UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почему строительство Киевской окружной хотят провести без ProZorro и чем это угрожает

КОД непрозрачности

Автор: Владимир Даценко

На днях депутаты приняли решение о выводе из-под действия закона о публичных закупках расходов, связанных со строительством Киевской окружной дороги (КОД). Сразу после этого Укравтодор начал медийно отбеливать этот шаг, мол, это позволит привлечь международные компании и международные средства. Но действительно ли все так, как нам объясняют?

Самое дорогое строительство в истории Украины

Не секрет, что «Большое строительство» — это не просто программа или политика использования средств налогоплательщиков. Это прежде всего имиджевая стратегия. И она базируется на двух принципах: завершения долгостроев и реализации крупных масштабных проектов.

Именно поэтому в офисе президента активно искали знаковый и грандиозный проект, на котором можно было бы построить мощную имиджевую кампанию. Варианты были разные: и строительство европейского скоростного пути, и создание собственной пассажирской авиакомпании, и возведение концессионных дорог. Но, похоже, «Колоссом Родосским» времен Зеленского должна стать КОД: 150 км дороги вокруг Киева стоимостью 3 млрд долл. Дорожных объектов такого масштаба у нас еще не было. И это первый, под который прописали «исключения» в законе.

Большая окружная дорога вокруг Киева — это идея, о которой вспоминают время от времени разные президенты. Сам же проект разгрузки столицы от транзитного транспорта родился еще 50 лет назад. Но дальше ярких планов дело так и не сдвинулось.

Основной проблемой строительства является то, что вокруг Киева много природоохранных зон и болотистой местности. А участки земли, на которых можно строить, приватизированы. Существующая сеть дорог Киевской области не позволяет реализовать этот проект. Ведь территориальные дороги слишком нелинейные, чтобы на их базе построить скоростное шоссе. А это означает, что на начальном этапе нужно выкупить и высвободить тысячи земельных участков, находящихся в частной собственности.

Поскольку это очень проблемный процесс, и он не всегда заканчивается успешно даже в более дисциплинированных странах, то именно на этом этапе сломались копья предыдущих амбициозных планов.

Но вдруг на горизонте появляется американская компания Bechtel Corporation. Она якобы готова не только построить КОД, но и найти под этот объект западного кредитора.

Для американцев выключили ProZorro

Как только власть хочет быстро заключить контракт с «нужной» компанией, то обычно у нас начинают говорить о несовершенстве системы ProZorro.

На этот раз аргументом стало то, что якобы система не позволяет заключать договоры типа EPC-F. От обычных контрактов они отличаются тем, что договор заключается с «генеральным» производителем работ, а тот, в свою очередь, разрабатывает проект строительства, находит кредиторов и реализует его. В том числе проводит все закупки и находит субподрядчиков.

То есть это и проектирование, и строительство, и кредитование в одном пакете. Якобы таким образом крупная международная компания сможет привлечь кредит с низкими процентами и качественно выполнить все работы.

Звучит привлекательно, но есть два но.

Укравтодор / Facebook

Во-первых, обычно в таких контрактах нет четко фиксированной суммы договора (потому что без детального проекта определить стоимость работ невозможно). А если сумма и определена, то потом она может увеличиваться, даже в несколько раз.

Во-вторых, в конце концов, деньги по привлеченному частной фирмой кредиту все равно заплатит государство. То, что генеральный подрядчик привлечет кредитора с низким процентом годовых, вовсе не означает, что в результате мы получим самую выгодную цену проекта, потому что перечень работ и их стоимость будет определять сам же исполнитель, заинтересованный максимально раздуть бюджет.

Ну и главное то, что ни Укравтодор, ни парламентарии так и не объяснили, чем именно мешает конкурентная процедура торгов в ProZorro заключить договор на условиях EPC-F.

Выведя из-под действия закона все расходы, связанные со строительством КОД, парламентарии фактически разрешили не только заключить контракт с Bechtel Corporation по неконкурентной процедуре, но и покупать любые товары, которые вроде бы связаны с КОД, без тендерных процедур. Как показал опыт «ковидных» закупок, покупают наши должностные лица прежде всего «самое необходимое» — автомобили, компьютеры и технику.

История Bechtel Corporation и самой дорогой в мире дороги

Проект КОД для Bechtel Corporation станет не первой историей большого строительства автомобильной дороги. По такому же контракту американская компания строила дорогу в Румынии — «трансильванскую магистраль».

В 2004 году правительство Румынии и Bechtel Corporation подписали соглашение на строительство 415 км дороги стоимостью 2,2 млрд евро. Но после подписания контракта стоимость работ постоянно росла, пока не достигла 10 млрд евро.

В результате Bechtel Corporation построила всего 54 км дороги за 1,25 млрд евро. Власти Румынии отказались от услуг американской компании и остальные участки автомобильной дороги выставила на тендеры.

«Трансильванскую магистраль» называют самой дорогой в мире дорогой. Один километр автомагистрали от Bechtel Corporation обошелся Румынии в 24 млн евро.

Bechtel Corporation

«Bechtel» и коррупционные обвинения

Но в истории «Bechtel Corporation» есть и более неприятные эпизоды - например обвинения прокуратуры США в мошенничестве.

«Bechtel» вместе с другой американской компанией «AECOM» реализовывали проект для правительства Соединенных Штатов по строительству завода по переработке ядерного топлива. По данным следствия исполнители проекта в течение 10 лет завышали стоимость работ, включая в них работы, которые фактически не выполнялись.

По данным прокуратуры США «Bechtel» и «AECOM» не прекратили «раздувать» счета государству даже после того, как им стало известно о начале следствия.

Для урегулирования споров о мошенничестве компания согласилась выплатить компенсацию в размере 58 млн долл.

А если кто-то убежден, что американские компании всегда добросовестно и качественно выполняют работы, то будет сильно разочарован. В рамках того же строительства завода по переработке ядерного топлива «Bechtel» еще и была обвинена в закупке и использовании некачественных материалов и лоббировании связанной компании при определении субподрядчика. По этому делу «Bechtel Corporation» в 2016 году согласилась компенсировать Правительству США 67,5 млн долл.

Кроме этого в 2014 году был осужден один из топ-менеджеров «Bechtel Corporation» за вымогательство и получение откатов на сумму 5,2 млн долл.

Вице-президент «Bechtel Corporation» Асем Элгавари, возглавляя общую энергетическую компанию «Bechtel» и Правительства Египта за денежное вознаграждение обеспечивал «конкурентное преимущество» в процессе торгов определенным компаниям. История так близка украинскому закупкам, но с одним отличием – у нас за эти действия наказание приходит очень редко.

Офис президента

Так что заверения Укравтодора, что контракты на условиях EPC-F с привлечением компаний с известным именем устраняют любые риски, мягко говоря, не совсем правдивы.

Цена не имеет значения

Стоимость КОД, только по предварительным оценкам, определяется на уровне 85 млрд грн. Это около 17 млн евро за километр. А в итоге цена может быть выше в два-три раза, и Украина может побить рекорд Румынии по самой дорогой дороге.

На нынешнем этапе у Укравтодора нет ни четкого понимания условий сотрудничества, ни порядка финансирования и оплаты кредита. Только лишь убеждение в том, что окружная дорога — это важно, и что известная американская компания — это залог успеха и отсутствия каких-либо коррупционных рисков.

Контракт на условиях EPC-F выглядит лишь как повод выйти из-под действия ProZorro. Ведь фактически часть работ по этому проекту уже выполняется. Укравтодор заказал проектирование трех из шести участков строительства. То есть главная задача американской компании не обеспечить качественный инжиниринг и разработать оптимальный вариант прокладывания маршрута окружной дороги, а просто найти деньги.

К сожалению, у Украины есть богатый опыт проведения закупок вне конкурентных процедур. Раньше для этого использовались лизинговые контракты. Их суть примерно такая же — создание связки поставщик—кредитор—заказчик.

Под Евро-2012 Украина взяла в лизинг корейские электропоезда по неконкурентным ценам, да еще и вдобавок обязалась платить производителю за их ремонт и обслуживание. Позже — американские тепловозы ТО33АСС по таким же условиям.

Отсутствие конкурентных процедур привело к тому, что власть обвиняли в завышении цен по крайней мере на 30% и невыгодных условиях для Украины. Если бы эти процедуры происходили прозрачно и через тендер, то, скорее всего, таких негативных последствий удалось бы избежать. Но власть не любит делать выводы из своих ошибок.

Больше статей Владимира Даценко читайте по ссылке.