UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почему нации борща не до борща

Украинские аграрии остыли к суперфудам борщового набора

Автор: Андрей Ярмак

В Польше есть очень популярная пословица: дешевый, как борщ. Правда в том, что почти все ключевые компоненты борща можно выращивать дешево, а продавать дорого, ведь они отвечают современным критериям суперфудов. Украинцы же настолько все это не оценили, что даже периодически не могут обеспечить свой рынок. Так что будем разбираться, как Украина до этого докатилась и как это можно изменить.

Сразу скажу, что я уже много лет не ем мяса, поэтому буду говорить только об овощных компонентах борща. Текст о картофеле я уже писал для ZN.UA, и он вызвал некоторую миниреволюцию, потому что супермаркеты начали отказываться от грязного картофеля. Так что в этот раз сосредоточимся на свекле, капусте и луке.

Но чтобы понять, почему украинские аграрии остыли к «борщу», или борщовому набору, следует посмотреть на ситуацию в контексте.

Традиционно борщовый набор овощей в Украине выращивали небольшие производители. И хотя Госстат считает их «населением» или «хозяйствами населения», на самом деле это настоящие предприниматели, или, точнее сказать, фермеры, потому что они живут именно с этого. Многие из них, кстати, имеют ежегодно выручку в несколько миллионов гривен, — и все это, как правило, сплошная денежная наличность.

Традиционно большинство из них не хотели оформлять никаких отношений с государством, ведь продукция прекрасно продавалась и за наличный расчет, поэтому Госстат их и не видел. Так что никто доподлинно не знает, сколько на самом деле Украина выращивает свеклы, моркови, капусты и лука, хотя есть профессиональные аналитические компании, которые не бесплатно неплохо оценивают такие цифры.

Периодически к малым присоединялись сравнительно крупные производители. Особенно активными всегда были средние небольшие и средние «зерновики», которые в годы, когда капуста весной оказывалась очень дорогой, приходили ко мне с гениальной идеей «срубить капусты». Аргумент был железный: себестоимость 20 копеек, оптовая цена 5 грн за килограмм — рентабельность почти 1000% и особые инвестиции не нужны!

Что интересно, они старались сделать сразу 200 га, а были и такие, кто хотел тысячу. Конечно, что из-за таких охочих до легкой наживы оптовые цены, составлявшие, например, 5 грн/кг, в следующем году легко превращались в 0 грн/кг. Ведь капусту, которая в подобных объемах никому не была нужна, просто выбрасывали десятками тысяч тонн в овраги, потому что цивилизованная утилизация еще и стоила денег. Страдали и страдают от таких ценовых качелей, конечно же, все, а не только желающие быстро обогатиться.

Но в наибольшей степени от таких колебаний страдают системные крупные производители овощей, которые платят налоги и инвестировали в инфраструктуру: капельный полив (от 1–2 тыс. долл. на 1 га), специализированную технику (от 50 тыс. долл. за единицу, а ее надо много), хранилище (от 20 тыс. долл. в расчете на 1 га овощей, учитывая высокую урожайность) и т.п.

Постепенно добавился еще один фактор — развитие сетевой торговли, что привело к массовому закрытию базаров. И тут сразу же на структуру производства начал влиять фактор НДС. Все эти малые производители, не платившие никаких налогов, чтобы попасть в сети, должны были сразу «сбросить» 20% от цены или продолжать продавать через рынки за наличный расчет. Но рынков же становилось все меньше.

Соответственно, мелкий сегмент производителей овощей, дававший до 80%, а то и больше производства, начал терять позиции. Но почему же при этом не развивался крупный профессиональный сегмент производителей «борща»?! И здесь становится действительно интересно.

О ценовых качелях я сказал: когда за один год получаешь суперприбыль, а потом теряешь все. Для системного бизнеса, да еще и при условии дорогих денег это очень тяжело.

Второй фактор — это экспорт. Поскольку был шанс сорвать куш в один год из трех, не вкладываясь в качество, никто в это качество и не вкладывался. Ведь инвестиция в заделе — это не просто поставить линию сортировки. Чтобы эта линия не выплюнула всю твою морковь или лук как сплошной брак производства, многим нужно было полностью обновить почвообрабатывающую технику, переосмыслить подходы к защите растений, изменить подходы к сбору, а возможно, даже обновить сорта. Так что изменить все подходы — это очень сложно.

При чем тут экспорт? А при том, что для системного экспорта нужна лишь качественная продукция. А ее банально нет. Вот и сейчас цены на лук с июля 2020 года в Украине держатся на самом низком в мире уровне, а экспорт не может спасти ситуацию, потому что качественной продукции, которую захотели бы купить по любой цене иностранные компании, практически нет. Да, сейчас мы экспортируем лук, но тоже по минимальной цене, и идет он не в супермаркеты и даже не на рынки, а на переработку.

Таким образом, без качества мы не сможем избавиться от этих ценовых качелей и работать на системный экспорт. И я сейчас не говорю о том, что для экспорта нужно еще и системно заниматься маркетингом. Это следующий шаг, к которому наши производители также не готовы. Ведь им еще и желательно будет как-то научиться кооперироваться между собой, ведь чем больше объем качественной продукции, тем лучшие условия могут предложить покупатели.

Добавлю к этому фактор потери наиболее привлекательного рынка сбыта для борщовых овощей, которым были нынче оккупированные территории Донбасса и АР Крым. Именно там продавались традиционно наибольшие объемы по самым высоким ценам.

И любой украинский производитель, хорошо понимая все эти сумасшедшие риски и сложности, скажет: «А зачем мне этот стресс?!». Именно так они и сделали — почти все в меру крупные и средние профессиональные производители овощей за последние годы отказались от возделывания овощей борщового набора, перейдя на зерновые, подсолнечник, сою, рапс и другие более предсказуемые и более легкие в производстве культуры.

Добавлю еще один фактор — инвестиционная привлекательность страны. Украина является наименее экономически свободной страной в Европе. Именно поэтому мы не только не привлекаем иностранных инвесторов, но и своих регулярно теряем. Если бы в агробизнесе Украины была настоящая конкуренция, то на рынке нашлась бы ниша для каждого.

Все статьи Андрея Ярмака читайте здесь.