UA / RU
Поддержать ZN.ua

Перепродленная миссия

Почему переговоры с МВФ по новому траншу его кредита затянулись почти на месяц? Между фондом, правительством и Нацбанком есть, по меньшей мере, три больших спорных момента, урегулирование которых оказалось проблематичным.

Автор: Дарья Довган
Свою работу очередная миссия МВФ начала в Киеве еще 24 июня. В ее задачи входил анализ того, насколько Украина справляется со взятыми на себя обязательствами в рамках действующего соглашения stand-by общей суммой в 17 млрд долл., и если справляется - рекомендовать совету директоров фонда предоставить Киеву новый транш финансирования.
Однако вместо двух недель специалисты фонда пробыли в Киеве почти четыре. 7 июля миссия решила продлить свое пребывание еще на пять дней. А 12 июля ни МВФ, ни Кабмин вообще предпочли ничего не говорить о том, договорились ли они по новому траншу кредита фонда или Киев вновь останется ни с чем. Так - при всеобщем молчании - они и продолжили консультации и договорились лишь 18 июля.
О какие камни споткнулись переговорщики, и как МВФ предлагает убирать их с дороги?
Бюджетный вопрос
Украина выполнила все критерии, необходимые для получения нового транша кредита Международного валютного фонда, и рассчитывает на выделение второго транша кредита в размере 1,5 млрд долл., заявил премьер-министр Арсений Яценюк еще 9 июля.
Во многом он прав. С конца апреля, когда совет директоров МВФ утвердил новую программу кредитования Украины, официальный Киев предпринял большинство из оговоренных шагов. К примеру, было начато проведение стресс-тестов 15 крупнейших банков; нанят аудитор для обследования финансовой ситуации НАК "Нафтогаз Украины" (им стала компания BDO); объявлено о реструктуризации газового монополиста на две отдельные структуры, которые будут заниматься транзитом и хранением природного газа, и т.д.
Но если бы с выполнением соглашения действительно все было так хорошо, миссия МВФ не находилась бы в Киеве четыре недели подряд. В переговорах между фондом, правительством и Нацбанком было, по меньшей мере, три больших спорных момента, урегулирование которых оказалось проблематичным.
Во-первых, выполнение государственного бюджета. Формально проблемы не так уж и серьезны. За январь-июнь 2014-го в общий и специальный фонды госбюджета поступило свыше 175 млрд грн. Это на 8% больше, чем за аналогичный период 2013 г. Согласно бюджетной росписи, которая есть в распоряжении ZN.UA, за январь-июнь в общий фонд госбюджета было собрано 152,9 млрд грн, или 97% от плана. При этом Украина вписалась в показатель дефицита бюджета, оговоренный с МВФ.
Но проблема в том, за счет чего ей это удалось. Во многом дотянуться до планки Кабмину позволила не успешная собираемость налогов, а перевод в казну средств Нацбанком.
Украина - в рецессии, а на восточных ее рубежах идет война. Обеспечить поступления бюджета в таких условиях - задача не из простых.
"Если в мае (из-за военных действий на Востоке страны) мы потеряли 420 млн грн, то в июне эта цифра составила 630 млн грн", - заявил 10 июля глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус. По его словам, полностью приостановили работу около 50 предприятий в Донецкой и Луганской областях.
В итоге за полгода Минфин собрал в казну на 4,1 млрд грн налоговых поступлений меньше, чем планировал (122,5 млрд грн против плана в 126,6 млрд). В том числе недобор поступлений от НДС составил 3,8 млрд (63,5 млрд против запланированных 67,3 млрд грн). Но даже там, где план выполнялся, сбор налогов был меньше, чем год назад. С января по май доходы от сбора налога на прибыль предприятий сократились на 4 млрд грн, акцизных сборов - на 2 млрд, собственных поступлений бюджетных организаций - более чем на 2 млрд.
Но расходы росли, ведь Минфину нужно было профинансировать резко увеличившиеся расходы на оборонный сектор нашего государства. Компенсировать недостачу приходилось Нацбанку. За полгода он перечислил в казну в виде аванса от своей прибыли уже 22 млрд грн из 22,8 млрд, разрешенных законом о госбюджете на весь год. В прошлом году за тот же период он перечислил в бюджет "лишь" 10 млрд грн.
Такая эксплуатация "печатного станка" НБУ Минфином - в жестком противоречии с требованиями МВФ. "Она ограничивает независимость Нацбанка в принятии регуляторных решений и вынуждает его концентрироваться не на поддержании курса национальной валюты, а на выполнении показателей госбюджета", - объясняет эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. Поэтому в предварительной версии обновленного меморандума, который есть в распоряжении ZN.UA, во второй половине года практика перечисления средств в казну со стороны Национального банка должна быть полностью запрещена. "Авансовое перечисление прибыли НБУ и ограничение расходов позволили выполнить целевой показатель дефицита бюджета на конец мая с большой маржой, - говорится в документе. - Но… ухудшение ситуации в сфере национальной безопасности на Востоке страны приводит к падению налоговых поступлений в государственный бюджет и давлению в направлении повышения расходов на военные цели".
Но это значит, что справляться с несоответствием доходов и расходов правительству Украины будет еще сложнее. И вопрос, как решать эту проблему, и стоял так остро в повестке дня.
Ситуация усугубляется еще и тем, что прогнозы по доходам бюджета Кабмин и МВФ строили на разных показателях. Обновленная версия госбюджета была принята в марте с учетом 3-процентного падения ВВП Украины в 2014 г. Но в программе кредитного соглашения МВФ, принятой 30 апреля, фонд заложил прогноз падения ВВП Украины в нынешнем году на 5%.
Сейчас он еще более пессимистичен: как заявил в пятницу, объявляя о результатах визита миссии Фонда ее глава Николай Георгиев, оценка падения ВВП была ухудшена до 6,5% в 2014-м. То, что бюджет по-прежнему "стоит" на прогнозе 3-процентного падения, не могло не создать сложностей в переговорах.
"Газпром" и популизм
Второй существенной проблемой в переговорах был дефицит НАК "Нафтогаз Украины" и долг Украины перед "Газпромом".
Полное погашение этого долга - одно из требований МВФ, которые должен был выполнить Киев, чтобы претендовать на получение нового транша. Но ко времени "Ч" по долгу было уплачено лишь 786 млн долл. (за газ, импортированный в феврале и марте текущего года). И более того, в апреле-июне задолженность продолжила накапливаться. В том числе потому, что пока "Газпром" не перекрыл свой газовый вентиль, "Нафтогаз" спешил закачать в свои ПХГ как можно больше российского газа (и гораздо больше, чем было запланировано первоначально в программе сотрудничества с МВФ).
Как итог, к началу июля долг "Нафтогаза" перед "Газпромом", согласно заявлению главы российской госмонополии Алексея Миллера, достигал уже 5,3 млрд долл. А отсутствие соглашения по новой цене газа означает, что в ближайшей перспективе договориться по ней и не удастся. "Более высокий, чем запланировано, импорт газа и снижение валютного курса привели к более резкому, чем ожидалось, дефициту "Нафтогаза", - говорится в промежуточном проекте обновленного меморандума с МВФ.
Наконец, еще пару проблемных моментов в отношениях с фондом подкинули украинские парламентарии. Некоторые из них, к примеру, Николай Рудьковский, активно пытались поднять свой рейтинг, проведя через парламент закон о конвертации валютных ипотечных кредитов по курсу 5 грн за доллар. Владельцы ипотечных кредитов, безусловно, сказали бы ему за это большое "спасибо". Но вот банкиров этот закон отнюдь не порадовал бы: он предлагал переложить все потери от курсовых колебаний на банки, что еще больше подорвало бы их и без того хлипкие балансы. А вместе с ними - и так с трудом поддерживаемую Нацбанком хрупкую стабильность банковской системы.
Чтобы "обезвредить" законопроект Рудьковского, НБУ, Минфин и правительство инициировали разработку своего документа. Он был подан в парламент нардепом Русланом Князевичем. Проголосовав его в первом чтении, депутаты сняли законопроект Рудьковского с повестки дня. Но проблема в том, что даже компромиссный вариант закона был неприемлем для Международного валютного фонда. "В свое время принятие аналогичного закона закрыло возможность для получения новых траншей кредита МВФ правительством Венгрии", - говорит высокопоставленный чиновник, принимающий активное участие в переговорах. Согласно промежуточной версии обновленного меморандума, фонд настаивал, чтобы даже на проект Князевича, если он будет принят парламентом, президент наложил вето.
Вариант компромисса
Почти четыре недели пребывания миссии в Украине не прошли даром: по информации нашего издания, около пяти часов утра в пятницу, 18 июля, между миссией и правительством Украины был снят последний проблемный вопрос - и уже утром результаты переговоров были презентованы прессе. На чем сошлись стороны?
Во-первых, Нацбанк и фонд все же согласовали новую версию проекта закона по ипотечному кредитованию, который сделает его еще более строгим в отношении защиты прав банков, но позволит решать вопросы проблемных валютных ипотечных кредитов обычного населения. К тому же согласно предварительной версии обновленного меморандума Киев должен был пообещать МВФ отменить мораторий на взимание залогов по кредитам, введенный парламентом в июне.
Кроме того, удалось достичь общего понимания проблемы и по "Нафтогазу". Согласно предварительной версии обновленного меморандума, миссия фонда согласилась на то, чтобы увеличить предполагаемый дефицит "Нафтогаза" с 3,3%, запланированных в первоначальной программе, до 3,7% (хотя не исключено, что в финальной версии меморандума цифра получится еще больше). К тому же в фонде признали, что НАКу понадобится еще большая, чем раньше, помощь из госбюджета.
А на прошлой неделе Министерство финансов подало на рассмотрение правительственного комитета проект закона о внесении изменений в госбюджет, которым предлагает правительству проводить частичную компенсацию ставок по заимствованиям на внутреннем рынке для ряда государственных компаний, в том числе для НАК "Нафтогаз Украины" с тем, чтобы тот смог реструктуризировать свои обязательства, срок погашения которых наступает в текущем году. Вероятно, эта инициатива Минфина также была согласована с миссией фонда.
Наконец, движение навстречу друг другу между Кабмином и фондом состоялось и в вопросе проблем с наполнением бюджета страны и состоянием ее золотовалютных резервов.
Фонд, к примеру, смирился с тем, что размер государственного долга Украины к концу 2015 г. увеличится сильнее, а чистые международные резервы НБУ сильнее сократятся, чем он изначально планировал, чтобы сдержать сильные колебания курса гривни, если они вновь начнутся. Нацбанк, в свою очередь, пообещал проводить интервенции на валютном рынке, покупая валюту для пополнения своей "золотовалютной подушки", когда появится такая возможность.
Кроме того, в рамках договоренности с МВФ в понедельник, 14 июля, премьер-министр Яценюк поручил пересмотреть доходную и расходную части госбюджета, приведя их в соответствие с экономическими реалиями, причем так, чтобы размер прогнозного дефицита при этом был неизменен. Другими словами, премьер поручил провести новый секвестр главного финансового плана страны. "В рамках фискальной политики правительство решило внедрить пакет мер по расходам и доходам (бюджета) общим объемом в 1% ВВП в 2014 г., компенсируя эффект растущих расходов на цели безопасности экономией на других расходах", - говорится в пресс-релизе фонда, опубликованном по результатам визита миссии.
Согласно проекту секвестра, который есть в распоряжении ZN.UA, в новом проекте Минфин исходит из тезиса, что во втором квартале 2014 г. его расходы будут не выше, чем за первые шесть месяцев текущего года, и уже это позволит сэкономить бюджету почти 30 млрд грн за год. А если постараться, то, по прогнозам Минфина, в расходной части бюджета можно найти ресурс для экономии еще почти 9,7 млрд грн.
Годовой план по расходам общего фонда в действующем госбюджете-2014 - 378 млрд грн. С января по июнь Кабмин профинансировал расходы на 174,4 млрд (кассовые расходы), это 46% от годового объема. Минфин говорит, что де-факто за следующие шесть месяцев он также может потратить не 54, а 46% от плана (то есть еще 174,4 млрд грн, а не "оставшиеся" 204,5 млрд). Или даже и того меньше. Минфин предлагает сократить расходы на второе полугодие еще больше - до 164,8 млрд грн.
Под нож предлагают пустить практически все статьи расходов - от финансирования деятельности администрации президента и ДУСи до капитальных расходов. Кроме того, ведомство Александра Шлапака предлагает сократить объемы кредитования из госбюджета. Наконец, отдельным пунктом стоит экономия на содержании аппарата госсектора в Украине - его предлагают лишить сразу двухмесячного бюджета.
Правда, последний проект закона, вероятно, натолкнется на самое жесткое сопротивление со всех сторон - от самих чиновников до депутатов, которые будут стараться в очередной раз получить свой маленький кусочек славы на защите интересов "простого чиновника". Но и без нового секвестра Украине, видимо, не обойтись. "Вести войну за счет резервного фонда нельзя. Кроме того, огромное количество средств необходимо будет потратить на восстановление промышленности областей, в которых ведутся военные действия. А значит, бюджет дефицита будет расти, и секвестр однозначно будет", - говорит главный финансовый аналитик РА "Эксперт-рейтинг" Виталий Шапран.
Но если по всем ключевым вопросам Кабмин, Нацбанк и МВФ нашли общий язык, почему переговоры шли так долго? Ответ на этот вопрос у всех собеседников ZN.UA один.
Проблема - в полной непрогнозируемости ситуации в Украине. Когда составлялась программа, в ней не учитывался фактор войны на Востоке нашей страны и плохо скрытой агрессии Кремля против Украины. "Впервые самолет летит в условиях полного отсутствия видимости, - говорит собеседник, близкий к переговорам с Международным валютным фондом. - А значит, ни в правительстве, ни у команды МВФ нет уверенности, что при следующем пересмотре программы, в сентябре, любой из оговоренных структурных маяков опять не окажется напрочь оторванным от жизни. Поэтому задачей миссии было не просто засвидетельствовать, что задания по структурным маякам, установленным в апреле, уже выполнены, но и обеспечить, чтобы через два месяца программу не нужно было пересматривать опять".
К тому же даже те болезненные реформы, что Кабмин уже успел провести (прежде всего, повышение тарифов на ЖКХ), выглядят поверхностными, когда речь идет о том, какие шаги ему нужно предпринимать дальше. Скажем, менять всю систему социальной помощи, отказываясь от льгот, и переходя к ее адресному формату. Или улучшать эффективность работы бюджетных учреждений, начиная со школ и заканчивая больницами. "У правительства нет поддержки в парламенте, и оно понимает, что либо не сможет провести непопулярные меры, либо же сможет, но слишком большой ценой", - констатирует очевидную "растяжку", в которой оказалась украинская власть, один из опрошенных ZN.UA ее представителей.
Старший советник главы "Альфа-Банка Украина" Роман Шпек, за плечами которого - многолетний опыт работы с международными финансовыми организациями, считает, что программу вообще нужно полностью пересмотреть.
"Изменение формата ничего не даст. Его сложно наполнить содержанием, вне зависимости от формы", - говорит собеседник, близкий к переговорам. Ведь как ни упаковывай рекомендации для экономики Украины в программу, ключевые риски для страны на данном этапе от этого не изменятся.