услуг вместо индустриального сектора (служившего основой довоенной экономики этой страны) не смогло компенсировать потерю рабочих мест;
- импортозамещение и локализация промышленных производств, что позволит максимизировать создание рабочих мест и сформировать емкий внутренний рынок;
- субсидирование государственных закупок товаров и услуг, которые будут производить отстроенные в Украине предприятия (предоставление субсидий как для государственного бюджета Украины, так и для бюджетов других стран мира);
- усиление критериев эффективности освоения средств, установление более сложных структурных маяков;
- обеспечение макроэкономической стабильности — низкой инфляции и стабильности обменного курса — не должно стать абсолютным догматом государственной экономической политики.
Стратегически важным для экономики послевоенного времени является возрождение таких отраслей национальной промышленности, как нефтепереработка; железорудная и металлургическая промышленность; добыча нефти и газа; машиностроение (особенно в части оборудования для энергетики, транспортного машиностроения и производства вооружений).
Надо без чрезмерного энтузиазма отрабатывать вопрос построения декарбонизированной промышленности или возобновляемой энергетики. Существует опасность, что это будет занимать время и ресурсы, не создавая в достаточных объемах ни производственный потенциал, ни рабочие места. Со временем, когда эти инновационные технологии будут более дешевыми, можно вернуться к их широкому внедрению в национальной промышленности.
Монетарная политика не должна стоять в стороне от процессов восстановления послевоенной экономики. Основные усилия монетарной политики надо направить на поддержку развития финансового посредничества с целью как можно более широкого включения денежно-кредитных ресурсов в работу реального сектора экономики. Следует обратить внимание на смягчение требований финансового регулирования кредитной деятельности и развитие инструментов целевого льготного рефинансирования банковских кредитов, поскольку в разрушенной войной экономике не будет ни адекватных предметов залога, ни надежных заемщиков.
***
Успех послевоенного восстановления зависит от ряда детерминант, ключевыми среди которых являются: исключительный рационализм в принятии решений, прагматичные цели и направленность восстановления на повышение степени безопасности страны (экономической, социальной, военной).
Политическими детерминантами эффективного восстановления являются: сильное политическое и профессиональное лидерство национальной элиты, общность действий международных партнеров и правительства, надежная поддержка международных партнеров и последовательная политика ЕС по обретению Украиной членства в Евросоюзе.
Для создания основ долгосрочного устойчивого роста важно достаточно внимания уделять инвестициям в социальный капитал, завершить структурные инвестиционные реформы, однозначно встать на евроинтеграционный путь развития. Институциональная зрелость — важнейший компонент успешной рыночной экономики. Но если страна граничит с вооруженным до зубов соседом, который не отказывается от планов завладеть ее имуществом и лишить суверенитета, то приоритет все же следует предоставлять вопросам безопасности.
Все статьи Богдана Данилишина читайте здесь.