UA / RU
Поддержать ZN.ua

Обреченные рецидивисты

Украинская власть в очередной раз пустилась в граничащую с преступной волокиту и профанацию реализации необходимых для страны реформ. Так что финансово-банковскому сектору после расслабляющего периода обманчивой весенне-летней стабилизации почти наверняка уготована новая "нескучная" осень.

Автор: Юрий Сколотяный

Украинская власть в очередной раз пустилась в граничащую с преступной волокиту и профанацию реализации необходимых для страны реформ.

Так что финансово-банковскому сектору после расслабляющего периода обманчивой весенне-летней стабилизации почти наверняка уготована новая "нескучная" осень. Однако грядущие "развлечения" вряд ли помогут избавиться от затянувшейся депрессии в экономике, актуализируя ее традиционные многолетние вызовы.

"Дала понять с порога…"

Полуторжественная декламация речи под кодовым названием "Кто молодец? - Я молодец!", которой глава НБУ Валерия Гонтарева сопровождала объявление об очередном понижении учетной ставки в ходе пресс-конференции по этому поводу, оказалась омрачена не только нелицеприятными вопросами журналистов "не по теме" мероприятия.

На задниках "выставочно-витринных" тезисов о наблюдающейся на фоне относительно благоприятной внешней конъюнктуры стабилизации внутренней ценовой и валютной ситуации, а также финансово-банковского рынка в целом, маячили достаточно легко просматривающиеся угрозы и риски. И очередное зависание вопроса о выделении новых траншей со стороны МВФ и других международных доноров - даже не главное из них.

Пожалуй, основными среди как озвученных на прошлой неделе Гонтаревой, так и содержащихся в опубликованном на нынешней (4 августа) квартальном инфляционном отчете НБУ тезисов были следующие: замедление годовых темпов инфляции (до 6,9% по итогам июня с.г.) "опережает прогнозную траекторию", валюта поступает с рынка в резервы исправно, даже большими, чем ожидалось, порциями. Так что все у нас, в общем-то, более-менее хорошо, и вот вам всем по этому поводу "подарок": очередные послабления ограничений на валютном рынке. Далеко не такие, конечно, принципиальные, как, например, отмена 2-процентного сбора на покупку валюты или поголовной проверки функционерами НБУ импортных контрактов, но вроде бы тоже знаковые. А именно: возможность обменивать без предъявления документов валюту на сумму до 150 тыс. грн (хотя лимит в 12 тыс. грн на ее продажу в одни руки пока остается в действии).

Еще один приподнятый в тональности аккорд: приток депозитов в банки в последние месяцы возобновился и становится все увереннее. Глядишь, не только проблем с ликвидностью уже не предвидится (ее избыток в банковской системе оценивается то ли в 70 млрд, то ли и во все 100 млрд грн), но и стоимость привлекаемых банками ресурсов населения и бизнеса скоро снизится настолько, что и кредитование экономики "когда-нибудь в 2017-м" восстановится…

Поспособствовать этому и призвано снижение учетной ставки (УС), произведенное Нацбанком уже четырежды за четыре последних месяца (в общей сложности на 6,5 п.п., до 15,5% годовых).

В традиционно подвергаемой сомнениям (как экспертами, так и журналистами) действенности этой меры Валерия Гонтарева попыталась заверить общественность тирадой, что "у нас уже очень хорошо работает трансмиссионный механизм". Так что за понижением учетной ставки следует, по словам нынешней главы НБУ, "моментальное снижение всех остальных ставок": сначала на межбанке, потом по банковским депозитам и далее - кредитных ставок. Видимо, для пущей убедительности первая нацбанковская леди пообещала в ходе отдельного мероприятия "показать это в слайдах и цифрах". Ну что же, не помешает, а то у прогрессивной финансовой общественности все больше усиливаются подозрения, что как нынче НАБУ тужится разобраться в тонкостях схем, сопровождающих выделение нацбанковского рефинансирования, так в свое время (пусть и не в каденцию нынешнего президента) дойдет очередь и до особенностей операций (особенно посреднических) с депозитными сертификатами НБУ. Оборот по которым в нынешнем году уже вплотную приблизился к 2-триллионному уровню (1,94 трлн грн на 4 августа 2016 г.), а их приобретение стало едва ли не основной рыночной "стратегией" заработка для большинства располагающих избыточной ликвидностью финучреждений. И очень хочется надеяться, что этот общепринятый в практике мировых центробанков инструментарий не окажется жертвой традиционной украинской "специфики".

Увы, несмотря на оцененную главой НБУ в 100 млрд избыточную ликвидность в системе, снижение ставок по банковским депозитам происходит пока далеко не моментально, явно отставая от динамики "основного ориентира". Так, если за период с 22 апреля по 28 июля с.г. учетная ставка была снижена на 5,5 процентного пункта, то уменьшение ставок по срочным депозитам населения пока остается почти втрое меньшим, составляя в среднем менее 2 п.п. Согласно публикуемому на сайте НБУ Украинскому индексу ставок по депозитам физлиц (рассчитывается агентством Thomson Reuters), по состоянию на 4 августа оно составляло 1,98 п.п. (с 18,6% на 22 апреля 2016-го до 16,62% годовых) по 3-месячным вкладам, 1,85 п.п. (с 19,83 до 17,98%) - по полугодовым и 1,75 п.п. (с 20,40 до 18,66%) - по годовым депозитам.

Более того, происходит этот процесс очень неравномерно и зависит от особенностей банка и его положения на рынке. Так, в группе крупнейших наиболее заметно снизили стоимость привлечения гривневых ресурсов "дочки" европейских материнских структур. Да и то более низкой, нежели среднерыночная, стоимостью привлечения депозитов могут похвастаться не все из них. Так, если у "Райффайзен Банка Аваль" и Укрсиббанка средняя ставка по 12-месячным гривневым депозитам составляет 10,75 и 10,5% годовых соответственно (см. табл.), то у Укрсоцбанка она остается самой высокой в группе крупнейших (Проминвестбанк мы не рассматриваем ввиду очевидного бедственного состояния финучреждения, которому российский ВЭБ сейчас активно ищет покупателя) - на уровне 20,75% годовых. Госбанки придерживаются достаточно синхронной ресурсной политики, установив ставки по своим годовым депозитам на уровне, близком к недавнему значению УС ("Укрэксим" - 16,5%, "Ощад" - 17, "Укргаз" - 17,5% - см. табл.).

Группе российских "дочек" по понятным причинам сейчас живется в Украине непросто, откуда и высокие ставки - от 18,4% у "Сбербанка России" до 20,0% у ВТБ (у "Альфа-Банка" - 19,5%).

"Главный персонаж"

На особенном положении, уже традиционно, Приватбанк. Крупнейший оператор банковской системы сохраняет ставки, на 2 п.п. превышающие среднесистемный уровень (19–20% по срочным депозитам на 12 месяцев в гривне, и 8–9% - по долларовым аналогам). В итоге с начала нынешнего года "Приват" не только нарастил абсолютные объемы привлеченных средств населения, но и еще больше увеличил свою рыночную долю среди действующих банков (причем кардинально - см. табл.). Так, согласно отчетности самого банка по состоянию на конец операционного дня 30 июня 2016 г., числившиеся за этим учреждением объемы срочных депозитов населения в гривневом эквиваленте увеличились с начала года более чем на 5 млрд (до 113,6 млрд со 108,4 млрд грн на 31 декабря 2015-го), а рыночная доля по этому показателю таким образом достигла 39,8% (! - от опубликованного НБУ общего значения для системы в 285,4 млрд грн на 1 июля 2016 г.). Конечно, тут могла сработать традиционная для итоговых квартальных дат "отчетная химия" (имеющиеся в распоряжении ZN.UA данные по нацстандартам финотчетности дают немного другие показатели "Привата" на 1 июля 2016-го, но отличия непринципиальны - 109,6 млрд грн срочных вкладов с рыночной долей в 38,4%).

Подобные "урожаи" приносит не только выплачиваемая Приватбанком по депозитам надбавка к их среднерыночному уровню. Но и самый узнаваемый в системе банковский бренд вкупе с агрессивной рыночной стратегией, плюс далеко не идеальной, но очень выгодно смотрящейся на фоне конкурентов технологичностью электронных и карточных сервисов. Неслабое преимущество - работающая как мощнейший рыночный пылесос вторая после Ощадбанка по разветвленности розничная сеть (2325 действующих структурных подразделений, тогда как у следующей за ним по этому показателю десятки банков - 2416, но сообща). К слову, в столице их у "Привата" числится больше всех - 229, тогда как у "Ощада" - 218.

Как бы там ни было, перед Приватбанком (впрочем, как и перед всеми остальными действующими финучреждениями) сейчас стоит очевидная дилемма: уменьшать процентные ставки по депозитам для экономии на затратах или же в погоне за весом не только на рынке продолжать агрессивное наращивание дорогой ресурсной базы. А ведь высокие ставки привлечения депозитов со стороны главного топ-мейкера рынка означают и дороговизну ресурсов для заемщиков других банков, как и для экономики в целом со всеми вытекающими из этого последствиями. Причем это даже без учета множества других сопряженных с банковским кредитованием в сегодняшней Украине рисков. Увы, несоразмерная затратность украинской экономики не только в отношении энергопотребления, но и стоимости финресурсов была и остается одной из ярчайших демонстраций ее структурной ущербности.

Тем временем, судя по задекларированным на сайте главного рыночного игрока процентным ставкам по депозитам, выбор пока в пользу практикуемого доселе (и, надо сказать, работающего) второго варианта. Вопросами по поводу средне- и долгосрочных последствий подобной ресурсной политики не только для "Привата" ZN.UA уже задавалось. Пока каким-то образом учреждению удается показывать хотя и не впечатляющий, но все же положительный чистый процентный доход, задекларированный в его отчетности за первую половину нынешнего года на уровне 1,247 млрд грн (основные заработки якобы на комиссионных - 3,6 млрд). При этом любопытно, что в разделе "Отчет о движении денежных средств" среди показателей денежных потоков от операционной деятельности (стр. 5 отчета банка) значатся "проценты полученные" на сумму 10,5 млрд грн, тогда как "проценты уплаченные" - 14,9 млрд. Разницу читатель может посчитать самостоятельно…

Между тем впору задаться и вопросом: что, если не монопольное положение, означает почти 40-процентная рыночная доля, последствия которого просто обязаны озаботить регулирующие органы. Причем несмотря на недавние очередные заверения, что в банке все в порядке и никаких угроз его существованию нет, лично президента Порошенко, признавшего публично факт обсуждения в ходе одной из его последних встреч с Игорем Коломойским "вопроса Приватбанка" и выполнения им нормативов НБУ. При этом он упомянул, что "здоровье Приватбанка есть в переговорах с МВФ".

Видимо, в ходе той встречи были достигнуты какие-то договоренности, о которых широкой общественности знать пока не должно…

"И нервы, как канат…"

Но и замолчать-замять эту проблему уже, видимо, не удастся, ведь очевидными вопросами по поводу специфики крупнейшего в Украине банковского учреждения и сопряженных с его деятельностью рисков публично задаются уже не только ZN.UA, действующий министр финансов и другие местные наблюдатели, но и авторитетное международное финансовое информагентство Bloomberg. А значит, и мимо внимания функционеров МВФ они пройти не могли, ведь без их решения о каком здоровье и стабильности украинской банковской системы может идти речь в принципе? Не потому ли Валерию Алексеевну не рассмешила шутка Игоря Валерьевича в ходе их нечаянной встречи в коридоре Нацбанка в присутствии журналистов, что ее реформы "очищают рынок для нас", что в ней была слишком малая доля шутки? И не подумала ли она, что расчистила восемь десятков больших и малых "помоек" и "мусорников", чтобы в итоге получилась одна огромная "свалка"? Справиться с которой она не в состоянии, как и со своей мусорной проблемой мэр Львова и лидер "Самопомочі".

При этом держать хорошую мину при далеко не лучшей регуляторной игре украинским чиновникам удается все хуже. То на Deutche Welle выходит публикация, не признающая "очевидный прогресс" валютной либерализации от НБУ, под ярким названием "Бизнес в Украине отправляют на помойку", то тот же Bloomberg публикует материал о ширящемся в отношении Украины скептицизме со стороны отслеживающих местное положение дел иностранных аналитиков. В частности, в отношении перспектив получения дальнейших траншей МВФ.

Так что высказанное главой НБУ по этому поводу заверение, что остались только "технические моменты", и если уж не по окончании сезона отпусков в августе, то в начале сентября транш точно будет предоставлен, а потом до конца года - еще как минимум один, вызывает недобрые сомнения, заправленные аналогиями прошлогодней осени.

Конечно, несмотря на уже высказанный рядом осведомленных наблюдателей пессимизм, можно все-таки надеяться, что, как и в прошлом августе, в этот раз мы тоже все-таки "пропетляем" с траншем, укрепив за счет МВФ-ских ресурсов золотовалютные резервы перед предстоящими в сентябре долговыми выплатами и традиционными осенними рецидивами мини- и макрофинансовых катаклизмов. Однако дальнейшая перспектива снова явно зависает, ведь темп необходимых реформ правительством Гройсмана уже утерян, а достаточной поддержки в парламенте для требующихся дальнейших непопулярных решений нет (впрочем, как, видимо, и запаса политической воли даже для популярных). Знаковая приватизация ОПЗ провалена, непристойное увиливание от введения электронного декларирования уже опозорило нынешний официальный Киев почти на весь мир, а ведь на кону - еще и непроходная через нынешний парламент отмена налоговых льгот для аграриев. Тем временем уже только ленивый не отметил неумолимый рост рейтингов политических конкурентов нынешней власти. А ведь общество хоть и осведомлено об очередном витке повышения энергетических и прочих коммунальных тарифов, но во всей красе их пока не ощутило. Так что антирейтинговый "урожай" нынешней властью еще будет пересчитан по осени. Как и усушка и утруска голосов в якобы еще действующей коалиции, способная спровоцировать жесткий политический кризис, который точно не добавит доверия к банкам и национальной валюте среди вкладчиков. А значит, новые набеги на банки и обменные пункты исключать нельзя. Но что реально сделано для их предотвращения - вопрос риторический.

И это - даже без учета не добавляющего электоральных очков осеннего секвестра госбюджета, весьма вероятного, если вспомнить о почти двукратном отставании темпов роста его поступлений от запланированных (+6,2% по факту за 5 месяцев против заложенного в бюджете 11,7-процентного увеличения). Альтернатива - новое включение печатного станка НБУ - тоже уж точно не пойдет на пользу стабильности гривни.

На способный компенсировать недоборы в бюджет дополнительный внеплановый рост экономики полагаться вряд ли приходится: в опубликованном 4 августа с.г. квартальном инфляционном отчете Нацбанк констатировал "стриманіше за очікуване" увеличение показателя ВВП, оценив его по итогам первого квартала на уровне статпогрешности (0,1%). Годовой прогноз НБУ на 2016-й оставлен без изменений - ожидается прирост ВВП всего на 1,1% (в госбюджете заложены 2%), да и то при условии реализации относительно благоприятного базового сценария, предусматривающего "возобновление сотрудничества с МВФ, отсутствие негативных шоков на внешних рынках и эскалации боевых действий на Востоке Украины".

Оптимизма должна была бы добавить констатация НБУ в опубликованном инфляционном отчете, что "в целом внешняя ценовая конъюнктура для украинских производителей во 2-м квартале улучшилась" и "при этом повышение цен на ключевые товары украинского экспорта превысило наши ожидания". Однако согласно его же вердикту, уже "в конце 2-го квартала и в июле возобновилось снижение цен на большинство сырьевых товаров". Аналогичная ситуация сложилась и на рынке агропродукции.

Увы, за два последних года реформ мало что поменялось. И анализ ключевых факторов влияния как на текущее состояние, так и на перспективы украинской экономики в официальных документах сводится в первую и главную очередь к оценке текущих тенденций и попыток "прикинуть" будущую конъюнктуру мировых рынков. Причем сырьевых, поскольку львиная доля украинского экспорта приходится, как известно, на продукцию самых низких технологических укладов с минимальной степенью обработки и, как результат, долей добавленной стоимости. И это - еще одна констатация фактической безрезультатности всех "натужных" реформ украинской власти последних двух лет.

Между тем значительно подправить ситуацию, что принесло бы хорошие плоды уже осенью, могла бы, например, настоящая, а не профанационная реформа таможенных порядков. Но точно не в реализуемом нынче ее виде. То же касается и многих других реформ, еще способных обернуть утекающую из рук нынешних власть имущих ситуацию вспять.

***

Еще до наступления экватора первого президентского срока Петра Порошенко в его вторую каденцию верит разве что г-н Грынив, которому это положено в ипостаси главного президентского имиджмейкера. Но шанс избежать катастрофы - нового падения страны и ее экономики в очередной водоворот кризиса и популизма еще лет эдак на пять-десять, как и перспективы загреметь на аналогичный первый срок, но совсем в иных, нежели президентские, пенатах, - в сложившихся условиях у него еще есть. Но для этого необходимо для начала отказаться от безудержной булимии на прибюджетный, околобанковский, военно-заказный и агроземельный подкорм в пользу настоящих национальных интересов. Неужели эта, в общем-то, простая миссия невыполнима даже под угрозой не только политического самоуничтожения?