UA / RU
Поддержать ZN.ua

Олигархи обрадуются монопольной реформе АМКУ

Как проводят антимонопольную политику Байден и Зеленский

Автор: Агия Загребельская

И Джо Байден, и Владимир Зеленский называли антимонопольную политику приоритетом президентства. На этом сходство закончилось, и началось движение в противоположных направлениях.

Первое отличие — кадры. Байден назначил руководить антитрастовым направлением трех известных американцам оппонентов монопольной власти. Это:

Джонатан Кантер — помощник генерального прокурора Минюста, ответственный за надзор за антимонопольным отделом. Практикует антимонопольное законодательство более 20 лет. Был яростным критиком больших технологий и выступал за усиление антимонопольного применения.

Лина Хан — глава Федеральной торговой комиссии (FTC). Работала советником комиссара FTC Рохита Чопра, потом в юридическом подкомитете Палаты представителей Конгресса США по вопросам антимонопольного права. Известный критик BigTech.

Тим Ву — специальный помощник президента по вопросам технологий и политики конкуренции в Национальном экономическом совете Белого дома. Один из наиболее откровенных критиков BigTech. Был профессором Колумбийского университета. Занимал должность старшего советника генерального прокурора Нью-Йорка.

Владимир Зеленский в 2019 году поставил руководить АМКУ своих друзей и аффилированных с олигархами лиц. Ни один из них не работал в антимонопольной сфере, не имел каких-либо знаний и опыта, не высказывал своих приоритетов на этой должности.

Второе отличие не заставило долго ждать. Пандемические вызовы с инфляцией и спекулятивными явлениями Байден начал преодолевать, активизируя антимонопольные инструменты.

Например, в США концентрированный рынок переработки мяса: четыре компании имеют 85% мощностей переработки говядины, 70% — свинины и 54% — птицы. Они перетянули на себя большую часть денег в цепочке прибылей. FTC начала расследование на рынке, а администрация Байдена представила пакет мер, которые должны привести к справедливым ценам. Из бюджета выделяется 1 млрд долл. на создание независимых от монополистов мощностей по переработке, из которых 375 млн — гранты независимым переработчикам и 100 млн — государственные гарантии по кредитам, которые будут выдаваться независимым переработчикам мяса через частные банки.

Владимир Зеленский, имея указанным образом сформированный состав АМКУ, ожидаемо пошел другим путем — государственного регулирования цен.

В Украине в 2022 году возвращается государственное регулирование цен на продукты питания, отмененное в 2018-м как неэффективное. Регулируется не цена производителей-монополистов, а уровень розничной торговой надбавки. Теперь ритейл с оптовиками к цене производителей продуктов могут добавить всего лишь 10% с учетом рекламных, маркетинговых, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, паковке, других услуг, связанных с реализацией конечному потребителю. АМКУ годами не решает проблему монополий на этих рынках.

А значит, американцы выйдут из кризиса с конкурентными рынками, на которых останутся наиболее эффективные игроки. Украинцы же, наоборот, потеряют эффективных и получат рынки, сформированные из олигархов и крупных, но неэффективных в конкурентном бизнесе игроков.

Третье отличие стало вполне логичным результатом первых двух. В антимонопольной реформе команда Байдена сделала акцент на следующих важных моментах.

  1. Потерпевшие.

Американцы активно работают над усовершенствованием законодательства, которое позволит потерпевшим более эффективно защищать свои права. И это при том, что согласно их законам ущерб, вызванный антимонопольными нарушениями, уже возмещается в тройном размере, а ежегодные суммы компенсаций составляют миллиарды долларов.

  1. Усложнение процедуры получения разрешения на слияние гигантами рынка.

Проще не допустить создания монополии, чем потом тратить ресурсы налогоплательщиков на ее укрощение и компенсацию ущерба. Поэтому второй приоритет — изменить нормы таким образом, чтобы монополию нельзя было создать с активного или молчаливого согласия конкурентного ведомства.

  1. Активизация принудительного разделения и ретроспективной оценки предоставленных гигантам разрешений на слияние.

Гигантов, которых не ограничить и не победить в честном конкурентном состязании, нужно просто поделить. И первые такие дела американская антимонопольная инфраструктура настолько активно запустила, что руководство FTC получило от богатейших компаний США свыше десятка заявлений об отводе.

У Владимира Зеленского решили пойти своим путем. Стратегию предложенной депутатами «Слуги народа» псевдореформы я бы охарактеризовала следующим образом: Зеленский решил позволить монополистам все и избавить их максимально от давления, чтобы они сами лопнули от величия и «переедания». Возможно, это суперхитрый план, который назовут украинским антимонопольным чудом. Но, имея обоснованные сомнения, как крайний шанс попробую убедить депутатов, которые в ближайшие дни собираются голосовать во втором чтении законопроект №5431, и доступно опишу, что с ним не так и что надо сделать, чтобы было так.

  1. Законопроект уменьшает ответственность для нарушителей антимонопольного законодательства вдвое.

Так, в статье 55 раздела закона «Ответственность», предусматривающей, что нарушители должны компенсировать пострадавшим ущерб в двойном размере, депутаты предлагают слово «двойном» заменить на «одинарном».

Публично ни один из представителей «Слуги народа», являющихся авторами этого законопроекта, подобное предложение не прокомментировал. Некоторые даже удивились, что в подписанном ими проекте оно есть. Но приближенная к Владимиру Зеленскому руководитель АМКУ такие изменения защищает, мотивируя тем, что иначе потерпевшие могут довести нарушителей антимонопольного законодательства до банкротства и даже начать зарабатывать на своих убытках от монопольных злоупотреблений.

Учитывая то, что мы с вами живем в Украине, наверное, не нужно долго объяснять, почему скорее Ахметов или Коломойский станет президентом, чем украинцы доведут их до банкротства, благодаря предусмотренному законом праву на двойное возмещение. Да и за всю антимонопольную историю Украины вы не найдете ни одного подобного примера. Зато случаев, когда монополисты довели до банкротства малый и средний бизнес, — тысячи. Не говоря уж о том, что американские законы предусматривают тройной размер ответственности, и никто сейчас из-за этого не обанкротился.

Поэтому, чтобы не фантазировать на тему, как помочь монополиям жить вечно, мы просто предлагаем депутатам проголосовать за поправки №1245, или 1246, или 1248, или 1250, или 1253, или 1254, каждая из которых оставляет хотя бы двойной размер без изменений. Мы даже не настаиваем на его увеличении до тройного по американскому примеру, хотя надо было бы.

  1. Права потерпевших.

Не удивлюсь, если большинство из вас впервые из этой колонки узнало о праве на компенсацию ущерба с нарушителей в двойном размере. Глобальная причина — олигархическо-монопольный уклад экономики, в котором те, кто пишет правила, и те, кто потом их применяет, делают это таким образом, чтобы такому укладу ничто и никто не угрожал.

Нормативная причина — АМКУ вместе с судами читают и применяют нормы так, что потерпевшие не могут никуда пожаловаться и не имеют никаких прав в антимонопольном процессе. Как следствие, бесправные потерпевшие остаются ни с чем.

Воодушевленные примером США, ряд депутатов подали свои поправки ко второму чтению, в которых предлагают усовершенствовать норму закона таким образом, чтобы ни в АМКУ, ни в судах не было возможности игнорировать потерпевших. Это позволит каждому, кто переплатил свои кровные из-за нарушения антимонопольного законодательства, заявить об этом в АМКУ, защищать себя не на уличных акциях протеста, а правовым путем и в дальнейшем заставить нарушителя компенсировать причиненный ущерб.

Авторы закона не комментируют, почему они против того, чтобы дать украинцам право пожаловаться на Ахметова или Коломойского. Назначенное Зеленским руководство АМКУ объясняет это следующим образом: если у вас будет много прав, то у нас будет много работы, мы и так всех вас бесправных защищаем, неужели вам нашего «честного слова» мало, и вы просите еще каких-то прав?

Да, права нужны.

Неэффективность АМКУ в защите наших прав и судебные процессы, которые он хронически проигрывает монополистам и олигархам, наглядное доказательство того, что его «честное слово» ничего не стоит. А опыт тех же американцев, австралийцев, европейцев, канадцев, британцев свидетельствует о том, что конкурентное ведомство априори не в состоянии своими силами разобраться со «слонами». И только когда на стороне конкурентного ведомства воевали пострадавшие с армиями своих юристов, силы выравнивались. Иначе юридический департамент АМКУ должен состоять из сотен людей, чтобы иметь хоть какую-то возможность сравняться с юридическими отделами участников рейтинга Форбс. Но ни одного подобного успешного примера в мире вы не найдете.

Так что, если мы таки о «ехать», а не о «шашечках», то права потерпевших надо признать. Ведь вряд ли кто-то думает, что украинцев от злоупотреблений монополий защитит намерение депутатов поднять зарплату главе АМКУ втрое.

Для этого депутатам нужно поддержать поправки №794, 795, или 806, или 830, 856, 857.

Это не все, конечно. Есть еще ряд очень правильных поправок, которые сделают этот законопроект более похожим на реформу, а не на сохранение статус-кво или даже ухудшение. А именно:

А пока что законопроект №5431 — это никакая не анти-, а настоящая монопольная реформа на радость олигархам, которые зацементируют свою неприкосновенность и наше бесправие.

Все статьи Агии Загребельской читайте здесь.